Образовательные технологии: семь трендов, на которые стоит обратить внимание

Как изменится система образования в ближайшем будущем? Ключевые тенденции в развитии современных подходов к обучению определяют технологии, глобализация и массовая цифровизация.

Как изменится система образования в ближайшем будущем? Ключевые тенденции в развитии современных подходов к обучению определяют технологии, глобализация и массовая цифровизация.

В последние годы появилось множество новых форматов, методик и направлений. Если вы работаете в сфере образования, планируете обучение для себя или для сотрудников, вам полезно о них знать.

Предлагаем познакомиться с семью трендами образовательных технологий прямо сейчас.

1. Непрерывное обучение (Lifelong Learning)

Непрерывное обучение – это, пожалуй, главный тренд образования будущего. Концепция обучения на протяжении всей жизни приходит на смену классической модели образования «школа-ВУЗ/техникум», которая начинает терять актуальность на фоне стремительного развития технологий и появления новых требований к специалистам самых разных профессий. Без совершенствования навыков специалист попросту теряет свою востребованность на рынке.

Так, маркетологу нужно следить за новыми инструментами продвижения и алгоритмами площадок, менеджерам по продажам – за совершенствованием коммуникаций и изменениями в отрасли, учителям – осваивать новые образовательные сервисы.

Привычка учиться новому на протяжении всей жизни помогает не только сохранить профессиональную актуальность и продвинуться по карьерной лестнице, но также улучшить общее качество жизни, наладить отношения с близкими и коллегами, расширить круг общения и кругозор, способствует самоорганизации.

2. Цифровое образование

С ростом числа людей, проводящих большую часть времени в сети, укрепляется тренд на цифровизацию образования. Этой тенденции способствуют и рост спроса на дистанционное обучение и развитие цифровой среды для обучающихся.

Для образовательных учреждений – это возможность значительно расширить аудиторию учеников, принять всех желающих в объёме, с которым класс или лекционная попросту бы не справились. Привлечь абитуриентов из других регионов, для которых при классическом обучении появились бы препятствия в виде дороги и места для проживания.

3. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК)

Это новый элемент дистанционного электронного образования. Тренд идёт рука об руку с непрерывным обучением и цифровым образованием.

МООК имеют низкий порог входа и довольно большую гибкость. Все курсы проходят в онлайн-пространстве. Доступ к ним можно получить из любой точки мира, в любое время. Просматривать лекции можно в любом темпе, поставить на паузу, пересмотреть, можно скачать и распечатать конспекты. Число участников таких курсов не ограничено и может исчисляться десятками тысяч. У курса есть определённая структура и традиционные образовательные элементы - учебные материалы, проверка знаний и т.д.

Обучение посредством МООК используют самые престижные университеты мира. Площадки рассчитаны на слушателей самых разных уровней подготовки — как на новичков, так и на опытных специалистов. Самые популярные МООК собирают сотни тысяч студентов.

В классическом варианте предполагался бесплатный доступ к МООК. Однако рынок скорректировал это правило. Часто оплата требуется, если слушатель хочет документально подтвердить обучение и получить соответствующий сертификат.

4. Геймификация

Игровая форма способствует усвоению материала, вовлекает в учебный процесс, помогает развивать творческое мышление и другие важные навыки.

Многие образовательные учреждения и преподаватели включают игру в программу уроков и курсов в качестве важного и необходимого элемента.

5. Адаптивное образование

Метод, который позволяет персонализировать обучение под нужды конкретного ученика. Посредством адаптивных систем и технологий человеку в режиме реального времени предлагают тот или иной вид индивидуальной поддержки. Модель адаптации учитывает, что и как нужно изменить под конкретного ученика здесь и сейчас.

Учитываются текущий уровень знаний, степень мотивации, темп обучения, виды ошибок, которые чаще всего допускает обучающийся. Например, при безошибочном решении нескольких задач или ответов на тест, система предложит ученику задачи и вопросы посложнее. При наличии большого количества ошибок, придётся повторить пройденное.

При нахождении сложностей система может дать подсказку, либо разбивает проблемную область на несколько более простых блоков, меняет темп обучения.

Если какая-то тема была пропущена учеником, а изучение новой темы базируется на знаниях предыдущей, система определит пробел в знаниях и предложит вернуться к пропущенной теме.

6. Обучение через вызов

Подход подразумевает решение учащимися какой-либо конкретной задачи, которая становится для них вызовом. Она побуждает исследовать нужную тему, изучать разные источники.

Преподаватель может максимально широко обозначить проблему, либо номинально обозначить ситуацию.

Такой подход подогревает интерес к обучению, вовлекает в обсуждение всех учащихся, способствует развитию коммуникации между ними, настраивает их на командную работу.

7. Педагогический дизайн

Педагогический дизайн предполагает системный подход к разработке учебных материалов с акцентом на высокое качество обучения и потребности обучаемых. Он помогает рационализировать обучающий процесс и создать комфортную образовательную среду.

Такой подход используется не только в науке, но и в творческой практико-ориентированной деятельности. Он опирается на совокупность теорий познания, успешные педагогические практики, элементы художественного и инженерного конструирования.

Педагогический дизайнер решает, какой учебный контент нужно включить в программу, какой уровень сложности задать, в каком порядке будут следовать темы, в каком формате их лучше подать (видеоурок, тексты, синхронные или асинхронные занятия), какие задачи, упражнения и тесты войдут в программу, какова длительность будет у отдельных блоков и курса в целом. Как сделать программу интересной для обучающихся, доступной, не слишком сложной, чтобы курс максимально помог освоить нужные знания и навыки.

Педагогический дизайн помогает достичь главных целей обучения – сделать материал понятным, наглядным, быстро перевести полученную информацию в практический опыт. В приоритете визуал. Он должен быть лаконичным, чётким, и «говорящим». Это помогает вызвать у обучающихся различные ассоциации, настроить на восприятие информации.

Сегодня такой подход удобно реализовать в сети с помощью цифровых инструментов, например, при помощи электронных курсов.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/obrazovatelnye-tekhnologii-sem-trendov-na-kotorye-stoit-obratit-vnimanie