Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ июня-августа 2020

Летом 2020 года активно проходил процесс обновления, актуализации и ликвидации пробелов в законодательстве о закупках; вступили в силу новые документы, знать и применять которые должны и заказчик, и поставщик, и контролер. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила контроля по ч. 5 и 5.1 ст. 99, изменения в «строительных» закупках, квота для российских товаров, изменения в применении запретов и условий допуска иностранных товаров, порядок согласования контракта с единственным поставщиком и многое другое.

Летом 2020 года активно проходил процесс обновления, актуализации и ликвидации пробелов в законодательстве о закупках; вступили в силу новые документы, знать и применять которые должны и заказчик, и поставщик, и контролер. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила контроля по ч. 5 и 5.1 ст. 99, изменения в «строительных» закупках, квота для российских товаров, изменения в применении запретов и условий допуска иностранных товаров, порядок согласования контракта с единственным поставщиком и многое другое.

1. Федеральным законом от 08.06.2020 № 180-ФЗ "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расширены возможности для осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя).

На основании пункта 6 части 1 статьи 93 теперь можно осуществлять закупку не только у унитарных предприятий и бюджетных учреждений, но и у акционерных обществ со 100% долей федеральной собственности.

Новая редакция пункта 6 выглядит так: «закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации».

По состоянию на 3 сентября 2020 года в реестре контрактов ЕИС размещено 30 контрактов с акционерными обществами, заключенных на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ:

  • с Акционерным обществом "ПОЧТА РОССИИ";
  • с Акционерным обществом "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости — Федеральное бюро технической инвентаризации".

Некоторые заказчики уже успели нарушить закон, заключив контракт на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 с акционерным обществом, 100% акций которого не находится в федеральной собственности (например, с ПАО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ").

2. Федеральным законом от 31.07.2020 № 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено введение Правительством минимальной обязательной доли закупок российских товаров.

Установлено, что запреты, ограничения, условия допуска в отношении иностранных товаров не применяются для отдельных видов закупок органов внешней разведки, ФСБ, государственной охраны.

Для выполнения заказчиками минимальной доли закупок российских товаров Правительство РФ должно установить особенности определения НМЦК на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик российских товаров, в том числе содержащихся в КТРУ, утвердить соответствующий перечень товаров.

Описание объекта закупки в целях выполнения минимальной доли закупок должно содержать характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в КТРУ.

По итогам года, до 1 апреля заказчики должны будут размещать в ЕИС отчет об объеме закупок российских товаров либо обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок.

Постановлением Правительства будут установлены порядок, критерии и последствия проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной доли закупок.

Кроме того, федеральным законом № 249-ФЗ в статью 112 закона № 44-ФЗ введена часть 68, которая предусматривает проведение в период с 1 сентября 2020 года по 1 января 2024 «специального» конкурса в электронной форме при закупке «строительных» работ.

В конкурсную документацию в этом случае включается проектная документация; критерий «Качественные, функциональные, экологические характеристики объекта закупки» не используется; первая часть заявки содержит только «Согласие» на выполнение работ; протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок и подача окончательных предложений о цене не предусмотрены; ценовые предложения участников заказчик получает от оператора вместе со вторыми частями заявок.

Соответствующий функционал для проведения конкурсов на строительные работы уже появился в личных кабинетах заказчиков по 44-ФЗ.

Следующее важное изменение, внесенное федеральным законом № 249-ФЗ, касается переноса сроков введения новых правил проведения запросов котировок в электронной форме и закупки у единственного поставщика на сумму до 3 млн руб. в электронной форме. Сроки вступления в силу этих нововведений перенесены на 1 апреля 2021 года, а срок обеспечения интеграции предложений поставщиков через ЕИС перенесен на 1 октября 2021 года.

3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" принят по поручениям Президента и Правительства РФ в рамках направления "Контрольно-надзорная деятельность" плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. № 20-р, и пунктом 1 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 г. № 4714п-П36.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, закон № 248-ФЗ должен устранить недостатки действующего правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе несистемность и пробельность регулирования, недостаточность регулирования вопросов профилактики нарушений обязательных требований, а также неоправданный акцент на проведении проверок, являющихся наиболее затратным как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов мероприятием.

Установлено, что предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;
2) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах;
3) соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Определены принципы контроля: законность и обоснованность, стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований, соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц, охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц, недопустимость злоупотребления правом, соблюдение охраняемой законом тайны, открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, оперативность контроля.

Особый акцент в законе сделан на стимулировании добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Определяется, что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий.

