Новое в законе об экологической экспертизе: к каким изменениям готовиться

С 1 сентября 2024 года вступят в силу поправки к закону об экологической экспертизе (Федеральный закон от 25 декабря 2023 № 673-ФЗ), а также Положение о государственной экологической экспертизе (постановление Правительства РФ от 28 мая 2024 № 694).

С 1 сентября 2024 года вступят в силу поправки к закону об экологической экспертизе (Федеральный закон от 25 декабря 2023 № 673-ФЗ), а также Положение о государственной экологической экспертизе (постановление Правительства РФ от 28 мая 2024 № 694).

С этой же даты утратит силу ряд документов:

  • постановление Правительства РФ от 7 ноября 2020 года № 1796 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы»;
  • постановление Правительства РФ от 5 сентября 2022 года № 1562 «О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы»;
  • постановление Правительства РФ от 27 июня 2023 года № 1036 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»;
  • постановление Правительства РФ от 29 декабря 2023 года № 2403 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

К каким изменениям готовиться

Федеральным законом от 25 декабря 2023 № 673-ФЗ уточнили перечни объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней (статьи 11, 12), порядок проведения государственной экологической экспертизы (статья 14).

В таблице 1 рассмотрим подробнее новую редакцию перечней объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Таблица 1. Какие документы и (или) документация являются объектами ГЭЭ федерального уровня

Документы и документация

Объект

Условия и исключения

Проектная документация объектов капитального строительства

Строительство, реконструкцию объектов предполагают осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Исключение — объекты социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством РФ, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах, указанных в Федеральном законе от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Объекты, используемые для утилизации ТКО в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов).

Объекты, относящиеся в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов производства и потребления.

Объекты, относящиеся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Исключение — проектная документация буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

Объекты, предполагаемые к строительству, реконструкции в границах Байкальской природной территории.

Исключение — объекты социальной инфраструктуры из перечня Правительством РФ, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, за пределами особо охраняемых природных территорий.

Объекты, планируемые к строительству, реконструкции в Арктической зоне РФ.

Исключение — проектная документация:

  • объектов социальной и транспортной инфраструктур из спецперечня Правительства РФ, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах Арктической зоны РФ, за пределами особо охраняемых природных территорий;
  • не подлежащая государственной экологической экспертизе в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 11;
  • автомобильных дорог межмуниципального значения, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за пределами населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий.

Строительство, реконструкцию объектов предполагается в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения, курортных регионов.

Исключение — объекты капстроительства из спецперечня Правительства РФ.

Проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства

Строительство, реконструкцию объектов предполагается в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Случаи строительства, реконструкции таких объектов должны допускаться Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Проектная документация искусственных земельных участков

Земельные участки, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности РФ.

Проектная документация автозаправочных станций, складов ГСМ

Автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов.

Если такие объекты планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.

Проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов

Хранилища агрохимикатов, аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия.

Если такие хранилища планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос.

Проекты рекультивации земель

Земли, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

Объекты государственной экологической экспертизы

Объекты, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ», Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ».

Исключение — документы и (или) документация, обосновывающая хозяйственную и иную деятельность в области рыболовства (за исключением объектов государственной экологической экспертизы, указанных в подпункте 18 настоящего пункта), а также в области пастбищной аквакультуры вне границ особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий.

Проекты технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы)

Технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством РФ перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом государственной экологической экспертизы.

Положения применяются с 1 сентября 2025 года.

До указанной даты под объектами государственной экологической экспертизы, указанными понимаются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.

С 1 сентября 2025 года положения применяются в отношении проектов технической документации на технологии, внедрение которых на территории РФ планируется впервые после 1 сентября 2025 года, а также в случае, если после 1 сентября 2025 года в проект технической документации на технологию, предусмотренную указанным подпунктом, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, внесены изменения или реализация такой технологии осуществляется с отступлениями от проекта технической документации, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Проекты технической документации на вещества

Вещества, которые могут впервые поступать в окружающую среду.

Проекты технической документации на пестициды и агрохимикаты

Проекты технической документации на пестициды, агрохимикаты в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

Проект ликвидации горных выработок и иных сооружений

Проект ликвидации горных выработок и иных сооружений, которые связаны с пользованием недрами, и (или) проект рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности.

Проект ликвидации накопленного вреда окружающей среде

Проекты схем комплексного использования и охраны водных объектов

Проекты общего допустимого улова водных биоресурсов и внесения изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов

Исключение — проекты общего допустимого улова водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне РФ в районах действия международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов

Проекты соглашений о разделе продукции

Планы мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственных объектов

Опасные производственные объекты I и II классов опасности, подлежащие включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности к отдельным опасным производственным объектам, установленных Правительством РФ, объекты размещения отходов I и II классов опасности.

Положения применяются с 1 марта 2035 года.

До 1 марта 2035 года под объектами государственной экологической экспертизы, указанными здесь понимаются планы мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации опасных производственных объектов I и II классов опасности, включенных в государственный реестр опасных производственных объектов на основании подпунктов «д» - «ж» пункта 1 (за исключением горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами), пункта 5 (в части шахт угольной промышленности) приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года « 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», объектов размещения отходов I и II классов опасности.

Материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии

Предусмотренные законом виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Документы, подготовленные в связи с предполагаемым ввозом объектов, указанных в Федеральном законе от 10 июля 2001 года № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»

Объект государственной экологической экспертизы, указанный в статье 11 и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы

Предусмотрен ряд случаев:

  • реализация документов и (или) документации, предусмотренных статьёй 11, с отступлениями от таких документов и (или) документации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) внесение изменений в такие документы и (или) документацию, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 11 и пунктом 14 статьи 14 настоящего Федерального закона;
  • истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев строительства, реконструкции объекта капстроительства в срок не более пяти лет с даты истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, не влекущих последствий, предусмотренных абзацами вторым - шестым подпункта 1 пункта 14 статьи 14 настоящего Федерального закона, при условии начала строительства, реконструкции такого объекта в период срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Проведения государственной экологической экспертизы проектной документации не требуется, если возведение, реконструкция производятся в пределах земельных участков, на которых расположены объекты капстроительства, указанные в подпунктах 3, 5 - 9 пункта 1 статьи 11, и если строительство, реконструкция объекта капстроительства, в том числе в соответствии с техническими проектами и иной проектной документацией на осуществление пользования недрами, не повлекут за собой:

  • изменения областей применения наилучших доступных технологий (в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 11);
  • изменения видов (перечня) загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при эксплуатации объектов капитального строительства, за исключением случаев прекращения поступления одного или нескольких загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • увеличения объема и (или) массы выбросов и (или) сбросов хотя бы одного из загрязняющих веществ в окружающую среду при эксплуатации объектов капстроительства;
  • изменения состава, физических и химических свойств отходов производства и потребления, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых и (или) размещаемых при эксплуатации объектов капстроительства, за исключением случаев прекращения деятельности, связанной с образованием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и (или) размещением одного или нескольких видов отходов производства и потребления;
  • увеличения количества отходов производства и потребления, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых и (или) размещаемых при эксплуатации объектов капстроительства;
  • увеличения объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.

Что нужно знать о порядке проведения государственной экологической экспертизы

Порядок проведения государственной экологической экспертизы, осуществляемой Росприроднадзором (его территориальными органами) и органами государственной власти субъектов РФ установлен Положением, утверждённым Постановление Правительства РФ от 28.05.2024 № 694.

Заказчик, представивший материалы для экспертизы до завершения общественного обсуждения, должен подать документацию не позднее чем за 20 рабочих дней до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы. Если этого не сделать, в проведении экспертизы откажут, а оплату за неё не вернут. Об отказе заказчика должны уведомить в течение трёх рабочих дней со дня утверждения приказа (решения) территориального органа Росприроднадзора или субъекта РФ.

По заявлению заказчика, срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен на 20 рабочих дней. Заявление направляется в электронной форме (за исключением случаев, если представляемые материалы содержат сведения, составляющие гостайну, и (или) относятся к служебной информации ограниченного распространения) через портал Госуслуг или ведомственный ресурс.

О каких правах и обязанностях следует знать заказчику и его представителю

Заказчик или его представитель:

  • в случае присутствия на заседаниях экспертной комиссии докладывает о характере намечаемой хозяйственной и иной деятельности, об основных решениях, предусмотренных документами и (или) документацией, являющимися объектом экспертизы, а также представляет пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов экспертизы;
  • вправе инициировать проведение заседаний экспертной комиссии, а также запрашивать на заседаниях экспертной комиссии разъяснения экспертов в отношении имеющихся замечаний к представляемым материалам;
  • в случае внесения в процессе проведения государственной экологической экспертизы изменений в представляемые материалы представляет такие материалы в Росприроднадзор (его территориальный орган) или уполномоченный орган субъекта РФ не позднее чем за пять рабочих дней до дня завершения государственной экологической экспертизы.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить документы и (или) документацию на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учётом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.

Заказчик, общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, а также иные заинтересованные лица, несогласные с заключением государственной экологической экспертизы, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Какие сведения содержит выписка из реестра выданных заключений государственной экологической экспертизы

Установили перечень сведений, которые должна содержать выписка из реестра выданных заключений государственной экологической экспертизы. В их числе:

  • номер заключения государственной экологической экспертизы;
  • наименование объекта экспертизы;
  • наименование заказчика;
  • уполномоченный орган, проводивший государственную экологическую экспертизу (Росприроднадзор (его территориальный орган), уполномоченный орган субъекта РФ);
  • реквизиты приказа (решения) руководителя либо уполномоченного им лица Росприроднадзора (его территориального органа) или уполномоченного органа субъекта РФ об утверждении заключения государственной экологической экспертизы;
  • результат проведения государственной экологической экспертизы (с указанием срока действия в случае утверждения положительного заключения государственной экологической экспертизы).

Сведения о заключении государственной экологической экспертизы по форме, определяемой Минприроды России, размещаются на официальном сайте Росприроднадзора (его территориального органа) или уполномоченного органа субъекта РФ в сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства РФ о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.

Рекомендуем

Промышленная безопасность производственных объектов: последние изменения в законодательстве. Экспертиза промышленной безопасности и эксплуатации ОПО

В 2024 году вступают в действие изменения в области промышленной безопасности, влияющие на все аспекты деятельности предприятий и организаций.

Организация работ в строительстве службы заказчика застройщика. Техническая и проектная документация в строительстве

В программе курса представлены, актуальные нормативно правовые акты РФ, затрагивающие вопросы технического и оперативное руководства на всех этапах строительно-инвестиционного процесса с учетом изменений в законодательных и нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность организаций работ в области строительства.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/novoe-v-zakone-ob-ekologicheskoy-ekspertize-k-kakim-izmeneniyam-gotovitsya