Масштабные изменения в НК РФ 2023: разбираем поправки

В Налоговый кодекс России внесли существенные поправки. Принят Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, отдельные законодательные акты РФ и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой НК РФ».

В Налоговый кодекс России внесли существенные поправки. Принят Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, отдельные законодательные акты РФ и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой НК РФ».

Изменения вступают в силу в разные сроки. Основные изменения, которые повлияют на деятельность большинства организаций и граждан, в части НДС, НДФЛ, налоговых режимов, налогов на прибыли, на имущество приводим в таблице 1..

Таблица 1.Ключевые изменения в НК РФ

Что изменилось

Как было

Как стало

Статья Закона № 389-ФЗ

Статья НК РФ

Усовершенствовали порядок учёта организаций и физлиц в налоговой. Для этого ФНС наделили рядом полномочий.

Министерство финансов РФ вправе определять особенности учёта в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 275.2 настоящего Кодекса, иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе определять особенности учёта в налоговых органах иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 275.2 настоящего Кодекса.

п. 30 ст. 1

абзац третий п. 1 ст. 83

Процедуру налоговой проверки дополнили налоговым мониторингом. Среди прочего при налоговом мониторинге налоговики смогут осматривать территории или помещения.

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку (налоговый мониторинг), могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица (лица, в отношении которого проводится налоговый мониторинг) либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

пп. «в» п. 36 ст. 1

п. 2 ст.91

Усовершенствовали процесс досудебного урегулирования налоговых споров. Внесудебный порядок обжалования распространили на споры имущественного характера (с 1 января 2025 года).

Исковое заявление, содержащее требование имущественного характера, возникшее в результате реализации актов налоговых органов (за исключением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в сфере налогов и сборов) ненормативного характера, в результате действий или бездействия их должностных лиц, может быть подано в суд только после обжалования указанных актов, действий или бездействия в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

пп. «а» п. 49 ст. 1, ч. 10 ст. 13

абзац пятый (новый) п.2 ст. 138

Отменяется освобождение от НДС услуг застройщика при строительстве по Закону о долевом строительстве помещений для временного проживания (без права на постоянную регистрацию).

Застройщики смогут применять эти положения при строительстве объектов, разрешение на строительство которых получили с 01.01.2024.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ следующие операции:

  • услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключённого в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения).

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ следующие операции:

  • услуги застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве, заключённого в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», согласно которому объектами долевого строительства являются жилые дома либо входящие в состав многоквартирных домов жилые и (или) нежилые помещения, машино-места. Положения настоящего подпункта не применяются в отношении услуг застройщика, оказываемых при строительстве помещений, предназначенных для временного проживания (без права на постоянную регистрацию).

пп. «в» п. 2 ст. 2

пп. 23.1 п. 3 ст. 149

Увеличили лимит расходов на единицу рекламных материалов для освобождения от НДС.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ следующие операции:

  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ следующие операции:

  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 300 рублей.

пп. «г» п. 2 ст. 2

пп.25 п. 3 ст. 149

Освободили от налога реализацию туроператором продукта в сфере внутреннего и въездного туризма.

Воспользоваться освобождением можно по путёвкам, реализованным с 1 июля 2023 года. Льгота будет действовать по 30 июня 2027 года включительно.


Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ следующие операции:

  • реализация организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность, туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма.

пп. «д» п. 2 ст. 2

пп.39 (новый) п. 3 ст. 149

Предусмотрели правило определения налоговой базы при отгрузке товаров, реализацию которых облагают по ставке 20%, в счёт оплаты, полученной при выпуске цифрового права, если при её получении применили нулевую ставку. Такое цифровое право должно одновременно включать цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право.

Налоговая база при отгрузке (передаче) товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, в счёт выкупа цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право, определяется как стоимость указанного цифрового права, исчисленная исходя из цены цифрового права, установленной решением о выпуске указанного цифрового права, без учёта суммы налога, но не ниже стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьёй 105.3 настоящего Кодекса, и действующих по состоянию на дату выпуска указанного цифрового права, с учётом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы налога.