Регулирование контрольно-надзорной деятельности основано на подходе, согласно которому цели государственного контроля (надзора), муниципального контроля должны достигаться преимущественно при помощи более мягких и менее затратных методов, не предполагающих непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом. Соответственно, закон предполагает отказ от использования проверок как основного инструмента контроля, перенос акцентов на иные контрольно-надзорные мероприятия.

Базовым механизмом, обеспечивающим реализацию новых подходов, является использование системы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Выбор профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, их содержание (включая объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты должны определяться на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (при плановом контроле — категорией риска, при внеплановом — выявлением индикатора риска).

Не допускается установление ключевых показателей вида контроля, основанных на количестве проведенных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, количестве и размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц.

Законом № 248-ФЗ предусмотрено, что он НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ к организации и осуществлению  контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц, однако базовые принципы и подходы к осуществлению государственного и муниципального контроля должны быть едины. Это дает основание предполагать, что соответствующие изменения, акцент на профилактические мероприятия, более мягкие и менее затратные методы будут реализованы и в сфере контроля регламентированных закупок.

Большинство норм закона № 248-ФЗ вступит в силу с 01.07.2021.

4. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2020 № 921 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 890-р» существенно изменены правила закупки строительных работ по закону № 44-ФЗ.

Из аукционного перечня, утвержденного распоряжением Правительства от 21.03.2016 № 471-Р, с 1 сентября 2020 года исключены следующие виды строительных работ:

41.2. Здания и работы по возведению зданий;
42. Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства;
43. Работы строительные специализированные (кроме кода 43.13).

Это означает, что заказчики вправе проводить теперь при закупке строительных работ, включая работы по текущему ремонту, как электронные аукционы, так и конкурсы в электронной форме (открытые конкурсы). По состоянию на 8 сентября 2020 г. в ЕИС объявлен 51 конкурс специального вида «Открытый конкурс в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности».

При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации способами конкурса и запроса предложений допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "Квалификация участников закупки…».

При этом заказчики вправе установить один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Для оценки по данным показателям заказчики вправе учитывать один или несколько следующих видов контрактов (договоров):

а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:

  • объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
  • линейные объекты капитального строительства;
  • особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
  • объекты культурного наследия;

б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:

  • контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 закона № 44-ФЗ (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства соответствующего вида);
  • контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 закона № 44-ФЗ (в отношении предусмотренного объекта капитального строительства соответствующего вида);
  • контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 закона № 44-ФЗ (в отношении объекта капитального строительства соответствующего вида);
  • контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства соответствующего вида;
  • контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Минимальная значимость ценового критерия в размере 60% и максимальная значимость квалификационного критерия в размере 40% установлены теперь для следующих видов объектов закупки: выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), а также выполнение работ по контракту, предусмотренному частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 закона № 44-ФЗ.

В Постановлении Правительства от 4 февраля 2015 г. № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг…» исправлены и дополнены формулировки в отношении закупок строительных работ.

Минимальный порог НМЦК, при котором устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки при закупке «строительных» работ, снижен до 5 млн руб., если закупка осуществляется для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд.

Период, за который может быть представлен контракт (договор) о выполнении соответствующих работ, увеличен с 3 до 5 лет, т.е. акт (акты), подтверждающие опыт выполнения участником соответствующих работ, должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Выделены отдельные виды работ (объекты закупки) для установления дополнительные требований:

  • выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
  • выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта;
  • выполнение работ по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
  • выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий.

Ценовой порог (величина НМЦК) для установления соответствующих требований: при закупке для обеспечения федеральных нужд — 10 млн рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд — 5 млн рублей.

В Приложении № 2 из случаев проведения конкурса с ограниченным участием исключены работы по капитальному ремонту и сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений.

5. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 (в редакции  от 06.08.2020) "Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены условия и порядок согласования контрактов по результатом несостоявшихся конкурентных закупок.

Для стандартных открытых процедур конкурса и аукциона ценовой порог, при превышении которого заказчики обязаны согласовать заключение контракта с единственным участником закупки в контрольном органе, установлен в размере 500 млн руб. если закупка осуществляется для федеральных нужд и 250 млн руб. — если закупка осуществляется для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд.

Если заказчик проводит запрос предложений, где заявок не было или все отклонены, или закрытую процедуру, то ценовой порог составляет 1000 руб.

Постановлением № 961 утверждены правила согласования контракта с единственным поставщиком, регламентирующие сроки и порядок направления обращения в контрольный орган, порядок его рассмотрения и принятия решения о согласовании заключения контракта или об отказе в таком согласовании.

