Что изменится в Земельном кодексе со 2 августа 2024: обзор

Со 2 августа 2024 года вступят в силу поправки в Земельный кодекс РФ, предусмотренные Федеральным законом от 22 июля 2024 № 194-ФЗ.

Со 2 августа 2024 года вступят в силу поправки в Земельный кодекс РФ, предусмотренные Федеральным законом от 22 июля 2024 № 194-ФЗ.

Что меняется со вступлением в силу поправок

Внесли поправки, направленные на приведение Земельного кодекса в соответствие с нормами ГрК РФ, регулирующими процедуру проведения комплексного развития территории (КРТ).

Образование и раздел земельного участка, предоставленного для КРТ, можно будет осуществлять без утверждённого проекта межевания территории.

К числу субъектов, которые могут получать государственные или муниципальные земли в постоянное (бессрочное) пользование добавится Банк России.

Также предусмотрели возможность устанавливать публичный сервитут для размещения инженерных сооружений, необходимых для подключения объекта капстроительства к линиям и сооружениям связи.

Сравнение прежней и новой редакций отдельных норм Земельного кодекса приводим в таблице 1.

Таблица 1. Как изменятся нормы Земельного кодекса со 2 августа 2024 года

Норма ЗК

Редакция до 2 августа 2024

Редакция со 2 августа 2024

Примечания

пп. 1 п. 3 ст. 11.3 (Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности)

Исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного развития территории.

Подпункт утратил силу

п.5 ст. 11.4 (Раздел земельного участка)

Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного развития, осуществляется лицом, с которым заключён договор о комплексном развитии территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утверждённым в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Пункт утратил силу

пп. 5 п.2 ст. 39.9 (Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование)

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

  1. органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  2. государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казённым, автономным);
  3. казённым предприятиям;
  4. центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

  1. органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  2. государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казённым, автономным);
  3. казённым предприятиям;
  4. центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий;
  5. Банку России.

Новый подпункт

пп.8, пп.9, пп.10 в ст. 39.16 (Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов)

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключён договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершённого строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключён договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключён договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключён договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключён договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключён договор о комплексном развитии территории, либо принято решение о ее комплексном развитии в случае, если для реализации указанного решения не требуется заключения договора о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершённого строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключён договор о комплексном развитии территории либо принято решение о ее комплексном развитии в случае, если для реализации указанного решения не требуется заключения договора о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключён договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключён договор о комплексном развитии территории, либо расположен в границах территории, в отношении которой принято решение о её комплексном развитии в случае, если для реализации указанного решения не требуется заключения договора о комплексном развитии территории, и в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключён договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов.

Изменена редакция

пп. 1 п. 1 ст. 39.28 (Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности)

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключён договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утверждённым проектом межевания территории.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах территории, в отношении которой заключён договор о комплексном развитии территории либо принято решение о её комплексном развитии в случае, если для реализации указанного решения не требуется заключения договора о комплексном развитии территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утверждённым проектом межевания территории.

Изменена редакция

пп. 6 п. 2 ст. 39.41 (Ходатайство об установлении публичного сервитута)

В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены:

6) сведения о договоре о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены:

6) сведения о договоре о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения, линиям и сооружениям связи с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

Изменена редакция

Рекомендуем

Землепользование для строительства, кадастрового учета и регистрации недвижимости, с учетом последних изменений

В 2024 году существенно изменяются нормы земельного и градостроительного законодательства в части предоставления, использования и оформления земельных участков различных категорий.

Правовое регулирование земельных отношений: изменения и актуальные вопросы практики в 2024 году

На курсе рассматриваются изменения в регулировании земельных правоотношений в 2023-2024 годах: упрощен порядок формирования участков и правила аренды публичных земель, новые требования при установлении публичных сервитутов и охранных зон, реформа ЗОУИТ.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/chto-izmenitsya-v-zemelnom-kodekse-so-2-avgusta-2024-obzor