Антикоррупционная политика в органах госвласти: что изменилось в законодательстве

По данным Следственного комитета РФ и прокуратуры за 2020 год в России выявили более 16 000 коррупционных преступлений в отношении 7,4 тысяч обвиняемых. А ущерб от коррупции по уголовным делам превысил 45 миллиардов рублей.

По данным Следственного комитета РФ и прокуратуры за 2020 год в России выявили более 16 000 коррупционных преступлений в отношении 7,4 тысяч обвиняемых. А ущерб от коррупции по уголовным делам превысил 45 миллиардов рублей.

Вот, что говорит судебная практика по коррупционным делам:

Напомним, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут следующую ответственность:

Уголовную

ст. 201, 204, 204.1, 204.2, 285, 290-291.2 УК РФ.

Административную

ст. 19.28, 19.29 КоАП РФ.

Гражданско-правовую

ст. 16, ст. 1069, ст. 1070 ГК РФ.

Дисциплинарную

ст. 22 и 192 ТК РФ.

Органы государственной власти, местного самоуправления и предприятия с госсобственностью несут ответственность за соблюдение антикоррупционного законодательства. Эту сферу регулирует ФЗ-273 от 25.12.2008 (ред. от 16.12.2019).

В начале 2020 года к уголовной ответственности привлекли двух сотрудниц амурского Росреестра, которые с 2015 по 2019 год получали взятки за принятие решений о государственной регистрации прав и внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимого имущества в интересах третьих лиц. Согласно материалам дела, обвиняемые получили более 200 тысяч рублей. Действия одного специалиста квалифицированы по ч. 2 ст. 290 УК РФ, а второго — по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ. По данным статьям предусмотрено наказание в виде лишения свободы, крупного штрафа и лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

Реальный срок за коррупцию с отбыванием наказания в колонии строгого режима получил бывший начальник военного госпиталя Благовещенского гарнизона. Суд признал мужчину виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ. Помимо шести лет лишения свободы экс-начальника на 12 лет лишили права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, на госслужбе и в органах местного самоуправления и конфисковали 9,8 миллиона рублей, полученных в результате совершения преступления.

Это лишь два показательных примера из судебной практики. Чтобы избежать ответственности, организациям стоит заблаговременно прибегнуть к антикоррупционным мерам.

Что нужно знать о профилактике коррупционных правонарушений

Статьей 13.3 Закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений. Обязанность распространяется на все организации — вне зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности. Материальные и репутационные потери при нарушении законодательства внушительны

Для профилактики антикоррупционных правонарушений Минтруд разработал Методические рекомендации «Меры по предупреждению коррупции» (утв. Минтрудом 18.09.2019).

В них прописаны положения по внедрению антикоррупционных мер на предприятиях всех форм собственности для:

  • устранения рисков привлечения к ответственности;
  • внедрения стандартов добросовестного и этичного поведения;
  • способности действовать в рамках антикоррупционного порядка (комплаенса).

Работу по профилактике коррупции и предотвращению конфликта интересов можно поручить специальному подразделению. Если организация небольшая — отдельному сотруднику. Например, из отдела внутреннего контроля и безопасности, юридической службы, внутреннего аудита или кадрового управления.

Обязанности организаций изложены в п. 1 ч. 2 ст. 13.3 ФЗ-273.

Какие функции выполняет антикоррупционное подразделение

Подразделение или ответственное лицо должны выполнять ряд функций.

  • собирать и анализировать декларации и уведомления, представляемые работниками в целях противодействия коррупции (например, декларации интересов);
  • разрабатывать методические материалы и локальные нормативные акты по вопросам предупреждения коррупции;
  • участвовать в проведении оценки коррупционных рисков;
  • выявлять ситуации конфликта интересов и пр.

В государственном органе или организации с госучастием нужно издать приказ о назначении лица ответственного за коррупцию в соответствии с пп. 1 ч. 2 ст. 13.3 ФЗ-273 от 25.12.2008 (ред. от 16.12.2019). Назначается сотрудник, отвечающий за направление информации в реестр лиц, которые уволены в связи с утратой доверия (пп. 3, 4 Положения о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, постановление правительства № 228 от 05.03.2018).

Как выбрать ответственного

Если в организации формируется подразделение по профилактике коррупции, нужно разработать соответствующее положение. Функции подразделения (сотрудников) описывается в:

  • положении о подразделении, ответственном за предупреждение коррупции (при наличии отдельного подразделения);
  • антикоррупционной политике организации и иных локальных нормативных актах, устанавливающих антикоррупционные меры;
  • трудовых договорах и должностных инструкциях ответственных работников.