До 1 июля 2021 г. взаимодействие заказчика и контрольного органа осуществляется без использования ЕИС (обращение направляется на бумажном носителе и при наличии технической возможности — на съемном машинном носителе информации), с 1 июля 2021 г. — с использованием ЕИС, в электронной форме.

Обязательным этапом рассмотрения обращения заказчика является проведение внеплановой проверки. Срок рассмотрения обращения и проведения проверки — не более 10 рабочих дней.

Как разъяснил Минфин в письме от 25.08.2020 № 24-06-05/74463, сведения о внеплановой проверке и ее результатах в структурированном виде должны быть размещены в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом информация о результатах рассмотрения обращения не размещается.

Также Минфин пояснил, что по результатам несостоявшегося совместного конкурса или аукциона каждый заказчик направляет отдельное обращение в контрольный орган, если цена его контракта превышает порог, установленный Постановлением № 961.

Контрольный орган откажет в согласовании контракта при выявлении следующих нарушений:

а) выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) без согласования с уполномоченным органом исполнительной власти;
в) описания объекта закупки, влекущего ограничение количества участников закупки;
г) установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
д) сокращения предусмотренного законом № 44-ФЗ срока подачи заявок на участие в закупке;
е) отклонения заявки на участие в закупке либо ее части, признания заявки на участие в закупке либо ее части не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки и документации о закупке, отказа в допуске к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
ж) несоответствия заявки на участие в закупке, поданной единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), информации, поданной единственным участником в составе заявки, требованиям извещения об осуществлении закупки и документации о закупке;
з) несоответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 закона № 44-ФЗ.

В случае выявления иных нарушений (в части условий контракта) контрольный орган не отказывает в согласовании заключения контракта, но даёт предписание об устранении таких нарушений.

6. Постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 № 1193 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены новые Правила осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 закона № 44-ФЗ.

В качестве контролируемой информации в Постановлении № 1193 указана информация об:

а) объеме финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в том числе в целях реализации национальных и федеральных проектов), утвержденном и доведенном до заказчика;
б) идентификационном коде закупки.

Объектами контроля при проведении открытых закупок являются:

  • план-график;
  • извещение об осуществлении закупки;
  • протоколы, содержащие информацию об итогах закупки;
  • проект контракта, направляемый участнику через ЕИС по результатам конкурентной процедуры и без использования ЕИС в отдельных случаях закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Положения о контроле распространяются не только на заказчиков всех уровней, но и на уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, организаторов совместных торгов.

Перечислены виды закупок и информации, в отношении которой контроль не проводится. Например, в отношении изменений, вносимых в план-график, утвержденный на предшествующий финансовый год, в целях использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупок.

План-график после утверждения заказчиком и прохождения форматно-логической проверки автоматически, через функционал ЕИС, направляется в орган контроля. На проверку плана-графика и формирование уведомления о соответствии или протокола о несоответствии контролируемой информации в отношении открытых закупок контрольному органу предоставлен один рабочий день.

На контроль информации в извещениях, протоколах, проекте контракта, направляемом через ЕИС, контрольному органу отведено не более одного часа. При отрицательном результате контроля извещение, протокол, проект контракта в ЕИС не размещаются.

На контроль проекта контракта, планируемого к заключению с единственным поставщиком на основании пунктов 2, 3, 6, 7, 10–14, 16, 17, 19, 22, 31–33, 35, 37–39, 47, 48, 54, 55 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ, отведено 3 рабочих дня. Проект контракта направляется в орган контроля на бумажном носителе в 3 экземплярах и при наличии технической возможности — на съемном машинном носителе информации. Орган контроля проводит проверку соответствия финансового обеспечения в разрезе планируемых платежей на текущий финансовый год, плановый период и последующие годы цене контракта, указанной в проекте контракта, а также проверку ИКЗ. Установлено, что в случае отсутствия уведомления о соответствии контролируемой информации, проект контракта единственному поставщику не направляется.

Специальные правила контроля предусмотрены для закрытых закупок (изменения внесены также в Постановление от 27 ноября 2017 г. № 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" и в Постановление от 28 февраля 2019 г. № 223 "Об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках"), совместных конкурсов и аукционов, закупок, по результатам которых цена контракта подлежит увеличению или снижению в соответствии с законодательством о закупках, закупок унитарных предприятий.

Исключения в части контроля сделаны для закупок, предусматривающих заключение энергосервисного контракта, закупок на оказание услуг по предоставлению кредита;  закупок на территории иностранного государства; закупок избирательных комиссий, закупок за счет бюджета Союзного государства и некоторых других.

В случае выявления несоответствий в направленной информации субъекты контроля должны направить информацию на контроль повторно.

