Важные изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ на апрель 2017
15.05.2017
В январе – апреле 2017 года произошли важные изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменение сроков оплаты по контрактам, передача полномочий по регулированию закупок Минфину, изменения в правилах казначейского контроля, порядок формирования и использования каталога товаров, работ, услуг, уточнение правил планирования закупок, ведения реестра контрактов и многое другое.
- Федеральным законом от 01.05.2017 № 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменены сроки оплаты поставленного товара, выполненных работ и оказанных услуг в контрактной системе.
Если закупка проводится исключительно у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, оплата по контракту должна быть произведена в срок не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Во всех остальных случаях, в том числе при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, за исключением специально предусмотренных случаев.
Федеральный закон от 01.05.2017 № 83-ФЗ вступил в силу с 01 мая 2017 года.
- Федеральным законом от 28.03.2017 № 36-ФЗ "О внесении изменения в статью 108 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены уточнения в статью 108 закона № 44-ФЗ, регулирующую особенности заключения энергосервисных контрактов. Установлено, что энергосервисные контракты могут заключаться в целях обеспечения энергоэффективности при закупке услуг по реализации сжиженного газа, используемого в качестве моторного топлива.
В Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» предусмотрено, что условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива). Таким образом, природный газ, используемый в качестве моторного топлива, как в компримированном, так и в сжиженном состоянии, может поставляться по таким договорам.
- Федеральным законом от 28.03.2017 № 45-ФЗ "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" введено новое основание закупки товаров у единственного поставщика – пункт 49 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ.
Закупка у единственного поставщика возможна при осуществлении уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти закупок работ по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и табачной продукции, ввозимых в Российскую Федерацию, по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что изменения в ч. 3 ст. 93, ч. 4 ст. 94, ч.2 ст. 96 закона № 44-ФЗ не внесены, а это означает, что соответствующую закупку провести будет непросто: необходимы отчет с обоснованием закупки, обеспечение исполнения контракта и привлечение внешнего эксперта.
- Федеральным законом от 22.02.2017 № 17-ФЗ "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" возможность осуществления закупок у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. руб. на основании п.5 ч.1 ст. 94 закона № 44-ФЗ предусмотрена для государственных и муниципальных физкультурно-спортивных организаций.
- Постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 № 446 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации определено федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
К ведению Минфина отнесены:
- определение условий допуска для целей закупок товаров, происходящих из иностранных государств;
- определение порядка согласования применения закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя); порядка согласования заключения контракта с единственным участником закупки;
- определение единых требований к функционированию операторов электронных площадок;
- утверждение рекомендаций по обоснованию НМЦК;
- обеспечение мониторинга закупок;
- обеспечение формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг;
- ведение реестра инвестиционных проектов, закупки при реализации которых регулирует закон № 223-ФЗ.
Как указано на официальном сайте Правительства, принятое решение направлено на обеспечение системного подхода при выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
На официальном сайте Минфина появилась информация о том, что Директором Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации назначена Татьяна Демидова, работавшая ранее начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России.
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы со штатной численностью 45 человек создан в пределах штатной численности Министерства финансов Приказом Минфина России от 21 апреля 2017 года.
- Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 № 442 "Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 996" Федеральное Казначейство определено единственным органом власти, ответственным за ЕИС.
Федеральное казначейство наделено полномочиями:
- по выработке по согласованию с Минфином функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок;
- по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС;
- по установлению порядка регистрации в ЕИС и порядка пользования ЕИС.
- Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога" определены нормативные основы использования и порядок ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг.
Каталог в Постановлении № 145 определен как систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе ОКПД2 и включающий в себя коды каталога, соответствующие указанным кодам товары, работы, услуги, являющиеся объектами закупки, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, описание товара, работы, услуги, справочную информацию, а также дополнительную информацию о конкретных товарах, работах, услугах.
Каталог формируется и ведется в электронной форме в ЕИС. На каждый товар, работу, услугу формируется отдельная строка каталога (далее - позиция), а несколько позиций каталога могут объединяться в ассортиментный набор.
На каждый код подгруппы, вида, категории, подкатегории ОКПД2 может формироваться одна или несколько позиций каталога.
