Что стоит знать об импортозамещении в России: инструменты, законы, меры поддержки

Стратегия импортозамещения в России за последние 10 лет существенно поменяла вектор.

Стратегия импортозамещения в России за последние 10 лет существенно поменяла вектор.

Если ранее при запуске проектов в первую очередь оценивали их рентабельности, и у проектов, которые отличались минимальной экономической целесообразностью, шансы получить «путёвку в жизнь» были минимальны, то сейчас появилась необходимость расширения импортозамещения, выпускать больше отечественных компонентов там, где раньше наблюдалась большая доля импорта.

Особенно это касается машиностроения, ИТ, медицины и фармацевтики (таблица 1).

Таблица 1. Какие задачи стоят перед приоритетными отраслями в плане импортозамещения

Отрасль

Цели и задачи

Машиностроение

Развитие отраслей металлургии, транспорта и химической промышленности в объёмах, достаточных для самостоятельного обеспечения нужд машиностроения в автомобилестроении и железнодорожной технике, компонентах для авиа и ракетной техники.

Создание эффективной системы управления межотраслевым взаимодействием.

Кооперация с отечественными малыми и средними производствами.

Стимулирование развития системы профессионального образования, подготовка квалифицированных кадров для работы в машиностроительной отрасли.

Сельское хозяйство

Ориентир на самообеспечение продовольствием до 80 — 95%.

Повышение финансовой устойчивости предприятий АПК.

Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов.

Повышение товарности продукции за счёт создания условий для сезонного хранения и переработки.

Обеспечение сбыта с/х продукции.

Экологизация производства.

Информационные технологии

Формирование сильной информационно-технологической отрасли, достижение ИТ-независимости от зарубежных стран.

Создание высокопроизводительных рабочих мест, условий для разработок надёжного отечественного ПО.

Перевод отечественной техники на безопасное ПО, повышение безопасности критической информационной инфраструктуры.

Медицина и фармацевтика

Разработка и организация производства российских аналогов зарубежных медицинских изделий и фармпрепаратов.

Справка! Импортозамещение — стратегия ведения экономики и промышленной политики государства, направленная на замену импортных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами собственного производства.

С уходом иностранных компаний с российского рынка и закрытием доступа к мировому рынку для части отечественных предприятий власти стали актуализировать планы по импортозамещению, обсуждать различные меры поддержки для компаний, желающих занять освободившиеся ниши.

У госполитики импортозамещения появилось несколько важных целей:

  • преодолеть техническое отставание и добиться устойчивых темпов качественного роста экономики;
  • повысить конкурентоспособность на мировом рынке за счёт инновационных технологий;
  • повысить качество профессиональной подготовки специалистов, пространственную и квалификационную мобильность;
  • улучшить экологическую ситуацию в регионах;
  • повысить качество жизни населения.

Как правило, политика импортозамещения включает в себя два аспекта:

  • замену ввозимой продукции отечественными аналогами;
  • наращивание производства отечественной продукции до объёмов, позволяющих экспортировать товары.

Из-за ухода иностранных брендов с российского рынка власти большее внимание акцентируют на первом из них.

Для воплощения политики импортозамещения государство может использовать ряд методов. Условно их можно разделить на инструменты поддержки и инструменты запрета.

В чём они выражаются:

Эмбарго — частичный или полный запрет торговли с какой-либо страной. Государство может ограничить торговлю, запретить закупку некоторых категорий или видов товаров.

Материальная помощь бизнесу — выдача субсидий на импортозамещение производству, гранты, компенсации расходов, льготные займы.

Предпринимателям, работающим в областях, которые нуждаются в импортозамещающих товарах, предлагают финансовые и нефинансовые меры поддержки. Среди финансовых мер:

  • гранты на производство;
  • гарантии на реализацию инвестпроектов, на обеспечение кредитов и финансирование;
  • субсидии на уплату процентов по кредитам, на возмещение части затрат на выпуск и реализацию товаров;
  • софинансирование исследований и разработок.

В качестве нефинансовых мер предусмотрены консультирование, оказание бухгалтерских и юридических услуг, обучение сотрудников и другие меры поддержки.

Есть общегосударственные мероприятия, а также льготы на региональном уровне. Условия для предпринимателей разные и зависят от отрасли и программы. В отдельных случаях меры поддержки рассчитаны исключительно на малый и средний бизнес.

Какие меры поддержки импортозамещения предусмотрены

Среди мер господдержки, направленных на развитие импортозамещения, можно выделить:

  • Субсидирование производств опытных образцов и пилотных партий продукции в отраслях машиностроения, оборудования и приборостроения.
  • Совершенствование таможенного регулирования и администрирования, упрощение экспортного контроля.
  • Возмещение НДС по определённым видам деятельности, снижение налоговой нагрузки для приоритетных отраслей.
  • Установку приоритета российских товаров при госзакупках.
  • Разработку законопроектов, обязывающих российские компании переходить на отечественное ПО.