Ранее действовавшее постановление об осуществлении контроля по ч. 5 ст. 99 закона № 44-ФЗ от 12 декабря 2015 г. № 1367 признано утратившим силу.

Постановлением № 1193 исправлено еще одно противоречие в законодательстве о закупках — до 1 апреля 2021 года приостановлено действие типовой заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, утвержденной Постановлением от 5 ноября 2019 г. № 1401 для «новой» процедуры запроса котировок в электронной форме.

Внесены изменения и в постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну". Кроме технических изменений в Постановление № 1084 введена обязанность Федерального казначейства проверять соответствие информации и об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информации о количестве поставленного товара, об объеме выполненной работы, оказанной услуги, о единице измерения поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, о наименовании страны происхождения товара и информации о производителе товара в отношении исполненного контракта) документу о приемке.

Соответствующие изменения, в том числе в части информации, не подлежащей контролю, информации, включаемой в план-график отдельной строкой, внесены  в Постановление от 30 сентября 2019 г. № 1279 "Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации". Кроме того, специальные правила планирования закупок у единственного поставщика в электронной форме вступят в силу с 1 апреля 2021 года.

Постановление № 1193 вступило в силу с 13 августа 2020 г., за исключением отдельных пунктов. В частности, обязанность Федерального казначейства проставлять в реестре контрактов отметку о непроведении проверки при закупках у единственного поставщика вступит в силу с 1 октября 2020 года.

7. Постановлениями Правительства РФ от 10.07.2020 № 1017 и от 06.08.2020 № 1193 внесены уточнения и исправлены ошибки в Постановлении Правительства от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".

В отношении позиции 7 приложения № 2 «Выполнение работ по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки» внесено уточнение в части подтверждающих документов оценщиков: в качестве таких документов можно предоставлять не только копии трудовых книжек, но и (или) «сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса».

В позициях 2 и 2(1) графы "Дополнительные требования к участникам закупки" приложения № 1 (выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта) исправлена ошибка в отношении требуемого опыта. Если закупка осуществляется для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, опыт необходим при ЦМЦК, начиная от 5 млн  руб., а не от 10 млн руб., как было указано в прежней редакции.

8. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2020 № 1289 "Об авансировании договоров (государственных контрактов) о поставке промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства" утвержден перечень промышленных товаров, при закупке которых заказчики должны предусматривать аванс не менее 80% цены контракта.

Аванс должен быть предусмотрен при осуществлении в 2020 году заказчиком — получателем средств федерального бюджета, закупки товара из перечня, прилагаемого к постановлению № 1289, при условии установления запрета на допуск таких товаров, происходящих из иностранных государств.

В частности, к товарам, закупки которых подлежат авансированию, отнесены:

  • Инструмент ручной прочий
  • Инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента (с механическим приводом или без него)
  • Машины и оборудование электрические для пайки мягким и твердым припоем и сварки
  • Станки для обработки металлов лазером и станки аналогичного типа; обрабатывающие центры и станки аналогичного типа
  • Станки токарные, расточные и фрезерные металлорежущие
  • Станки металлообрабатывающие прочие
  • Станки для обработки камня, дерева и аналогичных твердых материалов.

9. Постановлением Правительства РФ от 25.07.2020 № 1116 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878" установлены особенности закупки таких видов радиоэлектронной продукции как кабели и провода.

В частности, установлены особенности закупки продукции с кодами: 27.31 (Кабели волоконно-оптические) и 27.32 (Провода и кабели электронные и электрические прочие). Заказчик при закупке такой продукции в рамках применения принципа «третий лишний» не должен отклонять заявки, если в них предложена продукция, не включенная в российский реестр, но произведенная на территории государства — члена Евразийского экономического союза;

Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи, а для радиоэлектронной продукции, произведенной на территории государства — члена Евразийского экономического союза, акт экспертизы по определению страны происхождения товара, выданный уполномоченным органом государства — члена Евразийского экономического союза, с указанием в таком акте информации о наличии сведений об оптическом волокне, используемом при производстве такой радиоэлектронной продукции, в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

10. Постановлением Правительства РФ от 04.08.2020 № 1178  "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616" внесены уточнения в правила применения постановления № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".

В частности, предусмотрено, что документы, подтверждающие страну происхождения материалов и полуфабрикатов, представляются поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на этапе исполнения контракта по форме и в порядке, которые предусмотрены пунктом 10 постановления № 616.

Предусмотрены более мягкие условия для включения промышленной продукции в реестр евразийской промышленной продукции: для этого необходим акт экспертизы, выданный уполномоченным органом государства — члена Евразийского экономического союза, о соответствии такой продукции требованиям, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719, с указанием информации о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий) на территории государства — члена Евразийского экономического союза (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).

