Эффективное благоустройство: 13 градостроительных ошибок, которые следует исключить

На что обращают внимание люди, впервые приехав в какой-либо город или район? Как правило, на уровень его развития. Насколько приятно там находиться, ухожены ли улицы и места отдыха, как облагорожены общегородские территории.

На что обращают внимание люди, впервые приехав в какой-либо город или район? Как правило, на уровень его развития. Насколько приятно там находиться, ухожены ли улицы и места отдыха, как облагорожены общегородские территории.

Уровень благоустройства имеет большое значение для улучшения окружающей среды, привлечения туристов, инвесторов и покупателей жилья, для удовлетворённости уровнем жизни местных жителей.

Однако при работе с благоустройством имеют место ошибки. Они отлично видны после воплощения в жизнь, но бывают не всегда заметны при проектировании.

Предлагаем ознакомиться с тринадцатью распространёнными ошибками, которые выделяют эксперты, общественные деятели, а также жители районов, которым «посчастливилось» столкнуться с антирезультатами благоустройства.

Итак, что не стоит делать?

1. Пренебрегать исследованиями территории

Перед началом разработки проекта требуется провести исследование территории, определить её потенциал и препятствия. Исследовать природные характеристики, имеющиеся инженерные коммуникации, обеспеченность жильём, рабочими местами, а также особенности состава населения на прилегающих территориях. Всё это может оказать решающее влияние на создание жизнестойкого района и помочь в создании обоснованного и логичного мастер-плана.

Однако специалисты по развитию и проектировщики часто просто используют в качестве основы уже существующие решения, которые применялись на других территориях. Это может привести к серьёзным ошибкам в проектировании.

2. Не брать в расчёт прилегающие территории

Часто проект рассматривают лишь в границах участка, который подлежит освоению.

Чтобы обновлённая территория гармонично вписалась в сложившуюся городскую среду, необходимо изучить соседние территории – типологию их застройки, характеристики улично-дорожной сети, сложившиеся пешеходные маршруты и прочие характеристики, а затем включить эту информацию в проект.

Важно исследовать развитие прилегающих территорий и то, как они будут взаимодействовать с благоустраиваемой территорией – установить точки притяжения, с которыми будут выстроены транспортные связи, объекты общественной инфраструктуры.

3. Закладывать в план объекты, которые нельзя реализовать в обозримом будущем

Некоторые решения не могут быть реализованы в обозримом будущем по финансовым или иным причинам.

Однако их всё равно закладывают в план развития территорий. Под них резервируют земельные участки, в заведомо невостребованных объёмах формируется инфраструктура. Такие решения с огромной вероятностью могут превратиться в долгострои. Всё это приводит к неэффективному расходованию финансов, а порой и к формированию социально опасной среды в виде пустырей на местах запущенных долгостроев.

Иногда наскоро разрабатываются альтернативные решения на замену включённым изначально в план. Они не всегда продуманы и ничего хорошего проекту не сулят.

4. Использовать завышенные точки обзора

Нередко в проектировочных решениях используют завышенные точки обзора. С высоты проект выгладит красивым, но такая красота не гарантирует качества. Ведь жители не будут смотреть на территорию сверху, не будут передвигаться по воздуху. Удобство и грамотность планировки можно оценить только с позиции пешехода, с высоты его роста. Соразмерный человеку масштаб городской среды является одним из принципов жизнеспособности проекта.

Проектирование с завышенной точки обзора ведёт к потере масштаба. В итоге застройка выглядит монотонной, открытые пространства получаются чрезмерно большими, неуютными. Сложные крупномасштабные композиции планировки дезориентируют и создают ощущение психологического дискомфорта.

5. Не вовлекать в процесс развития горожан

Чтобы наиболее полно выявить особенности, проблемы и преимущества территории, необходимо вовлечь в процесс развития новой территории граждан. Ведь ни один эксперт не знает район лучше, чем местные жители.

Адаптировать проектные решения не к гипотетическим потребностям жителей, а к реальным помогут современные методики антропологических исследований.

Сбор мнений посредством интернет-сервисов, соцопросов, интервью и круглых столов с представителями сообществ — не только является источником информации, но и служит механизмам повышения ответственности пользователей.

6. Не увязывать транспортное планирование с размещением жилой застройки и местами концентрации людей

При разработке проектов освоения свободных территорий важно уделять внимание комфорту повседневной жизни горожан.

Необходимо помнить, что улицы — это не только транспортные магистрали, но и общественные пространства. И приоритет на них принадлежит пешеходам, а не автомобильному потоку.

