Чем полезен для компаний антимонопольный комплаенс

Нарушения антимонопольного законодательства больно бьют по репутации компании и могут вылиться в крупные штрафные санкции. Организациям, работающим в условиях высокой конкурентной борьбы необходимо внимательно следить за маркетинговой политикой.

Нарушения антимонопольного законодательства больно бьют по репутации компании и могут вылиться в крупные штрафные санкции. Организациям, работающим в условиях высокой конкурентной борьбы, необходимо внимательно следить за маркетинговой политикой.

Чем опасны игры с антимонопольными законами

Многим компаниям хочется выставить товар перед покупателями в привлекательной упаковке, приукрасить его свойства, приписать качества, которые товару не свойственны. Рассказать, что товар «лучший», компания является «лидером» или «номером 1». Только не все помнят, что эти утверждения ещё и нужно задокументировать, и подтвердить.

Антимонопольная служба может расценить подобные доводы как недобросовестную конкуренцию, временно «дисквалифицировать» компанию или выписать штраф до полумиллиона рублей.

Ещё один побочный эффект — удар по имиджу. Нечестная игра с потребителями товаров и услуг с высокой вероятностью приведет к потере некоторой доли клиентов. Также ситуация может получить неприятное отражение в виде судебных разбирательств, когда истцом становится конкурирующая компания.

Избежать неприятностей с антимонопольными проверками поможет антимонопольный комплаенс.

Какие преимущества даёт антимонопольный комплаенс

Антимонопольный комплаенс могут применять коммерческие, некоммерческие организации и даже государственные органы. Это внутренняя, последовательно выстроенная система, позволяющая проследить риски, связанные с антимонопольными рисками, и предотвратить их.

Внедрение системы антимонопольного комплаенса учитывает и антимонопольная служба при контроле за соблюдением антимонопольных законов РФ компаниями.

Интерес Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к комплаенсу обусловлен желанием навести порядок в данной части законодательства, повысить правовую культуру компаний. Принятие Федерального закона № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» от 1 марта 2020 года, разумеется, не исключает нарушения полностью, однако заметно уменьшает глубину последствий для компаний.

Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства предусматривает:

  • Введение внутреннего регулирующего документа с последующей публикацией его на ресурсе компании (на русском языке).
  • Разработку мер, направленных на снижение организацией рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности.
  • Сведения о должностном лице, ответственном за функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
  • Порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с внутренним актом.
  • Во внутренний акт компания вправе включить дополнительные требования к организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
  • Документы для проверки на соответствие законодательству можно направить в ФАС России.

Ответ из ФАС России должен поступить в течение 30 дней.

Как внедрить антимонопольный комплаенс: алгоритм

Начать внедрение антимонопольного комплаенса в организации нужно с антимонопольного аудита и оценки рисков. Для этого можно привлечь сторонних специалистов или поручить работу службе риск-менеджмента.

Руководителю важно оценить, какие именно антимонопольные запреты и требования актуальны для организации и сформировать антимонопольные обязательства. Можно воспользоваться правовыми источниками:

  • Законом о защите конкуренции и подзаконными актами.
  • Предписаниями ФАС России.
  • Судебной практикой.
  • Договором о Евразийском экономическом союзе.
  • Отраслевыми кодексами.

Далее действуйте алгоритму:

  1. Сформируйте антимонопольную политику компании. Она заключается в организации комплаенс-системы. Нужно поставить цели и задачи, определить обязанности и права должностных лиц, причастных к построению и реализации новой системы.
  2. Распределите ответственность. Назначьте сотрудника, ответственного за комплаенс или сформируйте соответствующий отдел.
  3. Создайте институты для управления рисками. Доносите до персонала все вступившие изменения. Урегулируйте элементы, направленные на превентивную антимонопольную защиту:
    • документооборот;
    • заключение договоров;
    • закупки;
    • жалобы;
    • переписка с антимонопольными органами.

Оценку антимонопольных рисков рекомендуется проводить не реже, чем раз в год. А если в компании произошли стратегические изменения, трансформировались бизнес-процессы, появилась перспектива выйти на новые рынки или были выявлены нарушения, следует провести внеплановый аудит.

Рекомендуем

Антимонопольный комплаенс: практика внедрения и построение системы управления рисками. Курс в Москве + Онлайн-трансляция

Программа позволит слушателям получить комплексное представление о показателях эффективности организации антимонопольного комплаенса, понять процедуру рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, получить навыки в составлении «Карты рисков», «Дорожной карты» в рамках внедрения антимонопольного комплаенса, а также рассмотреть практические аспекты контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.


Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/chem-polezen-dlya-kompaniy-antimonopolnyy-komplaens