В качестве описания объекта закупки в каталоге будут, среди прочего, указаны:
- перечень потребительских свойств и иных характеристик товаров, работ, услуг, в том числе функциональных, технических, качественных характеристик, эксплуатационных характеристик (при необходимости), позволяющих идентифицировать товар, работу, услугу;
- в случае если указанные характеристики имеют количественную оценку, в отношении каждой характеристики указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений, минимальное либо максимально допустимые значения, а также неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 закона № 44-ФЗ о нормировании;
- информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Каталог будет использоваться заказчиками по 44-ФЗ в следующих целях:
- обеспечения единообразного указания наименований товаров, работ, услуг при размещении информации о закупках в ЕИС;
- описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке;
- формирования идентификационного кода закупки.
Использование информации из Каталога будет для заказчиков обязательным.
Заказчики вправе использовать при описании объекта закупки дополнительную информацию, отсутствующую в каталоге, при условии соответствующего обоснования.
Если в каталоге необходимая заказчику позиция отсутствует, заказчик будет производить описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 закона № 44-ФЗ, а в качестве кода каталога указывать код ОКПД2.
- Постановлением Правительства РФ от 20.03.2017 № 315 «О внесении изменений в правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приостановлено действие казначейского контроля в части блокирования размещения информации в ЕИС.
Предусмотрено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия являются субъектами казначейского контроля только в случае осуществления закупок за счет средств субсидий, предоставленных им из соответствующего бюджета на осуществление капитальных вложений.
Казначейский контроль распространен на специализированные организации и организаторов совместных конкурсов или аукционов при формировании и размещении ими объектов контроля в ЕИС.
Действие положений Постановления Правительства от 12 декабря 2015 г. № 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", приостановлено в части запрета на размещение в ЕИС информации, не прошедшей казначейский контроль, до устранения выявленных нарушений, для федеральных заказчиков – до 1 января 2018 года, для заказчиков уровня субъекта РФ и муниципальных – до 1 января 2019 года.
- Постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 № 73 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в правила планирования закупок, оформления планов закупок и планов-графиков.
Изменения внесены в постановления Правительства о планировании закупок: от 21 ноября 2013 г. № 1043, от 5 июня 2015 г. № 552, от 5 июня 2015 г. № 553, от 5 июня 2015 г. № 554.
Правила планирования распространены на государственные и муниципальные унитарные предприятия; скорректированы сроки представления планов закупок главным распорядителям бюджетных средств (собственникам, учредителям); дополнен раздел планов «Особые закупки», включающий закупки, которые заказчики планируют одной строкой на год (закупки в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ), упрощены правила заполнения соответствующих строк планов закупок и планов-графиков.
С 1 января 2018 года в плане закупок отдельными строками должен быть указан итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующих годах, детализированный на объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и на объем финансового обеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии.
Кроме того, в плане-графике должны быть выделены сведения об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с планом-графиком закупок, указываемом как общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), общей сумме планируемых платежей в текущем финансовом году и последующие годы (в отношении контрактов, обеспечение оплаты которых планируется за пределами текущего финансового года), детализированной на суммы по годам планируемых платежей.
Утверждена форма приложения к плану закупок и плану-графику, отражающего сведения о закупках, составляющих государственную тайну.
Предусмотрена возможность указывать в плане-графике в случаях, установленных Правительством, формулу цены вместо НМЦК, необходимость указания информации не только о банковском, но и о казначейском сопровождении контракта.
Если объект закупки включает товары, работы, услуги, имеющие различные единицы измерения, информация о единицах измерения и количестве (объеме) закупаемых товаров, работ, услуг в план-график закупок не вносится.
Определено, что в случае образовавшейся экономии по результатам закупок, заказчики при внесении изменений в план-график закупок должны внести соответствующие уточнения в графу "планируемые платежи".
- Постановлением Правительства РФ от 02.02.2017 № 121 "Об утверждении общих требований к устанавливаемому федеральным органом исполнительной власти для целей осуществления закупок в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом" установлены требования к определению предельной цены товара, произведенного в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, который можно будет купить у единственного поставщика на основании п.47 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.
Предельная цена единицы товара не может превышать цену на такой товар, сформированную с учетом положений нормативных правовых актов о государственном регулировании цен на товар или муниципальных правовых актов, устанавливающих цены на товар. Если цена не является регулируемой, то она должна рассчитываться в соответствии с требованиями статьи 22 закона № 44-ФЗ.
Предельная цена единицы товара должна быть определена в срок не более месяца с момента принятия решения о начале срока его приобретения в соответствии с п.47 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ; перерасчет цены должен осуществляться не реже одного раза в год и не чаще одного раза в 6 месяцев.
- Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 231 "О ведении реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации, и об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации" утверждены правила ведения реестра единственных поставщиков товара, закупка которого у единственного поставщика предусмотрена пунктами 47, 48 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ.
С 1 января 2018 года на официальном сайте ЕИС должен появиться реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации. До указанной даты органы власти, заключившие инвестиционные контракты и государственные контракты со встречными инвестиционными обязательствами, должны разместить соответствующую информацию на своих сайтах.
В реестр будут включены единственные поставщики товара, являющиеся стороной - инвестором специального инвестиционного контракта или привлеченным такой стороной-инвестором иным лицом, осуществляющие создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным на основании Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", либо стороной-инвестором в соответствии с государственным контрактом, предусматривающим встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации.
Заказчики на основании данных Реестра единственных поставщиков товара смогут в необходимых случаях принимать решения о закупке товара у единственного поставщика на основании пп. 47, 48 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.
Из реестра можно будет узнать, среди прочего, следующую информацию:
- наименование товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) в соответствии со специальным инвестиционным контрактом (государственным контрактом);
- предельную цену единицы товара;
- планируемый и фактический период, в течение которого заказчик вправе заключать контракты на основании пп. 47, 48 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ;
- объем инвестиций, предусмотренных специальным инвестиционным контрактом или государтвенным контрактом со встречными инвестиционными обязательствами;
- об изменении условий и расторжении специального инвестиционного контракта (государственного контракта).
Вести Реестр в электронном виде в ЕИС будет Федеральное казначейство.
- Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 № 325 "Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных" утверждены дополнительные требования к офисному программному обеспечению, которые являются обязательными при закупках федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
Постановлением определены дополнительные требования к составу, функциональным характеристикам и среде функционирования офисного программного обеспечения. Например, установлены следующие требования:
- офисное программное обеспечение не должно требовать установки иного программного обеспечения (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего любые ограничения на его свободное распространение на территории Российской Федерации, за исключением операционных систем;
- офисное программное обеспечение должно обеспечивать возможность использования интернет-браузеров не менее чем 3 различных правообладателей, сведения об одном из которых включены в единый реестр российского программного обеспечения;
- офисное программное обеспечение для АРМ пользователя на персональном компьютере должно работать под управлением не менее 2 различных операционных систем, сведения о которых включены в единый реестр российского программного обеспечения, и операционных систем Microsoft Windows (версии 7 и выше);
- в программном обеспечении электронной почты должны быть реализованы средства интеграции с внешним антивирусным программным обеспечением, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения;
- офисное программное обеспечение должно обеспечивать совместимость с форматами документов на основе Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), а также Portable Document Format (PDF).
К офисному программному обеспечению отнесены: операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.
Федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фондам при осуществлении закупок программ для ЭВМ и баз данных для обеспечения государственных нужд, сведения о которых включены в российский реестр, должны обеспечивать выполнение дополнительных требований, утвержденных Постановлением № 325.
Минкомсвязи надлежит в течение 6 месяцев обеспечить подтверждение соответствия программного обеспечения, включенного в реестр российского программного обеспечения, дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением № 325.
Сведения о соответствии или несоответствии включённого в российский реестр программного обеспечения установленным дополнительным требованиям, которые определяют состав, архитектуру, функции отечественного офисного программного обеспечения, должны быть включены в реестр к 27 сентября 2017 года.
Принятое постановление направлено на обеспечение перехода заказчиков, работающих по 44-ФЗ, на использование отечественного программного обеспечения.
- Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 168 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в общие правила определения требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926.
Согласно внесенным изменениям, правила определения требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе предельных цен, распространены в полном объеме на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
- Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 № 443 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084" уточнены и дополнены правила ведения реестров контрактов.
С 1 ноября 2017 года реестр контрактов будет дополнен информацией о договорах поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с соисполнителями, субподрядчиками, являющимися СМП или СОНКО, в случае заключения такими поставщиками (подрядчиками, исполнителями) контракта, включающего условия, предусмотренные частью 6 статьи 30 закона № 44-ФЗ. В частности, в реестр необходимо будет включать информацию о наименовании, месте нахождения соисполнителя (субподрядчика), дате заключения и номере контракта (при наличии), предмете и цене договора с соисполнителем (субподрядчиком). Информацию нужно будет включать в реестр в течение 3 рабочих дней после ее получения от поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из Постановления № 1084 исключен пункт о полномочиях Минэкономразвития по утверждению перечня товаров, при осуществлении закупки которых в реестр контрактов включаются их потребительские свойства, в том числе характеристики качества и иные характеристики объектов закупки, и состава таких характеристик.