Налоговая база при отгрузке (передаче) товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, в счёт выкупа цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право, определяется как стоимость указанного цифрового права, исчисленная исходя из цены цифрового права, установленной решением о выпуске указанного цифрового права, без учёта суммы налога, но не ниже стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьёй 105.3 настоящего Кодекса, и действующих по состоянию на дату выпуска указанного цифрового права, с учётом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы налога.

При отгрузке (передаче) товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, в счёт оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в связи с выпуском цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право, если при получении данных оплаты, частичной оплаты налогоплательщиком была применена налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как стоимость указанного цифрового права, исчисленная исходя из цены цифрового права, установленной решением о выпуске указанного цифрового права, но не ниже стоимости этих товаров, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 105.3 настоящего Кодекса, и действующих по состоянию на дату выпуска указанного цифрового права.

пп. «б» п. 3 ст. 2

п. 6.1 ст. 154

Установили порядок уплаты НДС при предоставлении на территории РФ права ограниченного пользования участком (сервитута).

С 1 октября 2023 года исчислять и платить налог будут организации и ИП, в интересах которых установили сервитут.

При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории «Сириус» права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории «Сириус», налоговая база определяется как сумма оплаты, перечисленной за установленный сервитут с учётом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому земельному участку, в отношении которого установлен сервитут.

В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

пп. «а» п. 4 ст. 2

Абзацы второй и третий (новые) п.3 ст. 161

В счёте-фактуре нужно отражать стоимость товара, подлежащего прослеживаемости.

В счёте-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:

  • стоимость товара, подлежащего прослеживаемости.

В корректировочном счёте-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объёма) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, должны быть указаны:

  • стоимость товара, подлежащего прослеживаемости.

пп. «в» и «г» п. 8 ст. 2

пп.19 (новый) п.5;

пп.19 (новый) п.5.2 ст. 169

Внесли изменения в части заявительного порядка возмещения налога (с 1 апреля 2024 года).

Заявление о замене банковской гарантии налогоплательщик сможет подать в течение пяти дней со дня подачи декларации, в том числе уточнённой.

Право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют:

  1. налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подаётся заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учёта сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трёх лет;
  2. налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьёй.

Право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют:

  1. налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подаётся заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учёта сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трёх лет и если на дату подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога в отношении указанных налогоплательщиков не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
  2. налогоплательщики, представившие в налоговый орган налоговую декларацию, в которой заявлено право на возмещение налога, в случае, если исполнение обязательства по возврату суммы налога, заявленной к возмещению, в бюджет в полном объёме обеспечивается действующей банковской гарантией (банковскими гарантиями), представленной (представленными) гарантом (гарантами) в порядке, предусмотренном статьёй 74.1 настоящего Кодекса.

Банковская гарантия подлежит направлению в налоговый орган гарантом не позднее дня, следующего за днём выдачи банковской гарантии.

Банковская гарантия (банковские гарантии) должна (должны) предусматривать обязательство гаранта (гарантов) на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика сумму налога, излишне полученную им в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьёй.

п. 10 ст. 2;

пп. «д» п. 10 ст. 2

пп.1; пп.2 п.2 ст.176.1

В срок не позднее пяти дней со дня представления налоговой декларации (уточнённой налоговой декларации) налогоплательщик вправе подать заявление о замене банковской гарантии (банковских гарантий), представленной (представленных) гарантом (гарантами) в отношении представленной налогоплательщиком налоговой декларации (в том числе ранее представленной налоговой декларации, по которой вынесено решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке), на новую банковскую гарантию (новые банковские гарантии).

В срок не позднее пяти дней со дня представления налоговой декларации (уточнённой налоговой декларации) налогоплательщик вправе подать заявление о замене договора поручительства (договоров поручительства), заключённого (заключённых) в отношении представленной налоговой декларации (в том числе ранее представленной налоговой декларации, по которой вынесено решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке), на новый договор поручительства (новые договоры поручительства).

