Налоговая оптимизация: как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента

Перед заключением договора организация обязана проверить контрагента. Это называется должной осмотрительностью и предписано Налоговым кодексом РФ.

Перед заключением договора организация обязана проверить контрагента. Это называется должной осмотрительностью и предписано Налоговым кодексом РФ.

Организация, не проверившая партнёра, рискует быть обвинённой в получении необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1 НК РФ). Уровень проявленной или непроявленной должной осмотрительности в отношении того или иного контрагента оценивают налоговые инспекторы согласно письму ФНС № БВ-4-7/3060@ от 10.03.2021.

У ФНС есть несколько поводов обвинить организацию в проявлении неосмотрительности в выборе контрагента:

  • очевидные данные, «говорящие» о том, что контрагент не мог выполнить условия договора;
  • деятельность контрагента не соответствует критериям прозрачности, а сведения о нём нельзя найти в свободном доступе.

Во внимание берётся совокупность сомнительных данных (даже самых мелки). При этом контраргумент о коммерческой выгоде сделки не работает.

Как выявить «технические компании»: признаки

Организации, которые не ведут реальной экономической деятельности, не используют и не выполняют налоговые обязательства, называют «техническими компаниями». Такой термин ФНС ввела в письме № БВ-4-7/3060@. В обиходе их часто называют «фирмами-однодневками».

«Технические компании» можно выявить по признакам ненадёжности:

  • Компания использует недостоверный адрес или использует адрес массовой регистрации.
  • О контрагенте нет никакой информации, подтверждающей реальное существование: официального сайта, официальных сообществ. Компания не размещает рекламу.
  • У контрагента нет ресурсов, чтобы выполнить условия договора: основных средств, достаточного штата персонала, необходимых разрешений и лицензий.

Также ФНС обращает внимание на перечень действий, которые компания выполнила или не выполнила:

  1. Сделка не соответствует бизнес-стратегии компании. В ней есть признаки сверхрисков, сомнительные с точки зрения коммерческой выгоду условия, для организации сделка непрофильная, договор составлен по нетиповой форме и содержит условия, которых нет в других договорах.
  2. При выборе контрагента не проводились торги, не собирались предложения и заявки от других исполнителей.
  3. Нет подтверждений, что сотрудники организации обсуждали условия сделки, подписывали документы и вообще каким-либо образом взаимодействовали.
  4. Нет подтверждения того, что компания проверяла сведения о контрагенте на сайте ФНС: распечатывала выписку и т.п.
  5. Договор с контрагентом не прошёл процедуру согласования с юридической службой, договорным отделом и другими подразделениями компании.
  6. Нарушены правила подписания договоров. Цена договора существенно завышена или завышена по сравнению с аналогичными на рынке сделками. В документах есть существенные противоречия, нет обязательных реквизитов, есть
  7. Применена вексельная схема — по договору нет оплаты, а в расчёте использовался вексель.

Как работать по «стандарту осмотрительного поведения»

«Стандарт осмотрительного поведения» предполагает проверку возможности исполнения контрагентом обязанностей по договору, его платёжеспособности и деловой репутации. Он направлен на предотвращение возможных убытков вследствие ненадлежащего исполнения или неисполнения контрагентом своих обязательств.

Организация может разработать и утвердить внутренний регламент проверки всех новых партнёров. В регламент следует включить перечень основных проверочных мероприятий и инструкции для сотрудников, которые отвечают за сделки с контрагентами.

Проверяйте деловую репутацию контрагентов.

Отсутствие в интернете информации о контрагенте — серьёзный повод задуматься. ФНС поинтересуется, откуда вы получили данные о партнёре, если их нет в свободном доступе. В особенности налоговиков заинтересуют крупные сделки.

Важно проверить:

  • деловую репутацию контрагента;
  • платёжеспособность, суммы доходов и расходов по данным бухотчётности;
  • сколько лет присутствует на рынке;
  • наличие задолженностей;
  • сколько сотрудников в штате (среднесписочная численность за год);
  • информацию об уплаченных налогах и сборах, нарушениях налогового законодательства.

Если сделка заключается на крупную сумму, в ФНС рекомендуют использовать для подстраховки перед подписанием договора видео или аудиофиксацию.

Отсутствие данных в ЕГРЮЛ — признак недействующей фирмы. С таким контрагентом никаких сделок заключать нельзя.

Какие документы, нужно запросить у контрагента

Пакет документов зависит от вида деятельности и типа компании. Пример перечней приведён в (таблице 1).

Таблица 1. Пакеты документов для проверки контрагентов разных типов

Индивидуальные предприниматели

Российские компании

Иностранные компании

Документ, подтверждающий личность ИП.

Учредительные документы (ИНН, ОГРН, Устав).

Документы, подтверждающие правовой статус (Устав).


Документы о регистрации.

Документы, подтверждающие полномочия директора или его доверенного лица.

Документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающего договор.

Выписка из ЕГРИП.

Выписка из ЕГРЮЛ, разрешения, лицензии, патенты.

Выписка из торгового реестра страны иностранной компании.

Сведения можно запросить в самой компании, обратиться к сайту ФНС, наличие судебных дел и проблемных задолженностей можно найти на сайтах арбитражного суда и судебных приставов.

Как снизить риски и самостоятельно оценить эффективность различных законных налоговых схем, вы можете узнать на семинаре «Налоговая оптимизация».

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/nalogovaya-optimizatsiya-kak-proyavit-dolzhnuyu-osmotritelnost-pri-vybore-kontragenta