До 1 января 2018 года приостановлено действие пункта правил ведения реестра контрактов об обязанности Федерального казначейства осуществлять проверку непротиворечивости содержащихся в представленных информации и документах данных о сроке исполнения контракта, количестве товара, объеме работ и услуг (при наличии) и единицах измерения, а также непротиворечивости содержащихся в представленных информации и документах данных об исполнении и расторжении контракта друг другу, а также условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета.
Ведение реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, до 1 января 2018 года осуществляется уполномоченными органами, с 1 января 2018 года – Федеральным Казначейством.
- Распоряжением Правительства РФ от 14.03.2017 № 455-р утвержден новый перечень товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи.
Ранее действовавший перечень, утвержденный Распоряжением Правительства от 21 апреля 2016 г. №737-р, признан утратившим силу.
Перечень сокращен на шесть позиций. По-прежнему, в него включены: бумага для печати, принадлежности канцелярские бумажные, пластмассовые, моющие средства, ноутбуки, планшетные компьютеры, автомобили легковые, услуги по ремонту компьютеров и коммутационного оборудования. По сравнению с перечнем, действовавшем в 2016 году, из нового перечня исключены: лампы, светильники, вата медицинская и уборочный инвентарь.
Ранее действовавший перечень заказчики должны были применять, если срок поставки товаров или оказания услуг превышал 30 дней со дня заключения контракта. Новый перечень должен применяться независимо от срока поставки.
- Приказом Минфина России от 31.01.2017 № 12н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 136н" дополнен порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, с учетом внесенных ранее изменений в закон № 44-ФЗ и Постановление № 1084.
При формировании информации об источнике финансирования контракта предусмотрено, что бюджетным учреждением, унитарным предприятием, а также автономным учреждением в части финансового обеспечения закупки за счет средств такой организации, код(ы) классификации расходов бюджета не указывается(ются).
При формировании информации о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) порядком предусмотрены дополнительные основания закупок, введенные в закон № 44-ФЗ (пп. 46, 47, 48 ч.1 ст. 93).
Установлено, что в случае, если документом, подтверждающим основание заключения контракта, является письмо контрольного органа с согласованием осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то к информации о документе, подтверждающем основание заключения контракта, прилагается его копия.
В приказе перечислен перечень информации, которую необходимо включать в реестр контрактов в соответствии с Государственным реестром лекарственных средств.
При формировании информации о цене контракта заказчики обязаны отдельно указывать размер аванса и сумму налога на добавленную стоимость. Сумма НДС также должна быть выделена заказчиками в информации об оплате по контракту.
Кроме того, реестр дополнен информацией об обеспечении исполнения обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг (при наличии).
При формировании информации о гарантии качества товара, работы, услуги по контракту и сроке ее предоставления (при наличии) в реестре контрактов должны быть указаны следующие сведения:
- срок, на который предоставляется гарантия;
- информация о требованиях к гарантийному обслуживанию товара;
- требования к гарантии производителя товара (при наличии).
При формировании информации об исполнении контракта предусмотрена возможность размещения информации о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении обязательств по гарантии качества товаров, работ, услуг.
С 1 июля 2017 года в реестре контрактов дополнительно при формировании информации об исполнении контракта на поставку лекарственных препаратов необходимо будет указывать:
- серию поставленного лекарственного препарата;
- срок годности поставленного лекарственного препарата;
- количество поставленных лекарственных форм в первичной упаковке лекарственного препарата;
- количество поставленных первичных упаковок во вторичной (потребительской) упаковке лекарственного препарата;
- количество поставленных лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке лекарственного препарата;
- зарегистрированную предельную отпускную цену, установленную производителем лекарственного препарата;
- фактическую отпускную цену, установленную производителем лекарственного препарата, без налога на добавленную стоимость;
- суммарный размер фактических оптовых надбавок, установленных организациями оптовой торговли (при наличии).
В случае закупки лекарственных препаратов количество товаров и цена за единицу товара необходимо указывать для каждого поставляемого торгового наименования лекарственного препарата с определенной лекарственной формой и дозировкой.
Предусмотрено, что в реестре контрактов должен быть указан соответствующий контракту идентификационный код закупки.
- Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2016 № 768 "О внесении изменений в Порядок формирования идентификационного кода закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422" внесены уточнения в порядок указания ОКПД2 и КВР при формировании ИКЗ.
С учетом внесенных изменений, в 30-33 разрядах идентификационного кода закупки указывается значение «0», если:
- осуществляется закупка товаров, работ, услуг в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
- осуществляется закупка товаров, работ, услуг, подлежащих отражению по нескольким кодам объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг.
Также значение «0» указывается в 34-36 разрядах если:
- осуществляется закупка товаров, работ, услуг бюджетным, автономным учреждениями и государственным, муниципальным унитарными предприятиями;
- осуществляется закупка товаров, работ, услуг, расходы на финансовое обеспечение которых подлежат отражению по нескольким кодам вида расходов бюджетной классификации Российской Федерации.
- Приказом Минздрава России от 21.12.2016 № 982н "Об утверждении типового контракта на поставку стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (с нерассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболоэктомии (тромбэктомии), заключаемого единственным поставщиком - обществом с ограниченной ответственностью "Стентекс" и федеральными государственными бюджетными учреждениями и государственными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, и информационной карты указанного типового контракта" утвержден типовой контракт, обязательный для применения при закупках товаров с кодами ОКПД2: 32.50.13; 32.50.13.190; 32.50.13.110; 32.50.50.000; 32.50.21.121; 32.50.22.190 у единственного поставщика ООО «Стентекс».
Контракт будет заключаться в период с 2017 года по 2022 год включительно с единственным поставщиком в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2015 г. № 855-р. Цена контракта определяется в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минздрава России № 115н, Минпромторга России № 374 от 15.02.2016.
Определены требования к упаковке, порядок поставки и приемки медицинских изделий. Остаточный срок годности медицинских изделий на момент поставки должен составлять не менее 12 (двенадцати) месяцев.
В случае если Контрактом предусмотрен авансовый платеж, Поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения Контракта. В случае если авансовый платеж Контрактом не установлен, Заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения Контракта.
К типовому контракту прилагаются:
- Приложение № 1 - Спецификация;
- Приложения № 2 - 6 - Технические требования для Медицинских изделий;
- Приложение № 7 - Отгрузочная разнарядка;
- Приложение № 8 - Акт приема-передачи Медицинских изделий;
- Приложение № 9 - Рекламационный акт.
- Приложение № 10 - Акт сверки расчетов.
На момент подготовки обзора (12.05.2017 г.) в ЕИС типовой контракт не размещен, следовательно, обязанность его обязательного применения появится у заказчиков только через 30 дней после размещения типового контракта в ЕИС. Напомним, что согласно Постановлению Правительства от 02.07.2014 № 606, обязанность по размещению типового контракта в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов ЕИС предусмотрена у Минэкономразвития.
- Приказом ТПП РФ от 22.12.2016 № 155 "О Положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов радиоэлектронной продукции)" утвержден порядок выдачи сертификатов, необходимых для применения Постановления Правительства № 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявителем в целях получения сертификата СТ-1 может быть участник закупки или производитель товара - объекта закупки, обратившийся в уполномоченную ТПП с заявлением о получении сертификата о происхождении товара формы СТ-1.
Проверку факта выдачи сертификата СТ-1 можно осуществлять с помощью специального раздела официального сайта ТПП России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, расположенного по адресу http://verification.tpprf.ru.
Сертификаты формы СТ-1 при условии выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.1 раздела 3 Положения, утвержденного Приказом ТПП РФ № 155, выдаются на товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Кыргызстан.
Сертификат формы СТ-1 прекращает свое действие после завершения закупки товара для обеспечения государственных или муниципальных нужд, для которой он был предназначен , за исключением случая, когда сертификаты сроком действия до одного года выдаются уполномоченными ТПП исключительно производителям товаров, указанных в Перечне, при условии наличия Годового акта экспертизы на такие товары.
Приказом определен комплект документов, подаваемых заявителем в уполномоченные ТПП в целях получения сертификата. Предусмотрена обязанность заявителя письменно уведомить уполномоченную ТПП о заключении контракта на закупку в течение пятнадцати рабочих дней с момента его заключения.
- Приказом ТПП РФ от 04.04.2017 № 33 "О внесении изменений в Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов медицинских изделий) и Порядок заполнения актов экспертизы по определению страны происхождения товаров и соответствия товаров требованиям постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 февраля 2015 года № 102" внесены изменения в порядок выдачи сертификатов СТ-1 для медицинских изделий.