В случае, если сумма налога, заявленная к возмещению в уточнённой налоговой декларации, превышает сумму налога, возмещённую налогоплательщику при применении заявительного порядка в отношении ранее представленной налоговой декларации, налогоплательщик вправе подать заявление о применении заявительного порядка возмещения налога в пределах суммы налога, составляющей такое превышение.

пп. «д» п. 10 ст. 2

новые абзацы в п.7 ст. 176.1

Доходы граждан, работающих удалённо по трудовым договорам с российскими организациями или подразделениями иностранных компаний, зарегистрированных в РФ, станут признавать доходами от источников в РФ.

Ставка НДФЛ для таких работников устанавливается в размере 13% (15% с доходов свыше 5 млн рублей в год) независимо от статуса налогового резидентства.

6.2. вознаграждение и иные выплаты при выполнении дистанционным работником трудовой функции дистанционно по договору с работодателем, являющимся российской организацией (за исключением договора, заключённого для осуществления трудовой деятельности в обособленном подразделении российской организации, зарегистрированным за пределами Российской Федерации), с обособленным подразделением иностранной организации, зарегистрированным на территории Российской Федерации.

6.3. вознаграждение, полученное налогоплательщиком за выполненные работы, оказанные услуги, предоставленные права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в случае, если выполнение работ, оказание услуг, предоставление прав использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации осуществлены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием доменных имён и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещённых на территории Российской Федерации, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  • налогоплательщик — физическое лицо является налоговым резидентом Российской Федерации;
  • доходы получены налогоплательщиком — физическим лицом на счёт, открытый в банке, находящемся на территории Российской Федерации;
  • источники выплаты доходов — это российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации.

пп. «а» п. 21 ст. 2;

п. 35 ст. 2

пп.6.2 и 6.3 (новые) п.1 ст. 208

Установили освобождаемую от налогов компенсацию дистанционным работникам за использование собственного оборудования и программно-технических средств.

Её размер — не более 35 руб. за рабочий день либо сумма документально подтверждённых расходов.

Сумму возмещения нужно определить в трудовом договоре либо соглашении к нему, локальном акте, коллективном договоре.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

  • если иное не предусмотрено настоящим пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
  • возмещением расходов дистанционного работника, связанных с использованием им для выполнения трудовой функции принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, в сумме, определяемой коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, но не более 35 рублей за каждый день выполнения трудовой функции дистанционно, либо в сумме фактически произведённых и документально подтверждённых расходов дистанционного работника.

пп. «а» п. 28 ст. 2

абзац 12 (новый) в п.1 ст.217

Упростили порядок предоставления социальных налоговых вычетов. Например, установили, что не нужно представлять в налоговую документы о расходах на обучение и медуслуги, если их подаст организация, оказывающая услуги, и инспекция разместит документы в личном кабинете (положения применяют к расходам, понесённым с 1 января 2024 года).

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя (за исключением случаев осуществления индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности непосредственно) лицензии на осуществление образовательной деятельности или при наличии у иностранной организации документа, подтверждающего статус организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо при условии, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об осуществлении образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя (за исключением случаев осуществления индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности непосредственно) лицензии на осуществление образовательной деятельности или при наличии у иностранной организации документа, подтверждающего статус организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо при условии, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об осуществлении образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно.

п. 31 ст. 2;

третий абзац пп. 2 п.1 ст.219

Если иное не предусмотрено настоящей статьёй, предусмотренный настоящим подпунктом социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком в налоговый орган документа, подтверждающего фактические расходы налогоплательщика на обучение, выданного налогоплательщику образовательной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность, по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган документа, указанного в абзаце четвёртом настоящего подпункта, в целях получения социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 2 и пунктом 3 настоящей статьи, не требуется в случае представления в налоговый орган такого документа непосредственно образовательной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность, в порядке, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 221.1 настоящего Кодекса, и его размещения налоговым органом в личном кабинете налогоплательщика в соответствии с абзацем вторым пункта 3.1 статьи 221.1 настоящего Кодекса.