Добавлено уточнение о том, что в случае представления участником закупки в составе заявки выписки из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Еще одно уточнение касается закупок промышленной продукции для нужд обороны страны и безопасности государства: выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции не представляется, за исключением закупок промышленных товаров, предусмотренных перечнем, прилагаемым к Постановлению № 616.

Для подтверждения соответствия промышленных товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением промышленных товаров, предусмотренных перечнем, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке декларацию о стране происхождения товара.

11. Постановлением Правительства РФ от 03.08.2020 № 1164 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1289" "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрены временные, на период до 31 декабря 2021 г., исключения в отношении некоторых видов лекарственных препаратов иностранного производства.

Заказчик не должен отклонять по принципу «третий лишний» заявки, которые содержат предложения о поставке оригинальных или референтных лекарственных препаратов по перечню согласно приложению, в которое включены 9 наименований лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения несовершеннолетних граждан, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей.

12. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2020 № 800 "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1087" изменена редакция случая заключения контракта жизненного цикла в отношении работ, связанных со строительством, обслуживанием и ремонтом автомобильных дорог.

Новая редакция основания для заключения контракта жизненного цикла сформулирована следующим образом: «выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту и при необходимости по инженерным изысканиям и (или) проектированию) и содержанию автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, и (или) работ по их ремонту» (изменения выделены жирным шрифтом.

13. Постановлениями Правительства РФ от 16.04.2020 № 523 и от 30.06.2020 № 961 внесены важные изменения в правила использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Исключено упоминание о том, что каталог используется для описания объекта закупки, которое включается в план-график закупок.

Ограничено право заказчика на указание при описании объекта закупки дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, работы, услуги, если он осуществляет закупку радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные постановлением № 878, а также в случае наличия особенностей описания отдельных видов объектов закупок, установленных Правительством РФ.

Разъяснения по применению новых правил использования КТРУ дал Минфин в письме от 25.08.2020 № 24-06-05/74463.

В частности, Минфин России подчеркнул, что условием применения запрета на указание дополнительных характеристик товаров является включение закупаемой радиоэлектронной продукции (соответствующего кода такой закупаемой продукции) в Перечень. Такой запрет применяется независимо от того, установил заказчик ограничение на допуск иностранной радиоэлектронной продукции в извещении и документации о закупке или не установил.

Таким образом, в настоящее время положения подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога, запрещающие использование дополнительных характеристик, применяются также если в соответствии с Постановлением № 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, заказчиком не установлено.

Минфин также сообщил, что ведется активная работа по оперативному включению в позиции каталога по радиоэлектронной продукции дополнительных характеристик и подготовке изменений,  предусматривающих применение запрета на использование заказчиком дополнительных характеристик исключительно в случае установления заказчиком при осуществлении такой закупки ограничения допуска иностранной продукции в соответствии с Постановлением № 878.

Кроме того, Минфин пояснил, что если в КТРУ отсутствует описание товара, работы, услуги (на специальной вкладке), заказчик использует при осуществлении закупки позицию каталога и при этом самостоятельно осуществляет описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона № 44-ФЗ (то есть самостоятельно устанавливает требуемые характеристики закупаемого товара, работы, услуги).

Если в КТРУ размещена справочная информация (на специальной вкладке), такая справочная информация в позиции каталога (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона № 44-ФЗ и не включена в перечень информации, подлежащей обязательному использованию заказчиком.

14. Приказом Минфина России от 10.07.2020 № 140н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрены новые преференции в размере 20% при закупке отдельных видов товаров российских и евразийских производителей.

С 1 октября 2020 г. приказ № 126н будет дополнен приложением № 2, в котором будут перечислены товары для установления условий допуска иностранной продукции в размере 20%.

Среди прочего, в приложение № 2 включены следующие товары:

  • компьютеры и периферийное оборудование;
  • оборудование коммуникационное;
  • оборудование для измерения, испытаний и навигации;
  • оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях;
  • электродвигатели, генераторы и трансформаторы;
  • оборудование электрическое осветительное;
  • автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 5 т;
  • средства автотранспортные грузовые;
  • корабли, суда и плавучие конструкции;
  • локомотивы железнодорожные и подвижной состав;
  • вертолеты;
  • аппараты летательные прочие с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг;
  • самолеты и прочие летательные аппараты с массой пустого снаряженного аппарата свыше 2000 кг;
  • инструменты и оборудование медицинские.

Условия допуска в размере 20% будут применяться в отношении товаров, перечисленных в приложении № 2 к приказу № 126н, если эти товары закупаются при реализации национальных проектов (программ).

