Как выбрать качественное дистанционное обучение?

Как показывает анализ открытых и закрытых для доступа материалов систем дистанционного обучения, все образовательные организации размещают на своих сайтах «правильную» и «привлекательную» программу обучения, но далеко не каждый учебный центр показывает содержание дистанционного обучения. А это действительно важно: от содержания учебных, методических, оценочных материалов, их качества и удобства использования, объема часов взаимодействия с преподавателем зависит результат обучения.

На рынке представлено множество вариантов дистанционного обучения в сфере дополнительного профессионального образования.

Поражает разброс цен и условий обучения: например, одну и ту же программу обучения в сфере государственных и муниципальных закупок по закону № 44-ФЗ продают по цене от 300 руб. до 20000 руб.

Сроки обучения варьируются от 1 дня до нескольких месяцев.

Подводные камни «быстрых» документов о повышении квалификации

Первый вопрос, на который нужно ответить при выборе дистанционного курса: нужно ли Вам реальное обучение или Вам срочно нужен документ о повышении квалификации и для Вас НЕ ВАЖНО содержание и качество обучения?

Если у Вас второй вариант ответа, то можно выбрать самый дешевый дистанционный курс, пройти самостоятельно или с помощью знакомого специалиста несложный тест и получить удостоверение по почте. Желательно, конечно, в этом случае проверить наличие лицензии у образовательной организации (она должна быть размещена на официальном сайте). Говорить о реальном обучении в данном случае не приходится. Законность оказания таких образовательных услуг может быть поставлена под сомнение, но это зона ответственности органов надзора в сфере образования.

6 вопросов, которые стоит задать перед выбором дистанционного курса

Как показывает анализ открытых и закрытых для доступа материалов систем дистанционного обучения, все образовательные организации размещают на своих сайтах «правильную» и «привлекательную» программу обучения, но далеко не каждый учебный центр показывает содержание дистанционного обучения. А это действительно важно: от содержания учебных, методических, оценочных материалов, их качества и удобства использования, объема часов взаимодействия с преподавателем зависит результат обучения.

При анализе предложений по дистанционному обучению рекомендуем обратить внимание на несколько простых вопросов, определяющих качество, а, следовательно, и эффективность обучения.

  1. Практические задания (желательно, с ответами или подсказками): есть или нет?
  2. Идентификация слушателя при аттестации: есть или нет?
  3. Видеоматериалы: есть или нет?
  4. Актуальность материалов: обновляются или нет?
  5. Взаимодействие с преподавателем (НЕ МЕНЕДЖЕРОМ): есть или нет; если есть, доступность консультаций преподавателя и их объем.
  6. Видеоматериалы (видеозаписи обучения, видео-уроки, записи вебинаров) могут быть представлены на сайте учебного центра для свободного ознакомления в качестве примера. Обратите внимание на компетентность преподавателя в соответствующем вопросе, его умении раскрыть обозначенную тему, точно ответить на поставленный вопрос («без воды» и непонятных терминов). Если видеоматериалы представляют собой записи очных программ обучения, следует обратить внимание на качество звука: неприятно, когда слышен только ответ на поставленный вопрос слушателя, при этом сам вопрос не озвучен.

Если образцы видеоматериалов не представлены, то это уже повод для сомнений в целесообразности выбора соответствующего дистанционного курса.

Как проверить актуальность материалов

Актуальность материалов дистанционного курса можно легко проверить по нормативной базе. Курсы в сфере экономики, менеджмента, государственного управления, контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг предполагают представление в качестве учебного материала цитат из актуальной нормативной базы. На сайте правовой системы в свободном доступе можно найти федеральные законы, обратить внимание на последние изменения их текста и сопоставить содержание учебной программы и учебных материалов с текстом последних изменений. Если конкурсы по закону № 44-ФЗ с 2019 года проводятся только в электронной форме, а преподаватель в видеозаписи или в тексте образца презентации опирается на текст закона в «старой» редакции и рассказывает или показывает процедуру вскрытия конвертов с «бумажными» заявками на участие в конкурсе, такой дистанционный курс однозначно не позволит получить актуальные знания.