В случае обучения в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, предусмотренный настоящим подпунктом социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком в налоговый орган документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на обучение, а также документа, подтверждающего статус иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

четвёртый-шестой абзацы (новые) пп. 2 п.1 ст.219

Вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения или уплату страховых взносов.

Вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

абзац шестой пп.3 п.1 ст.219

Иностранные компании признают налоговыми агентами по доходам, выплачиваемым физлицам, которые выполняют работы и оказывают услуги в РФ, в т.ч. в области информационных технологий, с помощью Интернета.

Налоговыми агентами признаются иностранные организации, осуществляющие выплаты физическим лицам доходов в виде вознаграждений, указанных в подпункте 6.3 пункта 1 или подпункте 6.1 пункта 3 статьи 208 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае, если перечисление доходов в виде вознаграждений, указанных в подпункте 6.3 пункта 1 или подпункте 6.1 пункта 3 статьи 208 настоящего Кодекса, выплачиваемых на счета налогоплательщиков — физических лиц, осуществляется через российские организации, предоставляющие в указанных целях организационные, информационные, технические и иные возможности, такие организации признаются налоговыми агентами.

В целях настоящего пункта не признаются налоговыми агентами организации, являющиеся субъектами национальной платёжной системы, банки, а также операторы связи, указанные в Федеральном законе от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе», в рамках осуществления переводов денежных средств по доходам в виде вознаграждений, указанных в подпункте 6.3 пункта 1 или подпункте 6.1 пункта 3 статьи 208 настоящего Кодекса.

пп. «б» п. 36 ст. 2

п.1.1 (новый) ст.226

Установили сроки удержания налога по операциям с цифровыми финансовыми активами и цифровыми правами, включающими одновременно такие активы и утилитарные цифровые права.

Налоговый агент уплачивает налог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца у налогоплательщика, в срок не позднее 28-го числа текущего месяца, за период с 1 по 22 января — не позднее 28 января текущего года, за период с 23 по 31 декабря — не позднее последнего рабочего дня календарного года.

Налоговый агент удерживает исчисленную сумму налога в срок не позднее одного месяца с наиболее ранней из следующих дат:

  • дата окончания соответствующего налогового периода;
  • дата истечения срока действия последнего по дате начала действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату налогоплательщику дохода, в отношении которого он признаётся налоговым агентом;
  • дата выплаты дохода в денежной форме в отношении доходов, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 214.11 настоящего Кодекса;
  • дата перечисления средств на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц, в том числе на счета номинальных держателей.

Налоговый агент уплачивает налог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца у налогоплательщика, в срок не позднее 28-го числа текущего месяца, за период с 1 по 22 января — не позднее 28 января текущего года, за период с 23 по 31 декабря — не позднее последнего рабочего дня календарного года.

пп. «б» п. 38 ст. 2

п.7 ст.226.2

Установили порядок определения стоимости имущества (имущественных прав), полученного (принятого к учёту) без несения расходов на его приобретение.

Стоимость имущества (имущественного права), полученного (принятого к учёту) налогоплательщиком без несения соответствующих расходов на его приобретение, определяется в размере дохода, подлежащего налогообложению, признанного при получении данного имущества (имущественного права), если иное не предусмотрено настоящей главой, с учётом расходов, связанных с доведением его до состояния, в котором оно пригодно для использования.

п. 47 ст. 2

п.6 (новый) ст.252

Первоначальная стоимость НМА будет меняться в случаях модернизации, технического перевооружения и др.

Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости основных средств.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Первоначальная стоимость основных средств, нематериальных активов изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости основных средств.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, нематериальных активов, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

пп. «б» п. 49 ст. 2

п.2 ст.257

Уточнили порядок учёта амортизируемого имущества при прекращении его использования для деятельности организации (без его фактической ликвидации или реализации), чтобы учесть его остаточную стоимость на момент окончания использования.

