Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ января-апреля 2020

В период с января по апрель 2020 года внесены важные изменения в законодательство о контрактной системе в сфере закупок, в том числе в связи с введением в регионах России режима повышенной готовности. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: закупки в «нерабочие» дни, изменения условий контрактов и списание неустоек, новые дополнительные требования к участникам закупок, изменения порядка оценки заявок при проведении конкурсов и многое другое.

В период с января по апрель 2020 года внесены важные изменения в законодательство о контрактной системе в сфере закупок, в том числе в связи с введением в регионах России режима повышенной готовности. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: закупки в «нерабочие» дни, изменения условий контрактов и списание неустоек, новые дополнительные требования к участникам закупок, изменения порядка оценки заявок при проведении конкурсов и многое другое.

1. Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" внесены важные изменения в закон № 44-ФЗ, в том числе связанные с угрозой распространения коронавирсной инфекции.

Изменен порядок расчета пени, предусмотренный частью 7 статьи 34 закона № 44-ФЗ. Теперь при наличии в контракте этапов его исполнения, пеня за нарушение сроков исполнения обязательств будет рассчитываться от стоимости этапа, а не от цены контракта.

Из закона исключен такой вид закупочной процедуры, как «предварительный отбор участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».

Пункт 9 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ изложен в новой редакции, более подходящей для осуществления срочных закупок в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции: «осуществление закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.»

Введено новое основание для закупки у единственного поставщика (п.56 ч.1 ст. 93) для отдельных заказчиков: в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму.

Предусмотрена возможность освобождения участника закупки, объявленной для СМП и СОНО, с которым заключается контракт, при наличии необходимого положительного опыта исполнения контрактов, не только от обеспечения исполнения контракта, но и от обеспечения гарантийных обязательств.

Предусмотрено списание неустоек, начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) в 2020 г., в порядке, определенном Правительством.

Внесены уточнения в порядок осуществления особых строительных закупок «под ключ», введенный поправками от 27.12.2019: до 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 – 63 статьи 112 закона № 44-ФЗ. Предметом контракта в этом случае теперь может быть наряду с проектными и строительными работами поставка любого оборудования, предусмотренного проектной документацией.

Заказчики вправе до конца 2020 года при объявлении закупок для СМП и СОНО не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

В 2020 году разрешено по соглашению сторон изменять срок исполнения контракта и (или) цену контракта, цену единицы товара, работы, услуги, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Для изменения условий контракта необходимо обоснование в письменной форме и предоставление поставщиком соответствующего обеспечения исполнения контракта.

2. Федеральным законом от 27.02.2020 № 27-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что закон № 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с подготовкой проведения общероссийского голосования, а закупка для нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд товаров, работ, услуг для подготовки проведения общероссийского голосования может осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.30.1 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.

3. Федеральным конституционным законом от 04.04.2020 № 2-ФКЗ "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что до 31 декабря 2022 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя может быть установлен порядок выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях осуществления закупок оборудования и техники, работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автомобильные дороги), работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, работ по благоустройству территорий по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

4. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 443 “Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции” определены сроки осуществления действий и правила дистанционной работы членов комиссий в рамках контрактной системы в период действия режима «нерабочих» дней, установленного Указом Президента от 2 апреля 2020 г. № 239.

Постановлением № 443 установлено, что все сроки, предусмотренные законом № 44-ФЗ и подзаконными актами о контрактной системе, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях. При этом суббота и воскресенье не учитываются.

Если последний день срока для совершения действия или размещения информации приходится на нерабочий день, указанный в пункте 1 Указа Президента от 2 апреля 2020 г. № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее – Указ № 239), то днем окончания срока считается такой нерабочий день, за исключением случая, если последний день срока приходится на субботу или воскресенье, в этом случае днем окончания срока считается следующий за ними понедельник.

Членам комиссии разрешено рассматривать заявки без личного присутствия на заседании комиссии по осуществлению закупок, с использованием средств дистанционного взаимодействия. Протоколы заседаний можно не составлять на бумажном носителе и не подписывать собственноручно. В этом случае протокол должен быть составлен в электронной форме и заверен хотя бы одной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

При направлении участнику закупки проекта контракта по результатам конкурентной процедуры заказчик может увеличить срок (сроки) исполнения обязательств, предусмотренных проектом контракта, на срок, не превышающий срок, указанный в пункте 1 Указа № 239.

Постановление № 443 вступило в силу 6 апреля 2020 г. Сроки подачи ценовых предложений на электронных аукционах и окончательных предложений о цене при проведении конкурсов в электронной форме, которые наступили в период действия режима нерабочих дней до 6 апреля 2020 г., должны быть автоматически перенесены оператором. Это правило не применяется, если аукцион назначен через 4 часа после окончания срока подачи заявок, когда в документацию об аукционе включена проектная документация.

