Изменения в правовом регулировании, разъяснения и мониторинг закупок по 223-ФЗ

17.03.2016

Предлагаем Вашему вниманию обзор последних новостей в сфере регулирования и осуществления закупок по закону № 223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: сроки заключения и пределы изменения договоров, требования к образованию специалистов по закупкам, обоснование необходимости радикальной реформы системы закупок по 223-ФЗ.

 

1. Постановление Правительства от 05.02.2016 № 76

Единая информационная система

Постановлением Правительства от 05.02.2016 № 76 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в постановления, регулирующие размещение информации о закупках по закону № 223-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 теперь действует с новым названием: «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».  

Кроме того, оно будет дополнено с 1 апреля 2016 года дополняется новым разделом:

«Х. Порядок размещения перечня перспективных потребностей в продукции машиностроения».

В Постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 494 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации об объеме выручки отдельных видов юридических лиц и требованиях к такой информации" внесены изменения в части замены «официального сайта» на «единую информационную систему».

 

2. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ

Министерство экономического развития Российской Федерации

На официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации опубликован Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2015 году.

В Докладе отмечено, что более 95% закупок осуществляется на неконкурентной основе. Это закупки у единственного поставщика, которые составляют более 40%, так и закупки с применением «иных способов», которые составляют более 55% от общего объема закупок в 2015 году. Отсутствие в Законе № 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется более 3500 способов определения поставщика, которые зачастую маскируют закупки у единственного поставщика.

По мнению Минэкономразвития, многообразие способов закупок негативным образом отражается на обеспечении прозрачности закупок и добросовестной конкуренции между участниками закупок, поскольку затрудняет подготовку к процедуре закупки, создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Мониторинг показывает наличие значительных расхождений в информации о планируемых закупках и заключенных договорах. Так, только каждый 2-й договор по результатам закупок размещен в реестре договоров. В связи с этим необходимо принятие мер, направленных на повышение достоверности информации о закупках, которая размещается в единой информационной системе.

Минэкономразвития констатирует непривлекательность закупок для поставщиков: среднее количество подаваемых заявок на торги сократилось с 1,3 в 2014 году до 1,2 в 2015 году. В контрактной системе (закупках по закону 44-ФЗ) аналогичный показатель составляет 3 заявки.

По состоянию на 31 декабря 2015 г., с официальным сайтом интегрировано 163 электронные торговые площадки, обеспечивающие проведение закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Общий объем закупок, проведенных с использованием ЭТП, составил свыше 5,4 трлн. руб., что составляет 23% от общего объема закупок в 2015 году. Как отмечено в Докладе, сложившаяся ситуация в сфере функционирования электронных площадок не обеспечивает достаточный уровень прозрачности и открытости закупок. Указанную проблему планируется решить посредством ограничения количества операторов электронных площадок и установления к ним единых требований.

По итогам оценки и мониторинга соответствия планов закупки на 2016 год в части закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства все заказчики, чьи планы подлежат оценке и мониторингу, получили положительные заключения. Средняя доля закупок у СМиСП составляет 31,97%, что в три раза превышает нормативно установленный уровень.

Анализируя показатели конкуренции участников закупок, Минэкономразвития пришло к выводу о наличии договорных торгов, доля которых составляет не менее 25%, а в абсолютном выражении это более 3,5 трлн. рублей.  

В завершении Доклада Минэкономразвития отмечает, что проект изменений закона № 223-ФЗ № № 821534-6 представляет собой радикальную реформу системы закупок компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий и направлен на повышение гласности, прозрачности, эффективности закупок. При этом в настоящее время экономия в рамках закупок отдельных видов юридических лиц составляет менее 1%, что не может считаться удовлетворительным.

 

3. Письмо Минэкономразвития России от 28.12.2015 № Д28и-3752

Письмом Минэкономразвития России от 28.12.2015 № Д28и-3752 дан ответ на вопрос об ограничении увеличения (уменьшения) объема, цены закупаемых отдельными видами юрлиц товаров (работ, услуг).
По мнению Минэкономравзития, вопрос об изменении условий заключенных договоров по результатам закупок по 223-ФЗ должен быть решен каждым заказчиком в соответствии с утвержденным Положением о закупке.

При этом Минэкономразвития России подготовлены поправки к проекту федерального закона № 821534-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" для рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении, предусматривающие, в частности, ограничение увеличения и уменьшения объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг не более чем на двадцать процентов.

 

4. Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384

Верховный Суд РФ

Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 по делу № А60-28335/2014 подтверждена важная позиция Федеральной антимонопольной службы в отношении срока заключения договора по результатам закупки по 223-ФЗ.

Установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает, что в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав, в связи с чем предписание антимонопольного органа в оспариваемой части соответствует требованиям Закона.  

Таким образом, коллегия Верховного Суда признала законным Предписание антимонопольного органа о внесении изменений в Положение о закупках в части установления срока, до истечения которого договор не может быть заключен, не менее срока, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Руководитель направления по государственным и коммерческим закупкам
Специализированной организации «ФинКонт Торги»,
преподаватель Учебного центра «ФинКонт»,
к.э.н. Богацкая Софья Германовна

К списку новостей

Похожие новости:

  • .

    В 2018 году принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих важные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые исключения из сферы регулирования закона № 223-ФЗ; правила проведения закупок проектных и изыскательских работ, согласование закупок определенных товаров с координационным органом Правительства, изменения правил ведения реестра договоров, новый функционал ЕИС и электронных площадок для закупок с участием субъектов МиСП и многое другое.

  • .

    В декабре 2017 года принято несколько законов, вносящих существенные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года, закупки у СМиСП на электронных площадках, работающих по 44-ФЗ, ограничения на использование товарных знаков в описании предмета договора, новые полномочия ФАС России и многое другое.

  • .

    В декабре 2017 года подписаны несколько законов, вносящих существенные изменения в правила закупок по закону № 44-ФЗ, в том числе реализующих долгожданный перевод всех конкурентных процедур в электронную форму. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: конкурсы, запросы котировок, запросы предложений и закрытые закупки в электронной форме; изменения требований к участникам закупки и заявкам, сроков размещения информации в реестре контрактов и правил отчетности о закупках и многое другое.

Нужна помощь с подбором обучающей программы?

Оставьте заявку на обратный звонок, и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.

Свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 698-63-64

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/about/news/izmeneniya-v-pravovom-regulirovanii-223-fz-mart2016