В чём минусы недорогих дистанционных курсов

Недорогие дистанционные курсы, как правило, отличает то, что слушатель контактирует только с менеджером учебного центра, а не с преподавателем. Консультации, сопровождение квалифицированного преподавателя должно быть оплачено в соответствии с Указом Президента от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики": исходя из размера ежемесячной оплаты не ниже 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Посчитать легко, сколько стоит час консультаций квалифицированного преподавателя, и сопоставить эту сумму со стоимостью дистанционного курса. Чудес не бывает.

Если стоимость дистанционного курса 3000 руб. или менее, то вопрос об участии в обучении квалифицированного преподавателя не может быть поставлен в принципе. Такой курс представляет собой, как правило, запись ранее разработанных, возможно, не актуализированных, материалов и тест.

Сведения о квалификации преподавателя, ведущего курс повышения квалификации в дистанционном формате, а в идеале и его фотография, должны быть размещены на официальном сайте Учебного центра.

Вопрос для самопроверки: если к Вам как руководителю придет устраиваться на работу кандидат, который «купил» удостоверение о повышении квалификации за 3000 руб., а тест вместо него в дистанционной системе обучения прошел его знакомый, Вы будете расценивать сведения о повышении квалификации такого кандидата как достоверную информацию, заслуживающую Вашего внимания?

8 минимумов для качественного дистанционного курса

Учебные центры, которые не идентифицируют слушателей при проведении аттестации и не привлекают квалифицированных преподавателей к оказанию образовательных услуг, когда услуги оказываются в дистанционной форме, нарушают законодательство Российской Федерации об образовании. Такая дистанционная услуга не может быть названа повышением квалификации, а Учебный центр должен быть привлечен к ответственности за оказание образовательных услуг с нарушением лицензионных требований и условий осуществления образовательной деятельности, вплоть до аннулирования лицензии.

Российское законодательство об образовании носит достаточно либеральный характер, что позволяет недобросовестным предпринимателям получать доходы от оказания услуг, не соответствующих высокому стандарту дополнительного профессионального образования. При выборе дистанционного курса необходимо, к сожалению, учитывать и эту реальность.

Таким образом, качественный и соответствующий законодательству о дополнительном профессиональном образовании дистанционный курс повышения квалификации, как минимум, предполагает:

  1. Наличие актуальной программы обучения, соответствующей требованиям законодательства РФ и профессиональных стандартов.
  2. Заключение договора на оказание образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования, по содержанию соответствующего постановлению Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", с указанием наименования лицензирующего органа, номера и даты регистрации лицензии на осуществление образовательной деятельности исполнителя.
  3. Наличие технических возможностей для дистанционного доступа слушателей к учебным, методическим, оценочным материалам курса.
  4. Продолжительность обучения, которая должна позволить изучить все материалы курса по программе обучения и быть не менее 16 часов (приказ Минобрнауки от 01.07.2013 № 499).
  5. Идентификацию каждого слушателя при проведении аттестации.
  6. Взаимодействие слушателя с преподавателем в форме дистанционных консультаций, собеседований, ответов на вопросы, проведения аттестации и других.
  7. Наличие качественных и актуальных учебных, методических материалов, практических заданий, тестов, видеоматериалов, соответствующих по содержанию программе курса.
  8. Возможность для скачивания на компьютер пользователя необходимых для обучения материалов в удобном для использования формате.

Можно еще добавить: приятный дизайн системы дистанционного обучения, интуитивно понятный интерфейс, интерактивные задания, тренажеры, звуковое сопровождение, но это уже дело вкуса.

Желаем Вам успешного обучения!

Статья подготовлена преподавателем АНО УМЦ Финконт:

Богацкой С.Г.

Руководитель направления по государственным и корпоративным закупкам ООО СО "Финконт Торги", доцент Учебного центра «Финконт», к.э.н.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/kak-vybrat-kachestvennoe-distantsionnoe-obuchenie