7. Не продумать обеспеченность общественным транспортом

Снизить зависимость от личных автомобилей, уменьшить число и размеры парковок и тем самым повысить качество городской среды позволяет быстрый, комфортный и доступный общественный транспорт.

Приоритизация общественного транспорта помогает разгрузить трафик. Это снижает уровень выбросов от автомобилей, улучшает экологию города. Благодаря транспортной доступности, повышается стоимость недвижимости, и сокращается срок окупаемости девелоперских проектов.

Обеспеченность сетью общественного транспорта очень важно предусмотреть при организации новых городских районов. А для территорий, которые сильно удалены от основных точек городской инфраструктуры, важно обеспечить скоростной транспорт (метро, скоростные трамваи, пригородные электрички).

8. Отдавать предпочтение типовой застройке

Жители лояльны к своему району, любят его, если он благоустроен, отличается качественной застройкой и разнообразием архитектурных решений. В развитии такого района они готовы принимать активное участие, создавать условия для насыщенной культурной жизни, что позволяет на долгие годы сохранить привлекательность недвижимости.

Применение типовых проектов жилой застройки часто в противовес приводит к формированию монотонной, эстетически непривлекательной городской среды. Как правило, жители таких районов стремятся проводить досуг в других частях города. А при появлении финансовой возможности покинуть непривлекательный район.

На их место въезжают люди с более низким уровнем дохода, стоимость недвижимости снижается, происходит маргинализация территории.

9. Изолировать детские сады и школы

Детские сады и школы занимают значительные территории жилой и смешанной застройки.

По действующим стандартам эти участки должны быть огорожены и, следовательно, исключены из системы открытых общественных пространств. Это ограничивает проницаемость района для пешеходов и препятствует компактности застройки.

По возможности следует предусмотреть интеграцию объектов образования в окружающую застройку и снижать негативные эффекты от использования ограждений.

Например, детские сады могут размещаться на первых этажах жилых зданий, а школы могут использовать прилегающие парки для проведения учебных и спортивных занятий на свежем воздухе. Территории и здания учебных заведений (например, спортивные площадки) могут использоваться местными жителями во внеурочное время.

10. Оставлять чрезмерно большие пустые пространства

Обширные открытые пространства могут вызвать дискомфорт:

  • климатический - сильные ветры зимой и отсутствие тени от солнца летом;
  • психологический - пешеходы чувствуют себя на них некомфортно и небезопасно.

На таких пространствах мало пешеходов и нет активной городской жизни. Кроме того, такие пространства требуют больших затрат на благоустройство и обслуживание. А когда они находятся в неухоженном, запущенном состоянии, то становятся ещё более неуютными и безлюдными.

11. Не учитывать удобство людей с ограниченными возможностями

Важный элемент современного благоустройства - доступность для маломобильных групп граждан.

Её можно оценить по нескольким критериям:

  • наличию необходимых элементов в принципе;
  • возможности попасть на территорию по съездам и пандусам,
  • возможности беспрепятственно передвигаться внутри пространства.

Встречаются объекты, куда людям с ограниченными возможностями невозможно попасть без посторонней помощи, есть такие, где не предусмотрена возможность свободно передвигаться.

Таких проблем станет меньше при соблюдении строительных норм проектировщиками и подрядчиками и тщательном контроле городских администраций.

12. Пренебрегать озеленением

При благоустройстве городских территорий важно озеленение. Пыльная земля - источник вторичного загрязнения воздуха. Фильтрами-поглотителями вредных веществ и очистителями воздуха служат газоны. Травы, деревья и кустарники обеспечивают изоляцию от дорог. На незатронутых застройкой «живых» участках могут отдыхать люди.

Однако при благоустройстве деревья и кустарники часто вырубаются, из-за чего исчезает целая экологическая ниша. Нарушаются правила кошения газонов. Из-за слишком «усердного» низкого скашивания на газонах появляются проплешины, растительность ослабляется, легко выгорает на солнце. Без защиты почва перегревается, превращается в пыльную субстанцию, начинается эрозия.

13. Игнорировать связь с историей

Гармоничное благоустройство невозможно без связи с историей места. Такого мнения придерживаются многие краеведы, общественники и жители благоустраиваемых территорий.

Территории, «выключенные» из культурного и временного контекста выглядят искусственными, неживыми и не привлекают горожан.

Таким образом, приступая к благоустройству территории, следует принять взвешенные, конструктивно-, технологически-, и экономически обоснованные решения. Провести комплексный градостроительный анализ территории, наладить коммуникацию с жителями районов, не забывать об экологии и культурно-исторических аспектах развиваемых территорий.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/effektivnoe-blagoustroystvo-13-gradostroitelnykh-oshibok