Соответственно, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в приложении № 2 и закупаемые при реализации национальных проектов (программ) и не указанные в нем.

Кроме того, с 11 сентября 2020 года вступит в силу ряд изменений в действующем приложении к приказу, в частности, туда добавлены позиции:

  • подгузники и пеленки детские из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон;
  • блокноты, записные книжки и книги для записей;
  • альбомы и папки с бумагой (включая блоки);
  • папки и обложки из бумаги или картона;
  • тетради школьные ученические;
  • тетради различного назначения;
  • средства моющие и стиральные (вместо средств моющих прочих);
  • и другие.

Некоторые товары добавлены с детализацией соответствующего кода ОКПД2 до подкатегории, другие, наоборот, включены с укрупненной формулировкой — указанием вида товара, вместо подкатегории.

Исключены из приложения к приказу № 126н «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных» (код 26.20.2).

Для правильного применения приказа № 126н перед размещением извещения и документации о закупке в ЕИС важно проверить актуальность примененной редакции условий допуска иностранных товаров.

15. Приказом Минфина России от 07.04.2020 № 58н "О внесении изменений в Порядок формирования идентификационного кода закупки, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2019 г. № 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки" уточнены правила формирования ИКЗ.

В частности, установлено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, идентификационный код должен соответствовать одной такой закупке.

Внесены уточнения в части формирования позиций 27–29 ИКЗ: на этапе размещения извещения об осуществлении закупки, в том числе при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42 и 44 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ) в 27–29 разрядах идентификационного кода закупки указывается порядковый номер, сформированный в пределах номера, указанного в 23–26 разрядах ИКЗ.

Это означает, что при заключении контрактов в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42 и 44 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ не нужно проставлять порядковые номера таких контрактов в ИКЗ (в разрядах 27–29 остаются нули).

16. Приказом Минфина России от 01.04.2020 № 51н "О Порядке согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утвержден соответствующий порядок в новой редакции взамен ранее действовавшего приказа Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. № 189.

Установлены требования к обращению в ФАС России и прилагаемым документам. К приказу приложен рекомендуемый образец обращения. Обращение должно быть подано на бумажном носителе в одном экземпляре и при наличии технической возможности — на съемном машинном носителе информации. Срок рассмотрения обращения — не более 10 рабочих дней.

ФАС России откажет в согласовании применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае выявления таким органом:

а) отсутствия оснований для применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) описания объекта закупки, не соответствующего положениям статьи 33 закона № 44-ФЗ;
в) установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе;
г) необоснованного сокращения количества участников закупки, приглашаемых к участию в закрытом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В иных случаях, при выявлении нарушений, ФАС России укажет на необходимость их устранения.

17. Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" ориентирует заказчика в части обязательных для применения документов, которые должны быть учтены при подготовке описания объекта закупки.

Заказчики в соответствии со статьей 33 закона № 44-ФЗ обязаны использовать при описании объекта закупки документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации. Перечень таких документов в сфере обеспечения безопасности зданий и сооружений, обязательных для применения, утвержден постановлением Правительства № 985 взамен ранее действовавшего перечня, утвержденного постановлением от 26 декабря 2014 г. № 1521.

18. Постановлениями Правительства РФ от 06.02.2020 № 95, от 17.08.2020 № 1235, от 17.08.2020 № 1237 утверждены федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

  • принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
  • проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов;
  • правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц.

Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса РФ, контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отнесен к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Среди принципов внутреннего финансового контроля можно выделить принцип риск-ориентированности, который означает концентрацию усилий и ресурсов органа контроля при осуществлении контрольной деятельности в отношении объектов контроля и (или) направлений их деятельности, по которым наиболее вероятно наступление событий (совершение нарушений), способных причинить ущерб публично-правовому образованию и (или) способных повлечь неэффективное использование бюджетных средств, существенное искажение информации об активах, обязательствах и (или) о финансовом результате. Принцип риск-ориентированности должен применяться органами контроля как при планировании своей деятельности, так и при непосредственном проведении контрольных мероприятий.

Если при проведении контрольных мероприятий орган контроля запросит у заказчика или поставщика (объекта контроля) документы, то на предоставление таких документов должно быть отведено не менее 10 рабочих дней (для камеральной проверки) и не менее 3 рабочих дней (при проведении выездного мероприятия). По общему правилу, запрошенные документы предоставляются в электронном виде.

Стандартом регламентированы порядок назначения, подготовки и проведения контрольных мероприятий, особенности и сроки проведения различных видов мероприятий, права и обязанности их участников, условия и сроки приостановления контрольных мероприятий, требования к оформлению результатов контрольных мероприятий.