Среди существенных изменений в порядке выдачи сертификатов СТ-1 для медицинских изделий можно отметить следующие.
Предусмотрена возможность проверки факта выдачи сертификата формы СТ-1 на проверочном (верификационном) ресурсе ТПП России – официальном сайте ТПП России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", расположенном по адресу http://verification.tpprf.ru.
Для производителей товара установлено право получить сертификат формы СТ-1 на срок до одного года.
Предусмотрено, что в случае первичного обращения заявителя в уполномоченную ТПП должна быть обязательно проведена проверка изготовления (производства) товаров и первичной документации, связанной с таким производством, непосредственно на предприятиях, с целью установления достоверности представленных заявителем сведений и документов.
- Приказом Минстроя России от 29.12.2016 № 1028/пр "Об утверждении Методики применения сметных норм" утверждена методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, обязательная для применения при обосновании НМЦК на соответствующие работы.
Методика применения сметных норм (далее - Методика) определяет единый порядок применения сметных норм на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Методика с 1 февраля 2017 года является обязательной для использования при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также при определении сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме.
Сметные нормы используются при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства ресурсным методом, разработке единичных расценок и укрупненных сметных нормативов.
Определено, что сметные нормы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расходов всех необходимых ресурсов и в сторону уменьшения не корректируются.
Методикой определены:
- состав и характеристика сборников сметных норм;
- общие требования к порядку применения сметных норм, в том числе повышающих коэффициентов;
- особенности применения сметных норм на строительные и специальные строительные работы;
- особенности применения сметных норм на работы по монтажу оборудования;
- особенности применения сметных норм на ремонтно-строительные работы;
- особенности применения сметных норм на пусконаладочные работы;
- особенности применения сметных норм при производстве демонтажных работ;
- Приложение 1. Номенклатура сборников государственных элементных сметных норм;
- Приложение 2. Формы таблиц сметных норм;
- Приложение 3. Коэффициенты к затратам труда рабочих и машинистов, затратам на эксплуатацию машин и механизмов для учета в сметной документации влияния условий производства работ, предусмотренных проектной документацией
- Министерством экономического развития РФ в письме от 16 декабря 2016 г. № Д28и-3478 дано важное разъяснение о возможности участия акционерных обществ в закупках в качестве субъекта малого предпринимательства.
В связи с изменениями федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" с 1 августа 2016 года обновлены критерии и порядок отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП). С 1 августа 2016 года на официальном сайте nalog.ru сформирован реестр субъектов МСП.
Минэкономразвития отмечает, что в настоящий момент в информационных ресурсах ФНС России отсутствует оперативная информация о структуре уставного капитала акционерных обществ.
В этой связи сведения о юридических лицах, созданных в такой организационно-правовой форме, пока не внесены в реестр субъектов МСП, за исключением сведений об акционерных обществах, соответствующих одному из требований, содержащихся в подпунктах "б" - "д" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ.
В то же время Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены положения, реализация которых расширит возможность для включения акционерных обществ в реестр МСП в августе 2017 года.
Поскольку участники закупки, согласно требованиям стать 30 закона № 44-ФЗ, предоставляют в составе заявки на участие в закупке только декларацию о принадлежности к СМП, Минэкономразвития считает, что акционерное общество вправе участвовать в государственных закупках в качестве субъекта малого предпринимательства при условии декларирования в заявках на участие в закупках своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
- В письме от 20 февраля 2017 г. № Д28и-699 Минэкономразвития России дало разъяснение по вопросу о возможности указания удаленности места оказания услуг в извещении о закупке.
Минэкономразвития отвечает, что указание в извещении о закупке и документации о закупке конкретного места оказания услуг может привести к ограничению конкуренции участников закупки и нарушению требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Однако, по мнению Департамента развития контрактной системы, заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах. При этом заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.
- Счетная палата Российской Федерации разместила 12 апреля 2017 года в ЕИС обобщенную информацию о результатах осуществления аудита в сфере закупок в 2016 году.
По итогам мониторинга Счетной палатой отмечен ряд положительных изменений в части реализации 44-ФЗ, в том числе рост относительной экономии по результатам закупок для федеральных и муниципальных нужд – 8,8% (по итогам 2015 г. - 7,6%). Экономия выросла и в абсолютном выражении более чем на 37 млрд. руб. Счетная палата отмечает также рост объема закупок у СМП и СОНО на 35% по сравнению с 2015 годом.
