Важные изменения для участников государственных и муниципальных закупок

15.05.2019

Очередные поправки, внесенные в закон о контрактной системе № 44-ФЗ, существенно изменяют правила работы поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере государственных закупок.

С 12 мая 2019 года:

1. Сокращен срок подачи жалобы с 10 до 5 дней (после размещения в ЕИС итогового протокола закупки).

2. Срок рассмотрения ФАС России документов при внесении участников в реестр недобросовестных поставщиков сокращен с 10 до 5 рабочих дней.

С 1 июля 2019 года:

1. Появится возможность предоставить обеспечение заявки при участии в электронных процедурах в форме банковской гарантии. Срок действия такой гарантии должен превышать срок окончания подача заявок не менее чем на 2 месяца. Но лучше оформить банковскую гарантию на более длительный срок, так как заказчик может внести изменения в документацию и перенести срок окончания подачи заявок.

2. Установлена обязанность заказчика поэтапно возвращать обеспечение исполнения контракта, внесенное денежными средствами, если в контракте предусмотрены этапы его исполнения, пропорционально объему исполненных обязательств. Для получения денежных средств поставщику необходимо передать или направить заказчику заявление.

3. Срок возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта, не должен превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком обязательств, а для закупок с участием только СМП и СОНО, такой срок не должен превышать 15 дней с даты исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.

Денежные средства заказчик не вернет, если имеются не исполненные требования о перечислении заказчику неустоек, а также в случае, когда объем поставки не покрыл выплаченный поставщику аванс.

4. Если заказчиком установлены этапы исполнения контракта, то он будет обязан заранее определить сроки и стоимость каждого этапа. Цена каждого этапа в контракте устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК участником закупки, с которым заключается контракт.

5. Если заказчик устанавливает требования к гарантии качества товара, работы, услуги, требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), то он должен установить требования к обеспечению гарантийных обязательств. Это обеспечение предоставляется при приемке товара путем перечисления заказчику денежных средств или банковской гарантией. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% НМЦК. Поставщику предоставлено право изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения новое обеспечение гарантийных обязательств.

6. Сокращены сроки проведения электронных аукционов. При НМЦК до 300 млн. руб., а для закупки строительных работ – до 2 млрд. руб., срок подачи заявок сокращен до 7 дней, срок рассмотрения первых частей – 1 рабочий день. В иных случаях срок рассмотрения первых частей заявок сокращен до 3 рабочих дней. Когда заказчик закупает строительные работы с обязательным размещением в ЕИС проектной документации, первая часть заявки представляет собой просто согласие на выполнение работ, а допуск участников к аукциону будет осуществляться автоматически (всех, чьи заявки не возвратил оператор электронной площадки), без решения комиссии и «галочки» на площадке.

7. Аукцион пройдет на следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок, а при закупке строительных работ – через 4 часа после окончания срока подачи заявок. «Шаг» аукциона будет определяться как раньше, без ограничения «не ниже 100 рублей».

8. Предусмотрено право заказчика закупать любой объект закупки по цене единицы товара, работы, услуги, сумме цен единиц, если заказчик не может определить количество необходимого товара (объем работ, услуг). Количество товара (объем работ, услуг) в этом случае будет определяться по заявкам заказчика в порядке, установленном проектом контракта. Сравнение ценовых предложений, оценка заявок по стоимостному критерию будут осуществляться с учетом предложений участников о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта рассчитываются в этом случае от максимального значения цены контракта, а применение антидемпинговых мер поставлено в зависимость от процента снижения суммы единичных цен (если сумма цен единиц товара снижена на 25 и более процентов). Аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. В контракт включаются максимальное значение цены контракта, цена единицы товара, работы, услуги. При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены таких единиц, указанных в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт.

9. В случае применения антидемпинговых мер при НМЦК до 15 млн. руб. установлены новые правила подтверждения добросовестности участника: необходимо предоставить информацию из реестра контрактов об исполнении в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем 20% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

10. Если закупка проводится с участием только СМП и СОНО, будут применяться льготные условия в отношении обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта, в том числе в случае применения антидемпинговых мер, устанавливается от цены контракта, а не НМЦК. Участник такой закупки, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

11. Установлено, что в случае применения антидемпинговых мер выплата аванса по контракту не допускается.

12. Предусмотрены новые реестры участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, которые будут вести операторы электронных площадок. В указанные реестры участники должны предоставить информацию об их соответствии дополнительным требованиям, установленным Правительством к участникам отдельных видов закупок (Постановление № 99 от 04.02.2015). К участию в закупках соответствующих объектов будут допущены только участники, разместившие соответствующие подтверждающие документы в реестре на площадке. Остальным заявки будут возвращены оператором площадки. В составе второй части заявки соответствующие документы уже прикладывать не нужно.

13. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт будет обязательно включено условие о размере аванса по каждому этапу.

14. Троекратное отклонение вторых частей заявок на одной площадке в течение квартала, сопровождающееся потерей обеспечения заявки, становится цикличным. Денежные средства, заблокированные на специальном счете участника закупки в размере обеспечения каждой третьей такой заявки, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

15. Договоры с единственным поставщиком по п.4 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ можно будет заключить на сумму до 300 тыс. руб. (в действующей пока редакции закона – до 100 тыс. руб.), в том числе с использованием электронных магазинов, портала поставщиков Москвы, агрегатора «Березка».

16. Отменена обязанность заказчика проводить внешнюю экспертизу товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных) по контрактам с единственными поставщиками.

17. Появились новые законные основания для изменения условий заключенных контрактов:

  • разрешены изменения объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом цена контракта может измениться не более чем на 10%;
  • возможны изменения «строительных» контрактов, заключенных на срок не менее года, если возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию;
  • для «строительных» контрактов допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначально установленного срока исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, и предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта.

18. В случае расторжения контракта по соглашению сторон или в связи с односторонним отказом стороны, допускается заключение контракта с участником, занявшим второе место при проведении соответствующей конкурентной закупки (при его согласии и при условии предоставления обеспечения контракта).

19. В случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, поставщик обязан будет предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

С 31 июля 2019 г. договоры с единственным поставщиком по п. 5 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ можно заключать на сумму до 600 т.р. (в настоящее время – до 400 т.р.). Такие договоры можно заключать с учреждениями культуры, образовательными, научными, физкультурно-спортивными организациями и др., в том числе с использованием электронных магазинов, портала поставщиков Москвы, агрегатора «Березка».

До 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года. При этом Минфин разъяснил, что государственные и муниципальные заказчики могут заключить такое дополнительное соглашение только при условии выделения дополнительного бюджетного финансирования, а бюджетные учреждения и унитарные предприятия – в рамках имеющихся у них средств.

Полезно

Об этих и других изменения законодательства о регламентированных закупках более подробную информацию можно получить на курсах и семинарах для поставщиков Учебного центра «Финконт».

44-ФЗ и 223-ФЗ: Практический курс для поставщиков (40 часов очно, 104 часа дистанционно). Курс в Москве

44-ФЗ и 223-ФЗ: Семинар для поставщиков с участием ФАС. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

Обзор подготовлен преподавателем АНО УМЦ Финконт:

Богацкой С.Г.

Руководитель направления по государственным и корпоративным закупкам ООО СО "Финконт Торги", доцент Учебного центра «Финконт», к.э.н.

К списку новостей

Похожие новости:

В данном разделе опубликованы все важные последние изменения в 44-ФЗ. Обзоры изменений подготавливает руководитель направления по государственным и коммерческим закупкам специализированной организации «ФинКонт Торги», преподаватель Учебного центра «ФинКонт», к.э.н. Богацкая Софья Германовна.

Мы всегда следим за последними актуальными изменениями в федеральном законе 44 и публикуем их на сайте.

Посмотреть и скачать "44-ФЗ о закупках в последней редакции от 01.05.2019."

  • .

    В период с апреля по август 2019 года кроме революционных «майских поправок» в закон № 44-ФЗ было принято более десятка постановлений Правительства и иных нормативных актов, которыми внесены коррективы в различные сегменты системы правового регулирования государственных и муниципальных закупок. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые дополнительные требования к участникам закупок, существенные изменения в сфере регулирования импортозамещения, поправки в акты о нормировании, функционировании ЕИС, выдаче банковских гарантий, регистрации участников и многое другое.

  • .

    1 мая 2019 года Президент РФ подписал три закона о внесении изменений в Закон о контрактной системе – 69-ФЗ, 70-ФЗ и 71-ФЗ.

  • .

    В период с декабря 2018 года по март 2019 года шла активная работа по совершенствованию законодательства о государственных и муниципальных закупках. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменение правил предоставления и возврата обеспечения исполнения контракта с 1 июля 2019 года, новые дополнительные требования к участникам закупки и правила оценки заявок при проведении конкурсов, изменения контрактов с учетом ставки НДС, новый перечень для условий допуска иностранных товаров и многое другое.

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/about/news/vazhnye-izmeneniya-dlya-uchastnikov-goszakupok-maj2019