Объекты контроля вправе представить письменные замечания (возражения, пояснения) на акт, заключение в течение 15 рабочих дней со дня получения копии акта, копии заключения, которые подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) органа контроля в порядке, предусмотренном федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о реализации результатов проверок, ревизий и обследований.

Жалоба на решение органа контроля (его должностных лиц), действия (бездействие) должностных лиц органа контроля может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав в связи с решением органа контроля (его должностных лиц), действием (бездействием) должностных лиц органа контроля. Жалоба на предписание органа контроля может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения заявителем предписания.

Жалоба подается заявителем в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде или на бумажном носителе.

Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 20 рабочих дней со дня ее регистрации со всеми материалами в органе контроля, уполномоченном на ее рассмотрение. Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения органа контроля (его должностных лиц), действия (бездействия) должностных лиц органов контроля. Предусмотрены обязательные требования к жалобе, условия ее удовлетворения и оставления без удовлетворения, порядок направления решения заявителю.

19. Приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755 "Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму" утверждены соответствующие нормативные акты, необходимые для реализации правил, запретов и ограничений в отношении закупок иностранных товаров.

Чтобы получить разрешение Минпромторга на закупку иностранного товара, необходимо подать заявку через государственную информационную систему промышленности (далее — ГИСП), формируемую в личном кабинете на сайте gisp.gov.ru. Приказом № 1755 определен перечень информации, которую нужно включить в заявку, в том числе сведения о технических характеристиках закупаемого товара, касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования (длительность гарантийного срока, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду товара и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики), а также стоимостных характеристиках закупаемого товара, в том числе одной единицы товара и совокупности таких товаров, для определения отличий параметров заявленного товара от параметров производимого в Российской Федерации товара.

В течение 7 рабочих дней департамент Минпромторга проверит заявку и в течение 3 рабочих дней посредством ГИСП сравнит требуемый товар и товар, имеющийся в российском и евразийском реестрах промышленной продукции (аналогичный товар).

Если аналогичный товар в реестрах отсутствует, то в течение 5 рабочих дней департамент выдает разрешение на закупку иностранного товара. Если аналогичный товар имеется в наличии, то заявка направляется производителям с соответствующим запросом. По результатам рассмотрения заявки производителями, департамент направляет заявителю либо разрешение, либо уведомление об отказе в выдаче разрешения.

Разрешение действительно в течение 18 месяцев со дня его выдачи и распространяется только на одну закупку. В целях обеспечения контроля и мониторинга реализации Порядка заявитель в личном кабинете ГИСП размещает информацию о результатах проведения закупки товара в течение 10 рабочих дней после заключения государственного контракта.

В рамках инвестиционного проекта или национального и федерального проектов (программ) (при наличии таковых) заявка подается не чаще чем один раз в год по одной номенклатурной позиции.

Приказом Минпромторга № 1755 определены также правила формирования и ведения реестров, предоставления выписок в отношении российского и евразийского реестров промышленной продукции.

Реестр российской промышленной продукции формируется и ведется Минпромторгом России с использованием государственной информационной системы промышленности и размещен на ее платформе в информационно-коммуникационной сети "Интернет" — https://gisp.gov.ru/pp719/p/pub/products, ссылка на реестр размещена на главной странице официального сайта ЕИС.

20. В 2020 году стали обязательными для применения заказчиками типовые контракты, утвержденные следующими приказами:

  • Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.03.2020 № 140 "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания"  (типовой контракт размещен в ЕИС 28.05.2020);
  • Приказ Минпромторга России от 07.04.2020 № 1152 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов".

Указанные типовые контракты размещены в библиотеке контрактов ЕИС 28.07.2020 года и обязательны при закупке, среди прочего, следующих товаров:

  • 26.2  Компьютеры и периферийное оборудование,
  • 26.8  Носители информации магнитные и оптические,
  • 27.40  Оборудование электрическое осветительное,
  • 31.01  Мебель для офисов и предприятий торговли,
  • 28.25  Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное,
  • 17.12  Бумага и картон,
  • 29.1  Средства автотранспортные,
  • 27.5  Приборы бытовые и др.;
  • Приказ Росгвардии от 01.06.2020 № 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг" (типовой контракт размещен в библиотеке ЕИС 05.08.2020).

21. Приказом Минздрава России от 15.05.2020 № 450н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий" утвержден специальный порядок определения НМЦК для отдельных видов медицинских изделий.

Предусмотрено, что НМЦ единицы медицинского изделия и (или) расходного материала и (или) услуги по техническому обслуживанию на период гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия, НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на технические средства реабилитации, которые относятся к медицинским изделиям, предусмотренным федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (распоряжение от 30 декабря 2005 г. № 2347-р), устанавливаются посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом источники информации о ценах ограничены распоряжением от 18 сентября 2017 г. № 1995-р.

