Новые возможности для развития медицины открывают информационные технологии. Медуслуги становятся доступнее, повышаются их качество и эффективность, меняются подходы к диагностике и лечению заболеваний.
Новые возможности для развития медицины открывают информационные технологии. Медуслуги становятся доступнее, повышаются их качество и эффективность, меняются подходы к диагностике и лечению заболеваний.
Новые возможности для развития медицины открывают информационные технологии. Медуслуги становятся доступнее, повышаются их качество и эффективность, меняются подходы к диагностике и лечению заболеваний.
Что ждёт медицину в ближайшие годы? Разберём семь актуальных трендов цифрового здравоохранения (таблица 1).
Таблица 1. Тренды цифрового здравоохранения 2023
№ |
Тренд |
Возможности |
1. |
Электронные медкарты (ЭМК) |
Медработники получают лёгкий онлайн-доступ к полной истории болезни, что улучшает диагностику, процессы лечения и наблюдения за состоянием здоровья пациента. Развиваются системы медкарт с распознаванием голоса, что позволяет вносить данные посредством обработки речи. Это в разы ускоряет процесс документирования. |
2. |
Облачное хранение медицинских данных |
Нововведение обеспечивает лёгкий доступ к медицинской информации пациента, повышается скорость и эффективность лечения. Медработники могут взаимодействовать между собой в интерактивном режиме. Управлять большими объёмами данных (например, медицинскими электронными картами) можно эффективнее и без лишних затрат на дорогостоящую инфраструктуру. В случае чрезвычайной ситуации данные можно скопировать на резервный источник, что гарантирует их сохранность. |
3. |
Медицинские носимые устройства |
Носимые медицинские гаджеты предполагают удобный и неинвазивный способ наблюдения за различными параметрами здоровья. Например, частотой сердечных сокращений, характером сна, сожжёнными калориями. Среди наиболее известных и распространённых устройств — смарт-часы, фитнес-браслеты. Люди с хроническими заболеваниями могут использовать носимые мониторы здоровья, отслеживающие жизненные показатели и предупреждающие пользователей об отклонениях. Появляется умная одежда со встроенными датчиками, позволяющими контролировать показатели физподготовки. Медработникам такие устройства дают дополнительную информацию и позволяют оказать помощь пациенту до того, как его состояние ухудшится. |
4. |
Мобильные приложения для здоровья |
Практически на все современные смартфоны можно установить приложения, позволяющие следить за состоянием здоровья. Мобильные технологии породили новое направление в медицине — mHealth. Это использование мобильных технологий для укрепления и восстановления здоровья. mHealth технологии можно использовать для:
Сегмент приложения мобильного здравоохранения можно условно разделить на два направления:
|
5. |
Искусственный интеллект (AI) |
Искусственный интеллект используется в различных сферах здравоохранения:
|
6. |
Цифровая терапия (ЦТ) |
Относительно новая форма лечения, предполагающая применение цифровых технологий для стимулирования изменений в поведении пациента, лечения конкретного заболевания или психологического состояния. Цифровые методы адаптируются к индивидуальным потребностям каждого пациента, что способствует улучшению результатов лечения. Цифровая терапия часто используется в качестве профилактики для пациентов, которые подвержены риску развития более серьёзных состояний. Например, пациенту с преддиабетом могут назначить цифровую терапию как метод изменения рациона питания и поведения, которые в противном случае могли бы привести к постановке диагноза диабет. Также решения ЦТ могут обеспечить поддержку в управлении весом, при нарушениях сна, хронических заболеваниях. |
7. |
Технологии телемедицины |
Это набор программ и устройств, которые позволяют дистанционно общаться врачам и пациентам. Телемедицина позволяет получить консультацию врача без посещения больницы, даёт возможность наблюдать за состоянием здоровья пациента онлайн, фиксировать жалобы пациента и рекомендации врача, достоверно устанавливать их личности.
Взаимодействия с применением технологий телемедицины может осуществляться в форматах:
С инструментами телемедицины стал возможен дистанционный мониторинг, необходимый для наблюдения за пожилыми людьми, которым сложно самостоятельно дойти до ближайшей поликлиники, мониторинг состояния здоровья пациентов, нуждающихся в регулярных обследованиях, состояния работников опасных производств. |
Среди перечисленных трендов стоит выделить технологии телемедицины. За последние годы в России интерес к этой сфере возрос. Появилось законодательное регулирование и различные меры государственного продвижения.
Как регулируется телемедицина
Особенности медпомощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий, описаны в статье 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Согласно документу, проводить дистанционные консультации можно в целях:
Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий утвердили Приказом Минздрава от 30 ноября 2017 № 965н. 21 января 2018 года документ вступил в действие.
В частности, он определяет порядок организации и оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой и с пациентами и (или) их законными представителями, порядок фиксации и хранения данных об онлайн-приёмах, организации телемедицины в медучреждении.
1 августа 2023 года стартовал новый экспериментальный правовой режим в сфере телемедицины (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2023 № 1164). В эксперименте участвуют частные клиники. Изначально в пилот включили 15 клиник, затем список существенно расширили. В будущем число участников также может быть увеличено.
Эксперимент призван упростить внедрение телемедицины в частные клиники и сделать дистанционную медпомощь доступнее. Медработники участвующих в эксперименте клиник смогут дистанционно корректировать поставленный диагноз, назначать или изменять лечение, выписывать электронные рецепты, оформлять информированные добровольные согласия пациентов. Идентифицировать пациентов клиники смогут с помощью портала «Госуслуг», по номеру телефона, паролям и смс-сообщениям. Продлится эксперимент три года.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.