Как оценить финансовую состоятельность контрагента

Ненадёжное партнёрство несёт в себе массу рисков и потенциальных потерь для бизнеса.

Ненадёжное партнёрство несёт в себе массу рисков и потенциальных потерь для бизнеса. В их числе:

  • просрочки и невозврат денежных средств;
  • риски банкротства или ликвидации контрагента;
  • внеплановые проверки и претензии со стороны ФНС
  • отказ в возмещении НДС;
  • подрыв репутации;
  • судебные разбирательства и привлечения к ответственности.

Для поддержания финансовой стабильности и минимизации потенциальных материальных и репутационных потерь менеджменту компании важно уметь выявлять финансовые потенциалы контрагентов и точно оценивать их профили рисков.

Когда анализ платёжеспособности контрагента особенно важен

Проводить оценку действующего или потенциального контрагента целесообразно перед любой сделкой. Это занимает время и иногда компании этим пренебрегают. Но есть список особо важных операций, кода провести анализ следует в обязательном порядке.

Особенно важно проверить контрагента:

  • при заключении договора о сотрудничестве с новой компанией-партнёром;
  • деловое сотрудничество с компанией-контрагентом было эпизодическим, но планируется перейти к долгосрочному партнёрству;
  • предстоит подписание договора с предоплатой или отсрочкой платежа,
  • компания давно сотрудничает с контрагентом, но возникли сомнения по поводу текущей финансовой состоятельности партнёра, подозрения о недобросовестности.

Что учесть при проверке контрагента: 5 ключевых факторов

Анализ контрагента заключается в сборе информации из различных источников и проверке её актуальности. Финансовую оценку контрагента можно провести в форме «сплошного» поиска данных или определить отдельные наиболее актуальные и значимые показатели, которых будет достаточно для выводов о платёжеспособности и надёжности.

При проверке контрагентов следует учесть ряд ключевых факторов:

1. Финансовую стабильность. Включает в себя анализ финансовой отчётности, кредитных рейтингов и общего финансового состояния. 

2. Репутацию и послужной список. Контрагент с солидной репутацией и историей выполненных обязательств обычно считается более надёжным и заслуживающим доверия. Контрагенты с отрицательной или нулевой репутацией могут представлять более высокие риски.

3. Особенности отрасли и рыночных условий, в которых работает контрагент. Отрасли, которые отличаются высокой нестабильностью или подвержены экономическим спадам, могут представлять более высокие риски. На способность контрагента выполнить свои обязательства могут повлиять колебания процентных ставок, геополитическая неопределённость.

4. Отношения контрагента с другими партнёрами. Давние и стабильные партнёрские отношения с другими компаниями могут свидетельствовать о высоком уровне доверия к компании.

5. Соблюдение нормативных требований. Контрагент, соблюдающий законы и правила, демонстрирует приверженность этическим нормам ведения бизнеса и управлению рисками. И наоборот, контрагенты, за которыми ранее были замечены «серые схемы» ведения бизнеса, имевшие юридические проблемы, могут представлять более высокие риски. 

Какие источники полезно изучить

Соберите как можно больше информации. Обратитесь к ключевым и дополнительным источникам.

Особенно полезно изучить:

  • Документы и сведения о контрагенте. Прежде всего стоит получить сведения об ИНН, копии свидетельства о госрегистрации, устава (для контрагентов - организаций). Запросить их можно непосредственно у компании - партнёра. Зная ИНН, ОГРН или ОГРНИП контрагента можно получить дополнительную информацию из открытых источников.
  • Бухгалтерскую отчётность. Хотя закон и не обязывает выдавать такие сведения, добросовестный контрагент, скорее всего, не станет возражать и предоставит их вам.

Имея на руках бухгалтерскую отчётность, можно рассчитать показатели ликвидности и платёжеспособности контрагента:

Коэффициент общей ликвидности - равен отношению оборотных активов организации к краткосрочным обязательствам. Показывает, насколько компания способна рассчитываться по текущим долгам и обязательствам только за счёт оборотных средств. Чем больше значение этого коэффициента, тем более платёжеспособным является контрагентом.

Коэффициент платёжеспособности — это отношение собственного капитала к собственным активам. Показывает, насколько компания независима от внешних источников финансирования.

  • Сведения о лицензии. Если деятельность, осуществляемая контрагентом, требует обязательного лицензирования, нужно уточнить, выдавалась ли соответствующая лицензия, действует ли она на данный момент. Обратите внимание, что для каждого вида деятельности предусмотрен свой лицензирующий орган.

Где можно получить информацию о контрагенте:

Ценные сведения о финансовом состоянии контрагента, о своевременности и объёме исполнения им обязательств, о фактах привлечения представителей компании к ответственности, можно получить посредством онлайн-сервисов (таблица 1).

Таблица 1. де можно получить информацию о различных аспектах деятельности компании – контрагента.

Тип сведений

Ресурс

Информация о задолженности по налогам.

Сайт ФНС: nalog.gov.ru.

Сведения об исполнительных производствах.

Сайт ФССП: fssprus.ru/iss/ip.

Информация по завершённым судебным делам и по делам, находящимся в производстве.

Картотека арбитражных дел: kad.arbitr.ru.

Данные о реорганизации, ликвидации, банкротстве, сведения о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ.

Вестник государственной регистрации: vestnik-gosreg.ru.

Данные о бухгалтерском балансе организации, сдававшей отчётность в Росстат.

ФГБУ ГМЦ Росстата: gmcgks.ru.

Чем большей информацией о контрагенте вы соберёте, тем полнее будет картина платёжеспособности.

Всестороннее изучение ключевых факторов сделает процесс принятия решений более информативным, поможет избежать сделок с высокорисковыми контрагентами.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/kak-otsenit-finansovuyu-sostoyatelnost-kontragenta