Изменения в правовом регулировании, разъяснения правил проведения закупок по закону № 223-ФЗ на 29 августа 2016 г.

29.08.2016

Предлагаем Вашему вниманию обзор последних новостей в сфере регулирования и осуществления закупок по закону № 223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменение правил закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, отнесение договора банковского вклада к закупке, признание судом запроса предложений торгами и многое другое.

1. Постановление Правительства от 11 декабря 2014 г. № 1352

Новые лимиты для обязательных закупок

В 2016 году уже в четвертый раз внесены изменения в Постановление Правительства от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Постановлением от 19 августа 2016 года № 819 установлено, что с 1 января 2018 года годовой объём закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства по прямым договорам, по результатам закупок, участниками которых являются только СМиСП, должен быть увеличен с 10 до 15%.

Постановлением от 26 июля 2016 г. № 719 определены новые лимиты для обязательных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. С 1 ноября 2016 года заказчики, на которых распространяется действие Постановления № 1352, обязаны производить закупку исключительно у субъектов МиСП, если товар (работа, услуга) включен в перечень закупок у СМиСП, а начальная (максимальная) цена договора не превышает 200 млн. руб. (в настоящее время – 50 млн. руб.).

Действие Постановления № 1352 с 1 января 2017 года будет распространено на кредитные организации, величина активов которых, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей. На кредитные организации также распространено действие Постановления от 29 октября 2015 г. № 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга".

Субъекты малого и среднего предпринимательства, участвующие в закупках напрямую или в качестве субподрядчика, должны теперь подтверждать свою принадлежность к СМиСП путем декларирования в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого или среднего предпринимательства представлением в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Только для вновь созданных организаций и ИП, не включенных в единый реестр, предусмотрена новая упрощенная форма декларации.

Заказчикам предоставлено право при заключении договора с участником закупки осуществлять проверку соответствия этого участника закупки критериям, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", на основании сведений из единого реестра.

Кроме того, предусмотрена обязанность заказчика отказывать участникам в допуске к участию в закупке или отказываться от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком, в случае отсутствия сведений об участнике закупки или привлекаемом им субподрядчике в едином реестр СМиСП.

Постановлением от 2 августа 2016 г. № 749 действие Постановления № 1352 распространено на Акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляющее деятельность в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства.

2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ

Унитарные предприятия обязаны проводить закупки по № 44-ФЗ

Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" действие закона № 44-ФЗ распространено на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

С 1 января 2017 года унитарные предприятия обязаны проводить свои закупки в соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ.

Право ГУПов и МУПов работать по закону № 223-ФЗ сохранено только в отношении двух категорий закупок:

  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия

До 31 декабря 2016 года государственные, муниципальные унитарные предприятия обязаны:

  • создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего
  • осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ
  • зарегистрироваться в ЕИС

Также унитарные предприятия вправе внести изменения или принять новую редакцию Положения о закупке в целях использования возможностей для осуществления в ограниченном объеме закупок по закону № 223-ФЗ.

Следует отметить, что закон допускает возможность заключения унитарными предприятиями в 2016 году договоров в соответствии с требованиями закона № 223-ФЗ, исполнение которых будет осуществляться в 2017 году и в последующие годы.

3. Федеральный закон от 03.07.2016 № 317-ФЗ

Изменения в № 275-ФЗ в части компенсации расходов

Федеральным законом от 03.07.2016 № 317-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и статью 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в порядок исполнения требований закона № 275-ФЗ в части компенсации расходов на формирование производственных запасов и режима использования отдельного счета.

В закон введено понятие продукции с длительным технологическим циклом производства - продукции, длительность производственного цикла изготовления которой в соответствии с технологией ее производства составляет более шести месяцев.