В остальных случаях распоряжение готовит кадровая служба. Форма произвольная, с соблюдением ГОСТ Р7.0.97-2016 — в приказ о назначении ответственного за противодействие коррупции в организации рекомендуем включить:

  • Название организации, дату и место издания, номер регистрации.
  • Ссылку за закон «О борьбе с коррупцией» — ФЗ-273.
  • Ф.И.О. работника, на которого возлагаете эту ответственность; дату, с которой работник приступает к исполнению данной обязанности, либо срок, если он назначается временно. Перечень обязанностей или ссылку на должностную инструкцию.
  • Подпись руководителя.
  • С приказом работника, назначенного ответственным, и иных указанных в нем лиц ознакомьте под подпись.

Отдельно в распоряжение о назначении ответственного за противодействие коррупционным преступлениям включают положение о невозможности иметь наличие прямого доступа к руководству. Также ответственный за профилактику правонарушений должен быть функционально независим от должностных лиц (подразделений), отвечающих за основные направления деятельности предприятия.

Новеллы антикоррупционного законодательства: что изменится в 2021 году

Госслужащих обязали декларировать цифровые финансовые инструменты и цифровую валюту.

С 1 января по 30 июня 2021 года лица, поступающие на государственную службу, а также служащие, переходящие на должности, включенные в перечень, обязаны подавать уведомление об имеющихся у них цифровых финансовых активах, цифровой валюте, цифровых правах и утилитарных цифровых правах.

Уже с июля 2021 года такие сведения будут включаться в справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:

  • в разделе о доходах в случае указания в «Иных доходах» доходов от продажи цифрового финансового актива, цифровых прав и цифровой валюты дополнительно необходимо отражать дату их отчуждения, сведения об операторе информационной системы (инвестиционной платформы) и вид цифровой валюты;
  • в разделе о расходах следует указывать отдельными пунктами информацию о приобретении цифровых финансовых активов и цифровой валюты; при этом в графе «Основания приобретения» для цифровых финансовых активов указываются реквизиты записи о них в информационной системе, в которой осуществляется их выпуск, и прикладывается выписка из нее, для цифровой валюты — идентификационный номер и дата транзакции и прикладывается выписка о транзакции (при наличии); в отношении сделок по приобретению цифровых финансовых активов и цифровой валюты к справке также прилагаются документы (при наличии), подтверждающие сумму сделки и/или информацию о второй стороне сделки;
  • в разделе об имуществе добавляются подразделы, предусматривающие указание сведений о цифровых финансовых активах и цифровых правах, утилитарных цифровых правах, цифровой валюте по той же форме, что и ранее упомянутое уведомление;
  • в разделе об имуществе, отчужденном в результате безвозмездной сделки, следует указывать отдельными пунктами информацию о приобретателе, основаниях отчуждения и дате отчуждения цифровых финансовых активов, цифровых прав, утилитарных цифровых прав и цифровой валюты.

Внесены изменения в Федеральные законы:

  • в Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», согласно которым цифровые финансовые активы и цифровые валюты, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, теперь отнесены к иностранным финансовым инструментам и, как следствие, отдельным категориям должностных лиц запрещено владеть или пользоваться ими;
  • в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которыми в России создается система регулирования оборота криптовалют в контексте противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма.

В соответствии с новым Указом и принятым ранее Федеральным законом должностные лица обязаны раскрывать сведения об операциях с цифровыми активами и цифровой валютой в рамках ежегодного антикоррупционного декларирования.

Сперва такую информацию будут подавать только отдельные категории лиц в форме уведомления, в дополнение к справке о доходах, расходах. Кода вступят в силу изменения, касающиеся формы справки, предоставлять информацию обяжут всех декларантов.

Рекомендуем

Выполнение требований законодательства по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Курс в Санкт-Петербурге + Онлайн-трансляция

В рамках курса слушатели получат полную информацию по вопросам современного обеспечения антикоррупционной политики в бюджетных организациях, организации работы служб по профилактике коррупционных правонарушений, анализ актуальной судебной практики, рассмотрят вопросы антикоррупционного и антимонопольного комплаенса, антикоррупционной экспертизы и методы эффективного противодействия коррупции в бюджетных организациях.


Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/antikorruptsionnaya-politika-v-organakh-gosvlasti-chto-izmenilos-v-zakonodatelstve