Начиная с 2014 года вышел ряд федеральных законов, появились федеральные программы по господдержке импортозамещения в различных отраслях. Некоторые из них рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2. Нормативные акты, направленные на развитие импортозамещения

Нормативный акт

Какие меры поддержки предусматривает

Указ Президента РФ от 30 марта 2022 года № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Документ отражает меры по импортозамещению в IT, а также все актуальные ограничения в этой сфере, связанные с иностранным ПО.

С 31 марта 2022 года заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ не могут приобретать иностранное ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, для использования на принадлежащих им объектах критической информационной инфраструктуры РФ без согласования с федеральным органом исполнительной власти.

А с 1 января 2025 года органам госвласти, заказчикам запрещается использовать иностранное программное обеспечение на объектах критической информационной инфраструктуры.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ».

Регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами госвласти РФ, органами госвласти субъектов РФ, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в РФ.

Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2019 года № 1649 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ».

Документом ввели базовые инструменты поддержки НИОКР.

Они предусматривают выделение субсидий для компенсации части затрат организаций на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям.

Максимальный срок предоставления субсидии — три календарных года. Заявленный объём реализации инновационной продукции в денежном выражении за весь срок реализации инновационного проекта должен составлять не менее пяти размеров запрашиваемой субсидии.

За счёт субсидий можно компенсировать часть затрат в размере до 70% на НИОКР, но не более предельного размера субсидии, устанавливаемого Минпромторгом дополнительно.

Это могут быть расходы на:

  • оплату труда работников, непосредственно занятых выполнением научно-исследовательских работ;
  • подготовку и закупку исследовательского, испытательного, контрольно-измерительного и вспомогательного оборудования и комплектующих к нему;
  • накладные расходы (не более 100% суммы расходов на оплату труда работников, непосредственно занятых реализацией проекта);
  • оплату работ (услуг) организаций, привлекаемых для выполнения научно-исследовательских работ;
  • на аренду необходимых для выполнения научно-исследовательских работ зданий, сооружений, технологического оборудования и оснастки;
  • содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других объектов основных средств, непосредственно связанных с выполнением научно-исследовательских работ;
  • госрегистрацию в РФ результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках выполнения научно-исследовательских работ;
  • производство опытной партии продукции и её тестирование, сертификацию и (или) регистрацию, а также на испытание;
  • приобретение изделий сравнения.

Постановление Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 931 «О государственной поддержке российских организаций на компенсацию части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и (или) омологацией существующей промышленной продукции для внешних рынков, и признании утратившими силу постановления правительства РФ от 8 июля 2020 г. № 1007 и отдельного положения акта правительства РФ».

Определяет механизм господдержки в виде компенсации части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и (или) омологацией (усовершенствованием) существующей промышленной продукции, для внешних рынков.

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 № 634 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям».

Документ направлен на поддержку (субсидирование) производства и реализации пилотных партий средств производства.

Субсидии предоставляются в размере не более 50% от общего размера фактически понесённых затрат, включая затраты на:

  • оплату сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства пилотной партии;
  • оплату изготовления и (или) приобретения оснастки, используемой для производства пилотной партии (не более 20 процентов размера предоставляемой субсидии);
  • затраты на оплату труда работников, занятых в производстве пилотной партии, в размере, не превышающем уровня средней заработной платы в регионе, в котором производится пилотная партия;
  • затраты на приобретение расходного инструмента для производства пилотной партии (не более 10 процентов размера предоставляемой субсидии);
  • затраты на топливо и электрическую энергию для технологических операций, осуществляемых при производстве пилотной партии (не более 5 процентов размера предоставляемой субсидии);
  • логистические затраты на поставку пилотной партии (не более 10 процентов размера предоставляемой субсидии).

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 № 1570 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение, строительство, модернизацию, реконструкцию объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности».

Определяет механизм промышленной ипотеки (льготного кредита для покупки производственных площадей для быстрого запуска или расширения бизнеса).

Заёмщики кредитуются под следующие объекты недвижимости: здания, строения, сооружения либо части сооружений, приобретаемые для промышленного производства.

Есть и ограничения. Ипотекой не могут воспользоваться организации и ИП, занимающиеся добычей и торговлей сырой нефтью, природным газом, производством и торговлей жидким топливом, производством и торговлей табачными изделиями и алкогольной продукцией.

Указ Президента РФ от 2 марта 2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ».

Стратегия импортозамещения ИТ базируется на дополнительной государственной поддержке:

  • освобождены от плановых проверок госорганами;
  • освобождение от налога на прибыль до 31 декабря 2024 года;
  • кредиты под 3% годовых на развитие новых проектов;
  • возможность воспользоваться льготной ипотекой;
  • упрощённая процедура найма иностранных граждан и получения ими российского вида на жительство;
  • отсрочка от призыва на военную службу для граждан РФ до достижения ими возраста 30 лет.

Найти конкретные меры господдержки для той или иной отрасли, можно на портале государственной информационной системы Минпромторга России.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/chto-stoit-znat-ob-importozameshchenii-v-rossii