Право получать компенсацию расходов на формирование производственных запасов при исполнении контракта в сфере ГОЗ головным исполнителем, исполнителем в новой редакции дифференцировано:

  • у головного исполнителя такое право возникает по согласованию с государственным заказчиком, при условии включения указанного права в государственный контракт и подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса. О размере фактических расходов, понесенных головным исполнителем на формирование указанного запаса, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк
  • у исполнителя аналогичное право может возникнуть только после исполнения контракта
  • если формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий необходимо для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения ГОЗ, исполнитель может получить компенсацию при условии подтверждения обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса. Порядок подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием указанного запаса, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" в соответствии с их компетенцией

Нормы статьи 8.3 закона № 275-ФЗ о режиме использования отдельного счета уточнены в части перечисления платежей в бюджетную систему РФ; перечисления головным исполнителем согласованного размера прибыли при частичном исполнении им государственного контракта; перечисления денежных средств, направленных на возмещение расходов на формирование производственного запаса, необходимого для выполнения ГОЗ.

Статья 8.4. закона № 275-ФЗ, регламентирующая запреты на совершение некоторых операций по отдельному счету, дополнена исключениями в виде возможности перечисления процентов по кредитам, а также денежных выплат, связанных с предоставлением работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом (за исключением компенсаций расходов на проезд и найм жилого помещения).

Кодекс об административных правонарушениях дополнен частью 2 статьи 7.29.2, предусматривающей ответственность за отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика), занимающего доминирующее положение, от заключения договора, необходимого для выполнения ГОЗ, если заключение такого договора является обязательным для указанного лица, - в виде штрафа для должностного лица в размере до 50000 руб. и для юридического лица в размере до одного миллиона рублей.

4. Федеральные законы от 03.07.2016 №№ 368-ФЗ, 369-ФЗ, 370-ФЗ, 371-ФЗ, 372-ФЗ

Изменения в Градостроительном кодексе в проектной документации

Федеральными законами от 03.07.2016 №№ 368-ФЗ, 369-ФЗ, 370-ФЗ, 371-ФЗ, 372-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в том числе, в части требований к проектной документации, ценообразования и сметного нормирования, создания федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации, федерального реестра сметных нормативов, Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и Национального реестра специалистов в области строительства.

Наиболее существенными являются следующие изменения Градостроительного кодекса:

  • введены понятия экономической эффективности проектной документации повторного использования, модифицированной проектной документации
  • предусмотрено создание Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства
  • упрощены процедуры получения разрешений на строительство или ввод объекта в эксплуатацию, в т.ч. предусмотрена возможность подачи документов в электронной форме
  • определены понятия сметной стоимости строительства, сметных норм, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов
  • в Кодекс включена новая Глава 2.1. «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов»

 К полномочиям органов государственной власти в области строительной деятельности отнесены:

  • утверждение сметных норм и методик применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов
  • утверждение методик определения сметных цен строительных ресурсов
  • установление порядка мониторинга цен строительных ресурсов
  • установление порядка ведения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве
  • ведение федерального реестра сметных нормативов
  • ведение федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве

Федеральным законом № 372-ФЗ предусмотрены существенные изменения в сфере функционирования СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, вступающие в силу с 1 июля 2017 г.:

  • членство в СРО в отдельных случаях для государственных и муниципальных предприятий, учреждений, юридических лиц с долей участия государственной (муниципальной) собственности более 50% становится не обязательным
  • изменены правила формирования компенсационного фонда возмещения вреда;
  • предусмотрено формирование компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств
  • установлены новые требования к разработке СРО стандартов и внутренних документов, контролю СРО за деятельностью своих членов
  • предусмотрено создание Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и Национального реестра специалистов в области строительства
  • введена административная ответственность за нарушение СРО порядка предоставления документов и сведений для ведения госреестра СРО, а также за нарушение законодательства о хранении документов

5. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ

Публично-правовые компании должны осуществлять закупки по 223-ФЗ

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что публично-правовые компании должны осуществлять свои закупки в соответствии с законом № 223-ФЗ.

