Нуждается ли рабочий персонал в повышении квалификации, и кто должен всем этим заниматься и организовывать? Инициатива «снизу», со стороны отдельных специалистов, конечно похвальна, но не стоит забывать и об улучшении и повышении эффективности всего производства в целом.
Что говорит законодательство
Право на дополнительную подготовку сотрудниками предприятий закреплено законодательно. А вот создать условия для обучения должен работодатель.
Основными документами, описывающими повышение квалификации, выступают:
- Статья трудового кодекса 196, характеризующая права и обязанности руководителя предприятия по дополнительной подготовке сотрудников.
- Редакция 185-го Федерального закона 239-м ФЗ. Она указывает:
- необходимость подготовки работников и оценка их квалификации определяется работодателем;
- обучение без отрыва от производства осуществляется руководителем на условиях, прописанных в трудовом договоре или другом аналогичном соглашении;
- форма подготовки и перечень специальностей установлены 372 статьёй Трудового кодекса, а их выбор зависит от пожеланий руководителя производства;
- если для определённых видов деятельности требуется обучение рабочего персонала, работодатель обязан его обеспечить.
- Редакция 90-го Федерального закона 185-м ФЗ определяет ещё два момента. Работодатель должен создать условия для совмещения работы с образованием, предоставить соответствующие гарантии, установленные ТК РФ и другими актами. Те же моменты касаются независимой оценки квалификации.
Ознакомиться с федеральными законами можно на соответствующих ресурсах.
Преимущества обучения рабочего персонала
Безусловные выгоды из обучения могут извлечь обе стороны.
Плюсы для работодателя:
- сотрудники станут профессиональнее, научатся решать усложнённые задачи;
- это мотивирует остаться на работе с перспективой повышения должности;
- снижаются затраты на подбор кадров и одновременно создаётся резерв.
Плюсы для сотрудника:
- получение знаний, шлифовка умений, навыков;
- стабильное повышение заработной платы, должности;
- снижение риска потери работы;
- повышение мотивации;
- улучшение отношений со стороны коллег.
Как организовать эффективное повышение квалификации
Для рабочих на предприятиях важно проходить обучение без отрыва от производства, то есть одновременно с выполнением непосредственных обязанностей. Поэтому при подготовке важно ответить на три вопроса:
- Чему сотрудник должен обучиться? К этому относится получение знаний или навыков по улучшению или оптимизации работы, внедрение новых технологий.
- С какой целью проводится повышение квалификации? Каким должен быть результат после обучения рабочего персонала?
- Каким образом сотрудник получает знания или навыки?
Рассмотрите оптимальные и доступные варианты среди способов повышения квалификации. Лекции, семинары, видеоуроки — наиболее простое решение. Для этого приглашается специалист, который объясняет принципы улучшения рабочей деятельности. Семинар отличается большим взаимодействием между преподавателем и учениками, а видеоуроки позволяют проходить обучение без отрыва от производства.
Временная ротация поспособствует взаимному обмену обязанностями между двумя сотрудниками, поможет вникнуть в процесс коллегиально. Схожий механизм имеет наставничество. Такая форма обучения предполагает односторонний контроль работы новичков более опытным участником коллектива.
Есть и другие формы, но они специфичны и подходят лишь для определённых отраслей. К ним относятся: case studies, деловые игры, мозговые штурмы, story telling. Начните обучение рабочего персонала с разбивки на этапы по уровню сложности, контролируйте процесс, а по его итогам проведите контрольный тест или иной вид мониторинга результатов.