Если закупка осуществляется у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 35, 40, 41, 46 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ, заказчик вправе определить цену контракта исключительно методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Начальная цена единицы медицинского изделия, для которого установлено государственное регулирование цен и которое включено в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия (далее — Реестр цен), устанавливается посредством применения тарифного метода с учетом предельных отпускных цен производителей, а также установленных в субъекте Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на указанные медицинские изделия (при наличии) либо посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), при этом цена единицы закупаемого медицинского изделия не может превышать цены, определенной тарифным методом.

Начальная цена единицы медицинского изделия (далее — НЦЕ), цена единицы медицинского изделия (далее — ЦЕМ) и (или) стоимость расходного материала (СРМ), и (или) стоимость технического обслуживания (СТО) для прочих медицинских изделий устанавливается как средневзвешенное значение (либо не более средневзвешенной цены) собранных заказчиком цен без учета НДС посредством использования одного или совокупности следующих методов:

а) метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с частями 2–6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ;
б) на основе информации, содержащейся в реестре контрактов, подтверждающей исполнение поставщиком (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к такому поставщику неустоек (штрафов, пеней).

В Приказе № 450н приведены формулы для расчета начальной цены единицы медицинского изделия, цены единицы медицинского изделия для разных видов медицинских изделий: требующих и не требующих использования расходных материалов и проведения технического обслуживания в период гарантийного срока его эксплуатации.

При расчете НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком должен быть учтен НДС (при необходимости применения НДС).

НМЦК может быть снижена заказчиком по сравнению с НМЦК, определенной в соответствии с установленным порядком, исходя из имеющегося у заказчика объема финансового обеспечения для осуществления соответствующей закупки.

22. Приказом Минфина России от 10.02.2020 № 21н "О внесении изменения в пункт 16 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 июля 2019 г. № 113н" предусмотрена необходимость детализации с 1 апреля 2020 года в реестре контрактов информации о КВР.

В частности, для закупок, осуществляемых в рамках реализации федерального проекта, в том числе входящего в состав соответствующего национального проекта (программы), определенного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", или регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в реестре контрактов указывается код целевой статьи (8–17 разряды кода классификации расходов бюджетов, при этом в рамках реализации регионального проекта в 8–10 разрядах могут указываться нули).

В письме Минфина России от 20.08.2020 № 26-04-05/73320 «Об обеспечении детализации выплат на закупку товаров, работ, услуг и информации об объемах и источниках финансирования закупок по кодам бюджетной классификации руководителями федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений» предусмотрены сроки размещения актуальных сведений об источниках финансирования закупок в планах-графиках и реестре контрактов.

С учетом изменений требований к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н, федеральным бюджетным и автономным учреждениям необходимо детализировать в ПФХД выплаты на закупку товаров, работ и услуг по кодам целевых статей (8–17 разряды кода классификации расходов бюджетов) бюджетной классификации в случаях, если учреждению предоставляется субсидия на иные цели, субсидия на осуществление капитальных вложений или грант в форме субсидии в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса (субсидии на реализацию федеральных проектов).

Руководителям федеральных бюджетных и автономных учреждений, в случае предоставления таким учреждениям субсидий на реализацию федеральных проектов, следует внести необходимые уточнения, обеспечив детализацию выплат на закупку товаров, работ, услуг и информации об объемах и источниках финансирования закупок по кодам бюджетной классификации:

  • не позднее 01.09.2020 — в планы финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год, планы-графики закупок на 2020–2022 годы, реестр контрактов в отношении всех закупок, запланированных к осуществлению (осуществленных) с 2020 года;
  • с 05.10.2020, но не позднее 01.11.2020 — в реестр контрактов в отношении закупок, осуществленных до 2020 года и подлежащих исполнению в 2020 году и (или) в последующие периоды.

При этом учреждениям необходимо обеспечить синхронизацию уточненных данных в системе "Электронный бюджет" с данными, размещенными в Единой информационной системе в сфере закупок.

Обзор подготовлен доцентом Учебного цента «Финконт»:

Богацкой С.Г.

Преподаватель, аккредитованный в ЗАО "Сбербанк-АСТ". Кандидат экономических наук. Руководитель направления «Государственные (муниципальные) закупки», ведущий преподаватель-консультант УМЦ «Финконт» курсов и семинаров по государственным и муниципальным закупкам, корпоративным закупкам по ФЗ-223.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/izmeneniya-v-regulirovanii-zakupok-po-zakonu-44-fz-jun-aug-2020