5. В постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" постановлением от 20 марта 2020 г. № 308 введен новый объект закупки, в отношении которого необходимо устанавливать дополнительные требования к участникам закупки: Оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, независимо от размера начальной (максимальной) цены контракта.

Участник такой закупки должен иметь  за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыт исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключенного в соответствии с законом № 44-ФЗ или законом № 223-ФЗ, на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 % НМЦК контракта, на право заключить который проводится закупка.

6. Постановлением Правительства РФ от 20.03.2020 № 309 "О внесении изменений в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен специальный порядок оценки для закупки услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций.

Значимость стоимостных критериев оценки при закупке таких услуг должна составлять 40 процентов; значимость нестоимостных критериев оценки – соответственно 60 процентов. При этом значимость показателя, учитывающего опыт участника, должна составлять не менее 45 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.

В качестве подпоказателей для оценки опыта должны быть установлены следующие:

- общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
- общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
- наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

Иные подпоказатели для оценки опыта заказчику устанавливать запрещено.

7. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 445 "О внесении изменений в перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в перечень продуктов, в отношении которых установлены ограничения, добавлены:

01.13.32 Огурцы
01.13.34 Томаты (помидоры).

Постановление вступит в силу 14 апреля 2020 года.

8. Постановлением Правительства РФ от 19.02.2020 № 180 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" изменен порядок ведения реестра контрактов, определенный постановлением от 28 ноября 2013 г. № 1084, а также внесены поправки в Постановление от 5 ноября 2019 г. № 1401, которым утверждены типовые формы заявок на участие в электронных процедурах.

Установлено, что в реестре контрактов всегда должна быть отражена информация о наименовании страны происхождения товара при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

При размещении в реестре информации об исполнении контракта заказчики должны указывать наименование страны происхождения товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), информацию о производителе товара в отношении исполненного контракта.

Федеральное казначейство проверяет, среди прочего, соответствие информации о стране происхождения товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) условиям контракта.

Аналогичные изменения внесены в Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.

В Постановлении от 5 ноября 2019 г. № 1401 "О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке и внесении изменения в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок" установлено, что заявка на участие в электронной процедуре в случае осуществления заказчиком закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, должна содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира.

Формулировки, включаемые в типовую заявку, приведены в соответствие с измененной редакцией закона № 44-ФЗ (с учетом изменений от 27.12.2019).

В новой редакции, которая вступит в силу с 1 июля 2020 г., представлена типовая заявка на участие в запросе котировок в электронной форме.

9. Постановлением от 5 февраля 2020 г. № 90 "Об утверждении Правил оценки эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определены показатели для оценки  эффективности органов контроля и порядок их применения.

В частности, для оценки будут использованы следующие показатели:

а) доля решений органов контроля, выданных ими предписаний, а также иных ненормативных правовых актов, принятых в отчетном году по результатам рассмотрения жалоб, проведения плановых и внеплановых проверок, которые отменены частично или полностью на основании судебных актов, вступивших в законную силу в отчетном году;

б) доля решений органов контроля, выданных ими предписаний, а также иных ненормативных правовых актов, принятых в предыдущих отчетных периодах по результатам рассмотрения жалоб, проведения плановых и внеплановых проверок, которые отменены частично или полностью на основании судебных актов, вступивших в законную силу в отчетном году;

в) доля решений органов контроля, выданных ими предписаний, а также иных ненормативных правовых актов, подлежащих размещению в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, предусмотренном частью 21 статьи 99 закона № 44-ФЗ, и размещенных в реестре в отчетном году с нарушением установленных сроков.

Анализ показателей будет осуществлен Минфином России с последующем отражением в докладе о результатах мониторинга закупок по закону № 44-ФЗ.

Результаты анализа будут использованы в целях определения мер по совершенствованию законодательства о контрактной системе и иных нормативных актов, направленных на повышение эффективности деятельности органов контроля.

10. Распоряжениями Правительства РФ от 21 марта 2020 г. № 706-р и № 708-р в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 и ч. 1 ст. 111 Закона № 44-ФЗ определены единственные поставщики (подрядчики, исполнители) для заключаемых Минпромторгом России в 2020 году государственных контрактов в целях осуществления закупок:

– аппаратов искусственной вентиляции легких и экстракорпоральной мембранной оксигенации, включающих работы и услуги по их доставке в медицинские организации, расположенные в субъектах РФ, – ОАО «Концерн радиоэлектронные технологии»;

– теплотелевизионных регистраторов, бесконтактных термометров и установок обеззараживания воздуха, включающих работы и услуги по их доставке в федеральные органы исполнительной власти, – ОАО «Швабе».

