В России немало желающих «поиграть» с антимонопольной службой. Одни организации отдают отчёт своим действиям, другие действуют неосознанно. Только в 2019 году ФАС возбудила 944 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 424 дела о картелях. Чаще всего это были сговоры на торгах — 320 случаев.
Антимонопольный комплаенс — система самоконтроля, которая поможет быть прозрачнее перед антимонопольной службой, отвечать требованиям законов и избежать штрафов.
Антимонопольное законодательство: какие ошибки допускают компании
Неосознанно, по данным антимонопольной службы, организации допускают порядка 90% нарушений. Причина — плохая осведомлённость сотрудников в тонкостях законодательства. Для компаний подобные незнания выливаются в крупные штрафы и приостановку работы.
Например, компания занимается производством и установкой окон. Она выпустила рекламу «самые выгодные условия по установке». Такое сообщение признают недостоверным. Недопустимо применять термин в превосходной степени без официального документального подтверждения превосходства.
В случае с финансовыми услугами нельзя замалчивать об условиях сделки. К примеру, банк предлагает кредитную карту с беспроцентным периодом в 50 дней. Но умалчивает об условиях: стаж на последнем месяце работы от трёх месяцев, проживание в городе присутствия филиала банка и т.п. Также обязательно нужно указать полное наименование лица, предлагающего услугу. Последнее правило касается и застройщиков, которые публикуют информацию об ипотеке.
Нередки случаи, когда одна компании поднимают свой престиж, за счёт очернения товаров конкурента, подделывают товарный знак под чужой бренд, «заимствуют» иллюстрации, не задумываясь об авторском праве, используют для продвижения услуг передовую марку, не имеющую к организации никакого отношения, вступают в сделки, предполагающие намеренное занижение цены, договариваются о торгах.
Как работает система антимонопольного комплаенса
Антимонопольный комплаенс — система, которая повысит уровень осведомлённости о возможных рисках и способах их устранения внутри организации и снизит административную ответственность, если риска уже не избежать.
Внутренняя служба организации проверит сделки на предмет нарушения антимонопольного законодательства и проконсультируют сотрудников. В зависимости от размера организации служба может состоять из целого отдела или 1-2 сотрудников.
Руководителю стоит проконсультироваться с комплаенс-офицером компании и не умалчивать об этически спорных ситуациях. Важнейший элемент — обучение. Порой нарушения неочевидны и стоит пройти курс по антимонопольному комплаенсу.
В антимонопольную комплаенс-систему входит:
- правовой аудит,
- оценка рисков,
- разработка матриц рисков,
- антимонопольная политика.
Будут ли преимущества перед ФАС
Избежать недопониманий с госорганами, сохранить репутацию, проследить за этической чистотой сделок, не допустить убытков — вот какие преимущества даёт антимонопольный комплаенс. Система может смягчить административную ответственность компании в случаях:
- недобросовестной конкуренции;
- манипулировании ценами на оптовом и розничных рынках электрической энергии;
- злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке;
- заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию, осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координации экономической деятельности.
Подобные послабления предложили в ФАС. Но есть условия для антимонопольного комплаенса. Система должна быть введена до момента правонарушения, а само нарушение должно быть прекращено на момент возбуждения административного дела.
Правильно выстроенная система антимонопольного комплаенса повысит правовую культуру предприятия, сократит количество нарушений и снизит нагрузку на антимонопольные органы.