Публично-правовая компания определена в законе как унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном законом № 236-ФЗ, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

6. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584

Профессиональные стандарты

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" установлен период до 1 января 2020 года для постепенной реализации требований профессиональных стандартов, в том числе стандарта «Специалиста в сфере закупок».

Определено, в частности, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных законом № 44-ФЗ, применяются организациями, указанными в Постановлении № 584, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.

В план включаются, среди прочего, сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.

Реализация мероприятий планов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 г.

Предложения по актуализации профессиональных стандартов можно направлять в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях организации их рассмотрения в установленном порядке в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

7. Распоряжение Правительства от 16.07.2016 № 1514-р

Закупки инновационной продукции

Распоряжением Правительства от 16.07.2016 № 1514-р дополнен перечень организаций, обязанных осуществлять в определенных объемах закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции – в новой редакции изложено Распоряжение Правительства № 475-р «О перечне конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства». В перечень включены 12 компаний, в т.ч. Открытое акционерное общество "Птицефабрика "Свердловская", г. Екатеринбург, Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта, г. Санкт-Петербург.

8. Письмо от 25 апреля 2016 г. № Д28и-1021

Договор банковского вклада

В письме от 25 апреля 2016 г. № Д28и-1021 Минэкономразвития дало разъяснения по вопросам отнесения к сфере регулирования закона № 223-ФЗ договоров банковского вклада и перестрахования.

Как указало Минэкономразвития, из существа правоотношений, возникающих при заключении договора банковского вклада, следует, что указанный договор является возмездным, поскольку банк выплачивает своим вкладчикам в виде дохода по вкладу только часть прибыли, полученной от размещения привлеченных денежных средств, остальная часть остается в его распоряжении в виде платы за оказанную услугу.

Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития, заключение договора банковского вклада является закупкой товаров, работ, услуг в понимании Закона № 223-ФЗ. Кроме того, при заключении договоров перестрахования также необходимо руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ.

9. Письмо от 26 апреля 2016 г. № Д28и-1038

Товары российского происхождения

В письме от 26 апреля 2016 г. № Д28и-1038 Минэкономразвития высказало свое мнение о том, что в настоящее время в рамках закупок по закону № 223-ФЗ невозможно предоставить преимущества поставщикам товаров российского происхождения.

Как отмечено в письме, положения Закона № 223-ФЗ призваны обеспечить равный доступ к закупкам для всех участников.

Базовые принципы Всемирной торговой организации, членом которой является Россия, предполагают предоставление национального режима при закупке товаров как отечественного, так и зарубежного происхождения.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи III Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) национальный режим не применяется только в случае закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей (государственные, муниципальные заказчики).

К закупкам по закону № 223-ФЗ положения соглашений всемирной торговой организации применяются в полной мере.

Таким образом, преимущественная закупка российских товаров в рамках Закона № 223-ФЗ может трактоваться как противоречащая базовым правилам всемирной торговой организации.

С учетом изложенного заказчики не вправе устанавливать в качестве критерия оценки заявки отечественное происхождение товара и устанавливать в документации о закупке приоритет товарам российского происхождения.

Данная позиция отражена также в решении Арбитражного суда Нижегородской области от 19 мая 2016 г. по делу № А43-3959/2016, в котором АО «Транснефть-Верхняя Волга» пыталось признать недействительным аналогичное решение УФАС по Нижегородской области. В Решении суда указано, что в силу части 8 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, вправе установить Правительство Российской Федерации. Между тем, указанный приоритет товаров российского происхождения на текущий период Правительством Российской Федерации не устанавливался.

Директивы № 4537п-П13 от 14.07.2014, № 7850п-П13 от 24.11.2014, утвержденные Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шуваловым, вопреки доводам заявителя не могут являться правовым основанием для включения в документацию о закупке условий о преимуществе товаров российского происхождения, поскольку по смыслу вышеназванных норм права, приоритет товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, вправе устанавливать исключительно Правительство Российской Федерации посредством издания соответствующего акта.

