С 1 сентября 2022 года предприятиям нужно учитывать новые экологические требования. Вступил в силу ряд новшеств, внесённых в природоохранное законодательство.
С 1 сентября 2022 года предприятиям нужно учитывать новые экологические требования. Вступил в силу ряд новшеств, внесённых в природоохранное законодательство.
С 1 сентября 2022 года предприятиям нужно учитывать новые экологические требования. Вступил в силу ряд новшеств, внесённых в природоохранное законодательство.
Разбор наиболее важных из них приведён в таблице 1.
Таблица 1. Обзор новых требований к экологической безопасности 2022
Изменение |
Особенности |
Нормативный правовой акт |
1. Определили направление использования платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), сумм штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, средств от платежей по искам о возмещении вреда, причинённого окружающей среде. |
Плата за НВОС, зачисленная в бюджеты бюджетной системы РФ, направляется на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации такого вреда в случае наличия на территории субъекта РФ (муниципального образования) соответствующих объектов. В случае их отсутствия — на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Среди прочего установлено, что плата за НВОС носит целевой характер и не может быть использована на иные нужды. Порядок разработки и согласования плана мероприятий субъектов РФ по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде установлен постановлением Правительства РФ от 02.08.2022 № 1370. |
Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ в редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 71-ФЗ. |
2. Утвердили новые правила создания и ведения госреестра объектов, оказывающих НВОС. |
Государственный реестр объектов НВОС состоит:
Объект НВОС ставится на учёт по заявлению владельца: организации или ИП. Направить документы можно по почте — в бумажном виде или в электронном виде через личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора либо через портал Госуслуг. Объект зарегистрируют в течение 5 рабочих дней (ранее было 10). Срок могут увеличить, если объект должен стоять на учёте в региональном реестре, а заявка подана в федеральный, и наоборот. |
Постановление Правительства РФ от 07.05.2022 № 830. Прежние правила (постановление Правительства РФ от 23.06.2016 № 572) утратили силу. |
3. Уточнили лицензионные требования для работ по размещению отходов I–IV классов опасности. |
Лицензию «на отходы» не дадут при отсутствии у соискателя снабжённых спецзнаками и специально оборудованных транспортных средств. Также несоответствие этим требованиям является грубым нарушением для лицензиата |
Постановление Правительства РФ от 13.04.2022 № 648. |
4. Начал действовать обновлённый порядок создания, эксплуатации и модернизации ЕФГИС УОИТ. |
ЕФГИС УОИТ — Единая федеральная государственная информационной системе учёта отходов от использования товаров (система учёта отходов). Держателем ресурса является Российский экологический оператор. Российские производители и импортёры, у которых есть обязанность обеспечить выполнение нормативов утилизации отходов, а также организации и ИП, ведущие деятельность по обращению с отходами, должны представлять информацию в ЕФГИС УОИТ ежегодно, до 1 апреля. |
Постановление Правительства РФ от 13.05.2022 № 868. |
5. Утверждены Правила выдачи разрешений на временные сбросы. |
Документом определены дополнительные обязанности для природопользователей. Поскольку природопользователи не всегда могут соблюдать нормативы допустимых сбросов и выбросов, ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливаются временно разрешённые сбросы. Они утверждаются для владельцев объектов НВОС II категории без комплексного экологического разрешения и III категории. Временно разрешённые сбросы устанавливаются по действующим стационарным источникам или их совокупности на объекте на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды, но не более чем на 7 лет. Разрешение на временные сбросы выдается на 1 год и ежегодно продлевается при условии выполнения мероприятий за прошлый год по плану. Получить его могут ИП и организации, которые эксплуатируют объекты НВОС. |
Постановление Правительства РФ от 16.05.2022 № 886. |
6. Ведены критерии отнесения организаций и ИП к регулируемым организациям. |
Организация или ИП будут считаться регулируемой организацией, если ведут деятельность по перечню в приложении к постановлению Правительства № 355, либо если их деятельность сопровождается выбросами парниковых газов массой 150 и более тыс. тонн углекислого газа в год. |
Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 № 355. |
7. Обновили правила отчётности по ОРВ. |
Организации и ИП, при работе которых образуются озоноразрушающие вещества (ОРВ), должны вести учёт таких веществ и сдавать по ним ежегодную отчётность в Минприроды РФ. Отчётность за 2022 год следует представлять в соответствии с Приложением № 1 к Постановлению № 206. Из обновлённой формы отчёта по ОРВ исключили сведения об использовании озоноразрушающих веществ в действующем оборудовании. Сдавать отчётность необходимо до 1 апреля. |
Постановление Правительства РФ от 18.02.2022 № 206. |
8. Установили новые требования к Программе экологического контроля (ПЭК). |
Программа ПЭК должна быть у организаций и ИП, которые эксплуатируют объекты НВОС I — III категорий. С 1 сентября 2022 года Программа ПЭК разрабатывается в соответствии с требованиями Приказа Минприроды РФ от 18.02.2022 № 109. Программа ПЭК разрабатывается и утверждается для каждого объекта негативного воздействия на окружающую среду. Если установленные объёмы выбросов, сбросов загрязняющих веществ меняются более чем на 10 % из-за изменений в технологии или применяемых материалах и оборудовании, программу необходимо откорректировать в течение 60 рабочих дней. Программа ПЭК должна содержать:
Отдельно нужно указать данные по отходам, охране воздуха, водным объектам, привести планы-графики контроля и перечни необходимых мероприятий. Отчётность ПЭК формируется и сдаётся ежегодно, до 25 марта. |
Приказ Минприроды РФ от 18.02.2022 № 109. |
9. Актуализировали Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ (НДС) в водные объекты для водопользователей. |
В частности, предусмотрено, если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчётного НДС, но выше или равен нормативу качества воды водного объекта, НДС следует принять на уровне 1,3-кратного значения фактического сброса. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчётного НДС и меньше норматива качества воды водного объекта, НДС разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта. Уточнили срок актуальности расчётов НДС — не более 7 лет с момента расчёта нормативов допустимых сбросов (для объектов III категории). Все пункты раздела II методики из Приказа Минприроды РФ от 29.12.2020 № 1118 утратили силу. |
Приказ Минприроды РФ от 18.05.2022 № 343. |
Также с 1 сентября 2022 года действует Типовая дополнительная профпрограмма в области сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I–IV классов опасности (Приказ Минприроды РФ от 15.10.2021 № 755). На основании такой типовой программы организации, которые осуществляют образовательную деятельность, разрабатывают дополнительные профессиональные программы повышения квалификации.
В типовой программе описаны планируемые результаты освоения профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.