Как увеличить цену контракта по закупкам в сфере строительства: обзор постановления Правительства РФ № 1315

13 августа 2021 года было опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315, которое вносит изменения в отдельные акты Правительства Российской Федерации.

13 августа 2021 года было опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315, которое вносит изменения в отдельные акты Правительства Российской Федерации.

Изменения призваны снизить объёмы незавершённого строительства, в том числе в рамках реализации нацпроектов, не допустить расторжения контрактов ввиду существенного увеличения цен на строительные ресурсы.

Государственные и муниципальные заказчики получают возможность вносить изменения в государственные контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенные в соответствии с законом № 44-ФЗ, в том числе в части срока исполнения и цены контракта.

Чтобы внести существенные изменения в условия контракта, заказчику и подрядчику потребуется заключить дополнительное соглашение к контракту на основании направленных заказчику предложений подрядчика.

Распределять выделенные бюджетные средства согласно направлениям деятельности будут главные распорядители. В постановлении учтены различные их категории. Действие постановления распространяется на контракты, заключенные до 1 июля 2021 года.

Изменить цену контракта на сумму, превышающую стоимость объекта капитального строительства, можно лишь после принятия решения Правительства об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства.

Обоснование изменения цены контракта будет осуществляться в порядке, установленном Минстроем России (Приказ Минстроя РФ от 21 июля 2021 г. № 500/пр «О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 841/пр»). В данный момент приказ проходит регистрацию в Минюсте.

Для контрактов, предусмотрены три алгоритма расчёта (таблица 1).

Таблица 1. Алгоритмы расчёта контрактов различной стоимости

Стоимость контракта

Особенности

Формула

Не более 30 млн рублей

Расчет оформляется в разрезе строительных ресурсов, суммарная стоимость которых с учетом объема поставки по контракту в целом (как приобретенных, так и тех, закупка которых еще не была осуществлена подрядчиком) составляет не менее 80 процентов от общей стоимости всего объема таких строительных ресурсов, необходимых для исполнения контракта, закупка которых еще не была произведена подрядчиком, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, и ценовые показатели которых по данным подрядчика претерпели значительное изменение.

Определение перечня ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования осуществляется на основании сметной документации в базисном уровне цен, получившей положительное заключение органов экспертизы и использованной при формировании начальной (максимальной) цены контракта, или на основании информации о текущей стоимости строительных ресурсов, необходимых для выполнения работ, предусмотренных условиями контракта, и использованной при формировании сметы контракта.

Для подтверждения ценовых показателей таких ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования представляются обосновывающие документы, содержащие информацию о цене таких строительных материалов и (или) оборудования, действующей на дату заключения действующего контракта, а также на дату проведения расчета. При этом под датой проведения расчета понимается дата предоставления расчетных и обосновывающих документов подрядчиком заказчику.

Ценовые показатели ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, используемые для проведения расчета, определяются по наиболее экономичному варианту, определенному на основании ценовых показателей строительных материалов и (или) оборудования в представленных обосновывающих документах.

При выполнении расчета стоимость ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, учтенных в сметной документации, используемой для расчета начальной (максимальной) цены контракта, и отсутствующих в сметно-нормативной базе (принятых по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов), в уровне цен на дату заключения контракта определяется путем применения к их ценовым показателям в уровне цен на дату утверждения проектной документации, учтенных в сметной документации, используемой для расчета начальной (максимальной) цены контракта, индексов цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемые Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода, и индексы-дефляторы Министерства экономического развития РФ по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», принятых при расчете начальной (максимальной) цены контракта.

По результатам расчета определяется разница между стоимостью ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, ценовые показатели которых по данным подрядчика претерпели изменение, принятой при формировании сметы контракта (в уровне цен на дату заключения контракта), и стоимостью ценообразующих материалов и (или) оборудования поставки подрядчика, стоимость которых уточнена в процессе исполнения контракта в связи с выявленным существенным изменением стоимости строительных материалов и (или) оборудования (в уровне цен на период проведения Расчета).

Сдоп = Сц.м.контракт — Сц.м.нмцк, где:

Сдоп: величина возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, выявленная в процессе исполнения контракта, которую нельзя было предусмотреть при заключении контракта.

Сц.м.нмцк: стоимость ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, определенная в уровне цен на дату заключения контракта.

Сц.м.контракт: стоимость ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом.

Новая цена контракта определяется как сумма цены работ по действующей смете контракта и величины возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, выявленная в процессе исполнения контракта, которую нельзя было предусмотреть при заключении контракта, по формуле: Сн.цена = Ссущ.смета + Сдоп, где:

Сн.цена: цена работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Ссущ.смета: цена работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Сдоп: величина возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была осуществлена подрядчиком, выявленная в процессе исполнения контракта, которую нельзя было предусмотреть при заключении контракта. Величина изменения стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования (Сдоп) распределяется пропорционально на остаток выполняемых работ по каждой позиции сметы контракта. Распределение осуществляется путем умножения цены работ на единицу измерения сметы контракта по оставшимся работам на коэффициент увеличения стоимости работ (Кув), определяемый по формуле: Кув = 1+ (Сдоп / Сост) где: Сост: цена остатков работ по смете контракта на дату корректировки сметы контракта.