Предусмотрено, что в контрактах с единственным поставщиком не применяется требование об обеспечении исполнения контракта, обеспечении гарантийных обязательств. Объем выполняемых непосредственно единственным исполнителем обязательств должен быть в размере не менее 1 процента совокупного стоимостного объема обязательств по государственному контракту.

Кроме того, постановлениями Правительства РФ от 21 марта 2020 г. № 323 и № 324 Минпромторгу России дано право предусматривать авансовый платеж в размере до 100 процентов цены таких контрактов в пределах доведенных лимитов.

11. Распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2020 г. № 672-р в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона № 44-ФЗ определен перечень контрактов с автомобилестроительными предприятиями, по которым допускается по соглашению сторон изменить срок их исполнения без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требований об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств по таким контрактам, вызванной введением временных мер по предотвращению распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции с территории иностранных государств.

12. Приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр утверждены Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационная карта типовых условий контракта.

Типовые условия должны применяться для работ с наименованием: работы по строительству и реконструкции объектов капитального строительства (включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы, поставка материалов и оборудования, иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы), коды ОКПД2: ОКПД2: 41.2, 42 (за исключением 42.11.20, 42.13.20), 43, 71.12.20.110, при любом размере НМЦК, цены контракта.

Типовые условия включают:

  1. Условия об обязанностях подрядчика;
  2. Условия об обязанностях заказчика;
  3. Условия о гарантии качества;
  4. Условия о цене контракта;
  5. Условия о приемке и оплате выполненных работ;
  6. Условия об изменении контракта;
  7. Условия о сроке действия контракта;
  8. Условие об отдельном перечне товаров, поставка которых осуществляется в рамках исполнения контракта, в отношении которых установлены запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничения допуска указанных товаров.

13. Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 10/пр утверждены Типовые условия контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и информационная карта типовых условий контракта.

Типовые условия должны применяться для работ с наименованием: выполнение проектных и (или) изыскательских работ; коды ОКПД2: 71.12.12 - 71.12.19, при любом размере НМЦК, цены контракта.

Типовые условия включают:

  1. Условия об обязанностях подрядчика;
  2. Условия об обязанностях заказчика;
  3. Права на результаты интеллектуальной деятельности;
  4. Условия о расторжении контракта;
  5. Условия о цене контракта;
  6. Условия об изменении контракта;
  7. Условия о сроке действия контракта;
  8. Условие об отдельном перечне товаров, поставка которых осуществляется в рамках исполнения контракта, в отношении которых установлены запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничения допуска указанных товаров.

Приказ вступит в силу с 1 января 2021 года.

14. В письме Минфина России № 24-06-05/26578, МЧС России № 219-АГ-70, ФАС России № МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" отражено компетентное мнение регуляторов о том, что  распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.

Заказчик, в том числе для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), вправе осуществить на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств, - то есть заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

В случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ требованию об уплате таких неустоек.

15. ФАС России в письме от 18 марта 2020 г. № ИА/21684/20 дополнительно разъяснила, что ситуация в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.

Заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в соответствии с указанной нормой Закона 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.

16. В письмах Минфина от 26.03.2020 № 24-06-08/24077 и от 27.03.2020 № 24-06-08/24649 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни" определен порядок переноса сроков и даны рекомендации по проведению закупок и размещению отчета о закупках у СМП и СОНО в условиях нерабочей недели, объявленной Указом Президента РФ от 25 марта 2020 г. №206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" на период по 5 апреля 2020 г. включительно.

Учитывая нормы закона № 44-ФЗ о совершении определенных действий в рабочие дни, статью 193 Гражданского кодекса РФ, неодинаковый режим работы и отдыха у всех участников контрактной системы, а также установленный статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации запрет работы (за исключением случаев, предусмотренных таким кодексом) в нерабочие дни, Минфин дал следующие рекомендации.

В отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе № 44-ФЗ исключительно рабочими днями, и если истечение такого срока, предусмотренного извещением об осуществлении закупки, приходится на определенные Указом Президента нерабочие дни, - заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом № 44-ФЗ минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется:

а) либо внести в соответствии с Законом № 44-ФЗ изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных Указом;

б) либо, в случае истечения предусмотренного Законом № 44-ФЗ срока для внесения вышеуказанных изменений, - отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе на основании части 2 статьи 36 Закона № 44-ФЗ, (обстоятельство непреодолимой силы (письмо Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324)).

Даты подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении открытых конкурсов в электронной форме, проведения электронных аукционов (за исключением аукционов, которые проводятся через 4 часа после окончания срока подачи заявок), приходящиеся на нерабочие дни, в том числе определенные Указом Президента, подлежат переносу на ближайший рабочий день, но не ранее срока рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, а также срока, определенного частью 3 статьи 54.6, частью 3 статьи 68 Закона № 44-ФЗ.

