Если нет денег, и компания стоит на грани банкротства, вывод очевиден — бизнес неуспешен, как говорится, не пошёл. С понятием успешности всё не так очевидно. Информация может быть настолько избыточной, что руководителю компании впору хвататься за голову, чтобы сопоставить все данные и сделать нужные выводы.
Нужно собрать многочисленные данные в такую форму, которая даст полное видение итогов работы компании и её финансового состояния. Но куча цифр способна перегрузить даже самый выносливый мозг.
Процесс можно оптимизировать, определив «на берегу», какие конкретно показатели успешности брать в качестве ключевых. Эти данные следует задокументировать.
Начать можно с пяти показателей успешности. Это будет базой. Показатели должны
-
ориентироваться на показатели высокого уровня — те, которые позволят оценить прибыльность компании, рост с точки зрения выполнения миссии и базовых ценностей;
- иметь измеримое количественное выражение (объём, цена, производительность труда и т.п.).
А вот частные и специфические показатели лучше не брать.
Какие показатели результативности компании можно использовать
-
Финансовая устойчивость. Покажет, насколько компания платёжеспособна и устойчива. Нужно учитывать именно фактическую прибыль, а также долю расходов в валовой прибыли, динамику роста прибыли и расходов.
- Степень удовлетворённости клиентов. Можно оценить путём опросов. Без удовлетворённых и лояльных клиентов компанию ждёт фиаско.
- Степень удовлетворённости персонала. Также определяется путём опроса. Недовольные работники вряд ли смогут сделать довольными клиентов компании.
- Степень социальной ответственности компании (вклад в экологию, социальную политику и т.п.). Нужно определить, какие природные ресурсы и в каком количестве удалось сохранить за счёт введения новых технологий (древесина, водные ресурсы и т.д.). Компания должна руководствоваться благородной миссией, а не жадностью. Только при таком подходе можно удержать лучших специалистов.
- Ключевые операционные результаты (количество проданных товаров, заселённых номеров в гостинице и т.п.).
Можно ввести и другие показатели. Но желательно — в пределах 10.
Как добиться ключевых показателей успешности
Придерживайтесь трёх шагов.
-
Определите миссию, ценности компании, перечень целей и достижений, которые будут свидетельствовать, что компания устойчива и эффективно работает. Это поможет установить, какие именно показатели считать ключевыми.
- Создайте выборку ключевых показателей успешности. Они должны помочь сосредоточиться на приоритетах, а не на отдельных деталях.
- Задайте конечную стратегическую цель компании на 3-5 лет и установите систему промежуточных целей. Критерии должны быть измеряемыми и показывать устойчивый организационный успех, иначе будет сложно проследить, насколько качественно реализована цель.
Не забывайте периодически повышать финансовую грамотность, это повысит качество принимаемых управленческих решений. Для этого достаточно записаться на семинар: «Финансы для руководителей».