Предписание УФАС по Нижегородской области в отношении АО «Транснефть-Верхняя Волга о внесении соответствующих изменений в Положение о закупке оставлено в силе также Первым арбитражным апелляционным судом.

10. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07 июля 2016 года

ОАО Корпорация Комета

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07 июля 2016 года по делу № А40-163328/15 оставлено в силе решение УФАС по г. Москве в отношении ОАО «Корпорация «Комета» о том, что запрос предложений является торгами, и заказчик не вправе отказаться от заключения договора с лицом, объявленным победителем запроса предложений.

В Постановлении Арбитражного суда указано: антимонопольным органом сделан правильный вывод, поддержанный судами о том, что проведенная заявителем процедура соответствует понятию «торги» в контексте гражданского и антимонопольного законодательства, вопреки доводам заявителя об обратном. Иное наименование, присвоенное заказчиком проводимой процедуре, не может повлиять на существо спорных правоотношений, вступая в которые, стороны, добросовестно пользующиеся своими правами, расценивают и относят их к сфере гражданского законодательства, регламентирующего торги.

Довод заявителя о том, что запрос предложений не является формой торгов, а представляет собой разновидность офертно-акцептного способа заключения договора, правомерно отклонен судами, так как Закон о закупках подразумевает заключение договоров только посредством конкурентного отбора контрагентов (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) путем оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, применяемых в равной степени ко всем участникам закупки (часть 6 статьи 3 Закона о закупках). Толкование положений Закона о закупках как допускающих заключение договоров способами иными, чем конкурентный отбор, фактически может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, так как определение победителя может быть основано исключительно на субъективном усмотрении организатора закупки, что не соответствует целям и задачам, ради достижения которых принимался указанный Закон.

Предусмотренный заявителем механизм в Положении о закупках нарушает баланс частных и публичных интересов, законодательно закрепленный принцип равенства участников гражданских правоотношений, поскольку создает незаконные, необоснованные преимущества для заказчика, обладающего правом немотивированно отказаться от заключения договора с победителем. В то же время, для победителя предусмотрена обязанность по заключению договора (пункт 2.23 закупочной документации), а также неблагоприятные последствия в виде включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в случае уклонения от заключения договора.

Данное Постановление Арбитражного суда Московского округа указывает на то, что отказ от заключения договора по результатам закупки способом запроса предложения становится более рискованным для заказчика с точки зрения возможности успешного обжалования данного решения в антимонопольном органе.

Источник специализированная организация по торгам "Финконт Торги"

К списку новостей

Похожие новости:

  • .

    В 2018 году принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих важные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые исключения из сферы регулирования закона № 223-ФЗ; правила проведения закупок проектных и изыскательских работ, согласование закупок определенных товаров с координационным органом Правительства, изменения правил ведения реестра договоров, новый функционал ЕИС и электронных площадок для закупок с участием субъектов МиСП и многое другое.

  • .

    В декабре 2017 года принято несколько законов, вносящих существенные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года, закупки у СМиСП на электронных площадках, работающих по 44-ФЗ, ограничения на использование товарных знаков в описании предмета договора, новые полномочия ФАС России и многое другое.

  • .

    В декабре 2017 года подписаны несколько законов, вносящих существенные изменения в правила закупок по закону № 44-ФЗ, в том числе реализующих долгожданный перевод всех конкурентных процедур в электронную форму. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: конкурсы, запросы котировок, запросы предложений и закрытые закупки в электронной форме; изменения требований к участникам закупки и заявкам, сроков размещения информации в реестре контрактов и правил отчетности о закупках и многое другое.

Нужна помощь с подбором обучающей программы?

Оставьте заявку на обратный звонок, и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.

Свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 698-63-64

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/about/news/izmeneniya-v-223-fz-29-08-16