Даты проведения электронных аукционов, при которых в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ включена проектная документация, переносу не подлежат, поскольку в силу части 3 статьи 68 Закона N 44-ФЗ такие аукционы проводятся через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе вне зависимости от отнесения дня к рабочему либо нерабочему дню.

Иные предусмотренные Законом № 44-ФЗ сроки (в том числе сроки рассмотрения, оценки заявок на участие в закупках, частей таких заявок, сроки заключения контракта), истекающие в нерабочие дни, в том числе определенные Указом Президента, оканчиваются в ближайший следующий за нерабочими днями рабочий день, в связи с чем действия, подлежащие совершению, могут быть осуществлены участниками контрактной системы, как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день.

Органы Федерального казначейства в период нерабочих дней будут осуществлять контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, а также проверку, предусмотренную пунктом 13 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, без учета нерабочих дней.

В письме от 27.03.2020 г. Минфин дополнил предыдущее разъяснение: перенос сроков проведения электронных аукционов и сроков подачи участниками конкурсов в электронной форме окончательных предложений о цене осуществляется операторами электронных площадок автоматически (с использованием электронных площадок) без дополнительных действий заказчиков, уполномоченных органов или уполномоченных учреждений. Переносить сроки рассмотрения вторых частей заявок заказчикам не требуется. Их рассмотрение не в день, указанный в извещении, не является нарушением требований закона № 44-ФЗ.

В отношении работы банков Минфин указал, что в период нерабочих дней, определенных Указом Президента, информационное взаимодействие банков и операторов электронных площадок осуществляется в обычном круглосуточном режиме, в связи с чем предусмотренное Законом № 44-ФЗ блокирование и прекращение блокирования денежных средств на специальных счетах участников закупок, в том числе в связи с подачей в период нерабочих дней, определенных Указом, заявок на участие в закупках, осуществляется в обычном режиме и без изменения предусмотренных Законом № 44-ФЗ сроков таких блокирования, прекращения блокирования.

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций может быть размещен в ЕИС заказчиком как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день.

17. ФАС России в письме от 27 января 2020 г. № МЕ/4930/20 выразила мнение по вопросу принятия нормативно-правового акта органом власти субъекта Российской Федерации, обязывающего осуществлять закупки малого объема с использованием выбранного "электронного магазина".

В письме ФАС России обращает внимание на то, что действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не содержит норм, обязывающих государственных, муниципальных заказчиков и участников торгов осуществлять закупки малого объема посредством "электронного магазина". Следовательно, осуществление закупок малого объема с использованием «электронного магазина» - это право, а не обязанность заказчика.

По мнению ФАС России, принятие субъектом Российской Федерации нормативного правового акта, обязывающего государственных и муниципальных заказчиков осуществлять закупки малого объема с использованием отобранного "электронного магазина", функционирующего на определенной электронной площадке, в отсутствие в законодательстве Российской Федерации регламентированного порядка выбора данных электронных площадок, содержит риски нарушения требований антимонопольного законодательства в части предоставления определенному хозяйствующему субъекту (электронной торговой площадке) преимущественного положения.

18. В письме ФАС России от 3 апреля 2020 г. № ИА/27895/20 “О дистанционном рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников Закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков” разъяснен порядок работы антимонопольной службы в «нерабочие» дни.

Деятельность ФАС России и ее территориальных органов (далее - ЦА (ТО) ФАС России), в том числе, в части проведения контрольных мероприятий в отношении субъектов контроля осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Вместе с тем, в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV), ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении в соответствии со статьями 99, 104 - 106 закона № 44-ФЗ, статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалоб (обращений) на действия субъектов контроля при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд или соответственно нужд отдельных видов юридических лиц, проведении внеплановых проверок, а также рассмотрения обращений о включении сведений о недобросовестном участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя.

Дистанционное проведение контрольных мероприятий не распространяется на обжалование закупок, сведения о которых составляют государственную тайну или такие сведения содержатся в документации о закупке, проекте контракта (договора). Такие контрольные мероприятия проводятся в очном режиме.

Обзор подготовлен преподавателем АНО УМЦ Финконт:

Богацкой С.Г.

Преподаватель, аккредитованный в ЗАО "Сбербанк-АСТ". Кандидат экономических наук. Руководитель направления «Государственные (муниципальные) закупки», ведущий преподаватель-консультант УМЦ «Финконт» курсов и семинаров по государственным и муниципальным закупкам, корпоративным закупкам по ФЗ-223.

Полезно

За один день, в доступной форме опытный эксперт представит и разъяснит всё самое важное и актуальное, что изменилось и должно измениться в регламентированных закупках в 2020-2021 годах, включая меры поддержки поставщиков и изменения правил закупок в связи с распространением новой коронавирусной инфекции:

Изменения в регулировании закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2019-2020 годах. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/izmeneniya-v-regulirovanii-zakupok-po-zakonu-44-fz-jan-apr-2020