От 30 до 100 млн рублей


Используется коэффициент корректировки цены контракта, рассчитанный на основании стоимости строительства, определенной с использованием ежеквартальных укрупненных индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минстроем РФ.

Сн.цена = Свып.р + (Ссущ.ц — Свып.р) х Ккор + Сдоп, где:

Сн.цена: цена работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта.

Свып.р: цена выполненных работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта. По решению заказчика стоимость работ, принятых после 1 января 2021 г., может не включаться в Свып.р.

Ссущ.ц: цена работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта.

Ккор: коэффициент корректировки цены контракта, учитывающий рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта, рассчитываемый по формуле: Ккор = Цнов / (Цнмцк х Идеф).

Цнмцк: сметная стоимость всех работ, выполнение которых предусмотрено подрядчиком по контракту, рассчитанная в уровне цен III квартала 2020 года с применением соответствующих индексов сметной стоимости строительства, размещенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в федеральном реестре сметных нормативов в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства РФ от 24 октября 2017 г. № 1470/пр, за исключением стоимости строительных материалов и (или) оборудования, учтенных в сметной документации и отсутствующих в сметно-нормативной базе (принятых по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов).

Цнов: сметная стоимость всех работ, выполнение которых предусмотрено подрядчиком по контракту, рассчитанная в уровне цен на дату выполнения Расчета с применением соответствующих индексов изменения сметной стоимости строительства, размещенных Министерством строительства и жилищнокоммунального хозяйства РФ в федеральном реестре сметных нормативов в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 октября 2017 г. № 1470/пр, действующих на дату выполнения Расчета, за исключением стоимости строительных материалов и (или) оборудования, учтенных в сметной документации и отсутствующих в сметнонормативной базе (принятых по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов).

Идеф: индекс-дефлятор Министерства экономического развития РФ по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», рассчитываемый для периода с III квартала 2020 года по дату выполнения Расчета. Если для определения начальной (максимальной) цены контракта использовалась сметная документация, сформированная в уровне цен на дату утверждения проектной документации с учетом особенностей, установленных федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ особенностей ценообразования и сметного нормирования, а также с применением документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые утверждены органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 31, ст. 4740; 2019, № 26, ст. 3317, то для определения Цнов применяется порядок, аналогичный принятому в сметной документации, используемой для расчета начальной (максимальной) цены контракта.

От 100 млн рублей и выше.

Алгоритм расчёта аналогичен приведённому выше. Дополнительно предусмотрена необходимость проведения проверки достоверности правильности определения сметной стоимости органами государственной экспертизы.

Сн.цена = Свып.р + Цост х Ктенд, где:

Сн.цена: цена работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта.

Свып.р: цена выполненных работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта.

Цост: сметная стоимость не выполненных объемов работ в уровне цен исполнения контракта. Указанная стоимость определяется путем применения к сметной стоимости, определенной по результатам проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки сметной стоимости, индексов-дефляторов Министерства экономического развития РФ по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», принятых при расчете начальной (максимальной) цены контракта.

Ктенд: коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта, определенный по результатам закупочных процедур.

Величина изменения стоимости не выполненных объемов работ распределяется пропорционально на остаток выполняемых работ по каждой позиции сметы контракта. Распределение осуществляется путем умножения цены работ на единицу измерения сметы контракта по оставшимся работам на коэффициент увеличения стоимости работ (Кув), определяемый по формуле: Кув = (Сн.цена — Свып.р)/ (Ссущ.ц — Свып.р), где:

Ссущ.ц: цена работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта. В случае установления особенностей ценообразования и сметного нормирования федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Сн.цена определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.

Если цена контракта не превышает 100 млн рублей, заказчик сможет принять решение о её корректировке в связи с существенным ростом цены строительных материалов и (или) оборудования поставки подрядчика, в отношении работ, выполненных после 1 января 2021 года (материалов и оборудования, закупленного после 1 января 2021 года), на величину, не превышающую 30% цены контракта. Вносить изменения в сметную документацию, разработанную в составе проектной документации и проходить повторную экспертизу не потребуется.

Для контрактов стоимостью 100 млн рублей и более корректировать смету можно будет лишь после проведения повторной государственной экспертизы в части проверки сметной стоимости по формуле, приведенной в приказе, а также определением коэффициента увеличения стоимости работ.

Также постановлением утвержден перечень заказчиков, которые могут внести изменения в контракты в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи Закона № 44-ФЗ. Список состоит из 39 пунктов.

Полный текст постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 приведён на сайте правовой информации.

О последние изменения в закупках в сфере проектирования и строительства вы сможете узнать на курсе повышения квалификации: «Договоры в строительстве: правовое регулирование и арбитражная практика».

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/kak-uvelichit-tsenu-kontrakta-po-zakupkam-v-sfere-stroitelstva-obzor-postanovleniya-pravitelstva-rf