В 2021 году в Градостроительный кодекс (Грк РФ) внесли ряд изменений. Особое внимание стоит уделить июльским Законам: № 275-ФЗ (подписан 01.07.21) и № 298-ФЗ (от 02.07.21).
В 2021 году в Градостроительный кодекс (Грк РФ) внесли ряд изменений. Особое внимание стоит уделить июльским Законам: № 275-ФЗ (подписан 01.07.21) и № 298-ФЗ (от 02.07.21).
В 2021 году в Градостроительный кодекс (Грк РФ) внесли ряд изменений. Особое внимание стоит уделить июльским Законам: № 275-ФЗ (подписан 01.07.21) и № 298-ФЗ (от 02.07.21).
Закон № 275-ФЗ затронул сферы архитектурно-строительного проектирования, градостроительства и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. № 298-ФЗ коснулся выдачи разрешения на строительство объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением.
Основные изменения в Градостроительный кодекс с датами вступления в силу приведены в таблице 1.
Таблица 1. Основные изменения в Градостроительном кодексе 2021
Изменение |
Дата вступления в силу |
Появилась возможность проведения экспертиз по принципу «одного окна». |
12 июля |
Расширили перечень объектов, для строительства и реконструкции которых не требуется разрешение на строительство. |
13 июля |
Установлены этапы реализации проекта по строительству объектов капитального строительства. Для каждого этапа предусмотрен набор определённых мероприятий. |
1 сентября |
Закреплён институт типовой проектной документации. |
1 сентября |
Исключены избыточные полномочия государственных регистраторов прав по проверке проектной документации. |
1 сентября |
Введён термин «рабочая документация». |
1 октября |
Закрепление в Градостроительном кодексе необходимых для реализации проектов по строительству и реконструкции объектов капитального строительства детального перечня мероприятий можно считать основным нововведением Закона № 275-ФЗ.
Норма распространяется на застройщиков, технических заказчиков, федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти Субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации.
Реализация проекта по строительству объектов капитального строительства может состоять из пяти этапов:
Для каждого из этапов утверждён соответствующий перечень необходимых мероприятий, объединённых общим понятием «Проект по строительству объекта капитального строительства».
Исключительным полномочием по утверждению перечня документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения установленных ГрК РФ мероприятий по строительству наделено правительство РФ. До 1 сентября 2021 года исчерпывающие перечни административных процедур в строительстве определялись только подзаконными нормативно-правовыми актами.
Такая документация разрабатывается на основании проектной документации и может разрабатываться одновременно с ней. В рабочую документацию входят материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которыми строят или реконструируют капитальные объекты или отдельные их части.
В рабочую документацию можно вносить изменения, не синхронизируя их с проектной документацией, но при условии, что они соответствуют требованиям, предусмотренным пунктами 1-5 части 3.8 статьи 49 ГрК РФ.
С момента утверждения застройщиком, техническим заказчиком изменения рабочей документации признаются частью проектной документации.
Проектную документацию могут признать типовой, если она получит положительное заключение государственной экспертизы и будет использована при строительстве или реконструкции капитального объекта, который, в свою очередь, будет введён в эксплуатацию согласно разрешению уполномоченного органа.
Если проектную документацию одобрят в качестве типовой, она подлежит включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации (ЕГРЗ). Со дня включения в реестр её можно использовать при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ.
Правительство РФ устанавливает:
Критерии аналогичности объектов капитального строительства должен установить Минстрой.
Экспертизу проектной документации, государственную историко-культурную экспертизу проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и государственную экологическую экспертизу проектной документации можно проводить одновременно на основании однократного обращения. Уполномоченные на проведение данных экспертиз органы взаимодействуют между собой без участия заявителя.
Риски приостановления государственного кадастрового учёта объектов недвижимости, которые уже построены, минимизировали за счёт ряда мер:
Изменения коснулись правил предоставления проектной документации объекта капитального строительства и расхождений между плановой и фактической протяжённостью объектов (таблица 2).
Таблица 2. Изменения в постановке на кадастровый учёт и вводе в эксплуатацию отдельных объектов
Фактор |
Как было |
Как стало |
Проектная документация объекта капитального строительства. |
Необходимо предоставить в качестве приложения к техническому плану для государственного кадастрового учета и регистрации прав. |
|
Протяжённость построенных линейных объектов (отличие план VS факт). |
Могло стать препятствием при вводе в эксплуатацию и регистрации объекта. |
Допускается различие в 5%. |
На каких основаниях могут отказать в кадастровом учёте, как снизить риски приостановления и отказа, о система градостроительно-планировочной и обосновывающей её документации, расскажем на семинаре: «Землепользование для строительства, кадастрового учета и регистрации недвижимости, с учетом последних изменений».
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.