при реализации амортизируемого имущества (за исключением объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьёй 286.1 настоящего Кодекса и налоговых вычетов в соответствии со статьями 343.6, 343.7 и 343.9 настоящего Кодекса) — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 257 настоящего Кодекса.

при реализации амортизируемого имущества (за исключением объектов, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьёй 286.1 настоящего Кодекса и налогового вычета в соответствии со статьёй 343.6 настоящего Кодекса) на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 257 настоящего Кодекса.

пп. «а» п. 53 ст. 2

абзац первый пп.1 п.1 ст.268

В случае реализации ОС и НМА, при формировании первоначальной стоимости которых учитывали расходы с коэффициентом 1,5, убыток от реализации нужно признавать равным нулю.

При реализации амортизируемого имущества, при формировании первоначальной стоимости которого применялись положения абзаца третьего пункта 1 и абзаца тринадцатого пункта 3 статьи 257 настоящего Кодекса, убыток от реализации такого амортизируемого имущества признаётся равным нулю.

пп. «б» п. 53 ст. 2

абзац второй (новый) п.3 ст.268

Упростили порядок подтверждения условий применения повышающего коэффициента к расходам на НИОКР. Предусмотрели случай, когда налоговая не будет назначать экспертизу отчёта по НИОКР.

В случае, если отчёт, размещённый в указанной государственной информационной системе, содержит информацию о соответствии выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, утверждённому Правительством Российской Федерации, экспертиза такого отчёта, предусмотренная абзацем пятым настоящего пункта, не назначается. Порядок подтверждения соответствия выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, указанному в настоящем абзаце, и размещения такой информации в указанной государственной информационной системе устанавливается Правительством Российской Федерации.

пп. «б» п. 50 ст. 2

седьмой абзац (новый) п.8 ст.262

Уточнили перечень видов договоров страхования, по которым принимают расходы по налогу на прибыль.

Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного имущественного страхования:

10) другие виды добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного имущественного страхования:

10) другие виды добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности и (или) если такое страхование направлено на компенсацию расходов (убытков, недополученных доходов), учитываемых для целей налогообложения, которые могут возникнуть в результате страхового случая.

п. 51 ст. 2

пп.10 п.1 ст. 263

В состав прочих расходов включили возмещение дистанционным работникам за использование своего оборудования и программно-технических средств.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:

11.1) расходы, связанные с возмещением расходов дистанционного работника, связанных с использованием им для выполнения трудовой функции принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, в сумме, определяемой коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, но не более 35 рублей за каждый день выполнения трудовой функции дистанционно, либо в сумме документально подтверждённых расходов дистанционного работника.

Способ возмещения расходов каждому дистанционному работнику по локальным нормативным актам либо по документально подтверждённым фактическим расходам закрепляется в локальных нормативных актах или трудовом договоре (дополнительном соглашении). При отсутствии указанных положений в локальных нормативных актах или трудовом договоре (дополнительном соглашении) возмещение расходов осуществляется только по документально подтверждённым фактическим расходам.

пп. «а» п. 52 ст. 2

пп.11.1 (новый) п.1. ст.264

Регионы могут устанавливать пониженные ставки налога (в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ) для организаций — сторон специального инвестиционного контракта, если РФ не является другой его стороной. Категории лиц, которые вправе применять пониженную ставку, и особенности её применения определят регионы.

Для организаций, являющихся стороной специального инвестиционного контракта, заключённого в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», если Российская Федерация не является другой стороной этого контракта, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Категории лиц, которые применяют указанную пониженную налоговую ставку, и особенности её применения определяются законами субъектов Российской Федерации.

пп. «в» п. 59 ст. 2

п. 1.14-1 (новый) ст.284

Уточнили особенности пересчёта сумм налога, исчисленных в валюте.

Сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций в соответствии с настоящим пунктом, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет в валюте Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 4 статьи 287 настоящего Кодекса.

Сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций в соответствии с настоящим пунктом, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет в валюте Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 4 статьи 287 настоящего Кодекса.

При этом пересчёт суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату выплаты дохода иностранной организации.

пп. «а» п. 67 ст. 2

абзац седьмой п.1 ст.310

От взносов освободили доходы в виде суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых проходит в пути или имеет разъездной характер, и надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных вахтовикам. Необлагаемые суммы составляют 700 руб. в день при выполнении работы (нахождении в пути) в РФ и 2500 руб. — за пределами территории РФ.

При выплате плательщиками полевого довольствия в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам, работающим в полевых условиях, указанные суммы за каждый день нахождения в полевых условиях не облагаются страховыми взносами в размере, не превышающем размера полевого довольствия, предусмотренного пунктом 1 статьи 217 настоящего Кодекса.

При выплате плательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации сумм суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, и работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах. экспедиционного характера, а также надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных лицам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты и за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно указанные суммы не подлежат обложению страховыми взносами в размере, не превышающем размера соответствующих выплат, предусмотренного пунктом 1 статьи 217 настоящего Кодекса.

пп. «б» п. 123 ст. 2

Абзац второй п.2 ст.422

Расширили перечень видов недвижимости, налоговую базу по которым определяют как кадастровую стоимость. Включили многоквартирные и наёмные дома.

Налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершённого строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

4) жилые помещения, жилые строения, многоквартирные дома, наёмные дома, садовые дома, гаражи, машино-места, объекты незавершённого строительства, а также хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

п. 105 ст. 2

пп. 4 п. 1 ст. 378.2

Уведомление о порядке подачи декларации по недвижимости в одну инспекцию по выбору на территории субъекта РФ нужно подавать до 1 февраля года — налогового периода (сейчас это нужно делать до 1 марта). Уведомление рассмотрят в течение 10, а не 30 дней.

Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный настоящим пунктом порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации рассматривается налоговым органом по субъекту Российской Федерации в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о порядке представления налоговой декларации, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации представляется ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный настоящим пунктом порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации рассматривается налоговым органом по субъекту Российской Федерации в течение 10 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о порядке представления налоговой декларации, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 10 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

пп. «а» п. 109 ст. 2

п.1.1 ст.386

Крайний срок сдачи годовой декларации перенесли с 25 марта на 25 февраля.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

пп. «б» п. 109 ст. 2

п.3 ст.386

Уточнили порядок исчисления налога при смене места нахождения организации (места жительства ИП) в случае, когда субъект РФ установил пониженную ставку. Так, по новому адресу нужно применять ставку регионального закона.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В случае изменения места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя) в течение налогового периода налог (авансовые платежи по налогу) исчисляется по налоговой ставке, установленной законом субъекта Российской Федерации по новому месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

пп. «а» п. 90 ст. 2

абзац 2 (новый) п.2 ст. 346.21

Часть внесённых поправок касается ЕНП и совокупной обязанности. Если налоговая выявит несоответствие показателей декларации контрольным соотношениям, декларации учтут при определении размера совокупной обязанности.

Это сделают со дня вступления в силу решения по камеральной проверке либо в течение 10 дней после её окончания. Учесть декларации смогут и раньше, если при проверке не выявят нарушений.

Рекомендуем

Налоговые риски и оптимизация налогообложения: как найти баланс в 2023 году

На семинаре рассматриваются подходы к выявлению, оценке и снижению налоговых рисков, разбираются часто встречающие риски в связи с применением ст. 54.1. НК, по НДС и налогу на прибыль, в связи с взаимозависимостью лиц и дроблением бизнеса.

Новое в бухгалтерском и налоговом учете в 2023 году

На семинаре дается обзор главных изменений бухгалтерского и налогового законодательства 2023 года.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/masshtabnye-izmeneniya-v-nk-rf-2023-razbiraem-popravki