Среди отрицательных моментов реализации 44-ФЗ отмечается отсутствие на протяжении двух последних лет роста показателей конкурентности закупок (среднее количество заявок участников закупок – 3 на 1 лот). Причинами, по мнению Счетной палаты, являются нестабильное и сложное законодательство о контрактной системе, отсутствие единых подходов в правоприменительной практике, проведение конкурсов и запросов котировок в «бумажной» форме.
Увеличилась доля закупок у единственного поставщика без учета несостоявшихся закупок по всем уровням заказчиков, что создает, по мнению Счетной палаты, предпосылки для негативного влияния на уровень экономии бюджетных средств по итогам осуществления закупок.
Счетная палата отмечает, что на конец 2016 года не были приняты важные изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ, которые планировалось принять еще в 2015 году (не утверждены порядок отбора операторов электронных площадок, порядок формирования и ведения Каталога товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, порядок проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме). При этом в действующем законодательстве о контрактной системе в сфере закупок не изменен срок внедрения Каталога (с 1 января 2017 года).
Мониторинг также выявил ряд проблем планирования и нормирования закупок. Планы закупок не стали в полной мере источником обоснований бюджетных ассигнований на закупки при формировании бюджета на 2017-2019 гг. Сохраняется значительный разброс предельных цен на одноименные товары у различных федеральных органов исполнительной власти (от 4 до 37,5 раз). «Предельная цена» различных групп товаров значительно варьируется (от 2 до 100 раз) в зависимости от должностей сотрудников, для которых предназначено их применение.
По-прежнему, выявляется значительное количество нарушений при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов. Однако, Методические рекомендации, которыми руководствуются заказчики, носят рекомендательный характер, что не влечет ответственности за их неприменение или неправильное применение, а также имеет риски неэффективного расходования бюджетных средств.
В связи с обнаруженными проблемами в сфере контроля закупок Счетная палата предлагает рассмотреть вопрос о разработке и введении в ЕИС аналитических механизмов, которые позволят в автоматическом режиме выявлять проблемные закупки в соответствии с установленными алгоритмами. В дальнейшем указанная информация может быть использована при определении рейтинга заказчиков и для применения мер административного характера к должностным лицам, допустившим нарушение действующего законодательства.
Счетная палата отмечает наличие проблемы надежности и работоспособности ЕИС, в частности, в 2016 году зафиксировано 42 официальных сообщения о неработоспособности отдельных функций системы, 88 обновлений ЕИС, во время которых ЕИС была недоступна, а также проведено 1 160 часов регламентных работ, половина которых (593 часа) проводилась в рабочее время.
По результатам мониторинга и аудита закупок Счетная палата предлагает, среди прочего, определить единого регулятора (уполномоченный орган исполнительной власти), наделенного полномочиями по разъяснению применения положений нормативных правовых актов в сфере закупок; закрепить за Правительством полномочие по установлению порядка авансирования государственных контрактов (договоров); изменить правила нормирования закупок и императивно закрепить порядок обоснования НМЦК.
С полным текстом отчета Счетной палаты можно ознакомиться по ссылке.
Похожие новости:
-
. Обзор изменений в сфере закупок по закону № 223-ФЗ В 2018 году принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих важные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые исключения из сферы регулирования закона № 223-ФЗ; правила проведения закупок проектных и изыскательских работ, согласование закупок определенных товаров с координационным органом Правительства, изменения правил ведения реестра договоров, новый функционал ЕИС и электронных площадок для закупок с участием субъектов МиСП и многое другое.
-
. Важные изменения в регулировании закупок по закону № 223-ФЗ В декабре 2017 года принято несколько законов, вносящих существенные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года, закупки у СМиСП на электронных площадках, работающих по 44-ФЗ, ограничения на использование товарных знаков в описании предмета договора, новые полномочия ФАС России и многое другое.
-
. Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ декабря 2017 В декабре 2017 года подписаны несколько законов, вносящих существенные изменения в правила закупок по закону № 44-ФЗ, в том числе реализующих долгожданный перевод всех конкурентных процедур в электронную форму. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: конкурсы, запросы котировок, запросы предложений и закрытые закупки в электронной форме; изменения требований к участникам закупки и заявкам, сроков размещения информации в реестре контрактов и правил отчетности о закупках и многое другое.