Важные изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ в декабре 2019 года для участников закупок (поставщиков, подрядчиков, исполнителей)

Обзор наиболее важных изменений, внесенных в законодательство о контрактной системе (44-фз) и закупках отдельными видами юридических лиц (223-фз) в декабре 2019 года, для участников закупок (поставщиков, подрядчиков, исполнителей). Изменения в законодательство внесены федеральными законами от 27.11.2019 г. № 449-ФЗ и № 469-ФЗ, Постановлениями Правительства от 27 декабря 2019 г. № 1906, № 1922 и др.

Изменения в законодательство внесены федеральными законами от 27.11.2019 г. № 449-ФЗ и № 469-ФЗ, Постановлениями Правительства от 27 декабря 2019 г. № 1906, № 1922 и др.

Что важно учесть поставщикам (подрядчикам, исполнителям) при участии в закупках:

По 44-ФЗ:

1. Заказчику дали право при закупках новых машин и оборудования заключать контракт жизненного цикла, который включает не только поставку, но и последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара. Для контракта жизненного цикла заказчику должно быть выделено финансирование на соответствующий период. Например, контракт жизненного цикла мог бы быть заключен на поставку городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП «Мосгортранс» (контракт с ПАО «Камаз» № 27705002602 18 000802 заключен на срок до 31.03.2034).

2. В первой части заявки на участие в электронном аукционе, конкурсе в электронной форме, в заявке на участие в запросе предложений в электронной форме, открытых (закрытых) конкурсах всех видов, запросе котировок, запросе предложений, закрытом аукционе обязательно нужно указывать страну происхождения товара (если предметом контракта является поставка товара, в том числе при выполнении работ или оказании услуг). Сведения о стране происхождения товара заказчик обязан включить в проект контракта на основании сведений из заявки участника, разместить информацию в реестре контрактов ЕИС. Функционалом ЕИС предусмотрено указание одного наименования страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) в отношении одного товара. Таким образом, возможность указания нескольких стран в заявке, несмотря на положительную судебную практику и разъяснения ФАС России, теперь под большим вопросом.

3. Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе, конкурсе в электронной форме теперь не предусматривают указание конкретных показателей в отношении товаров, которые потребляются (используются) при выполнении работ, оказании услуг по контракту (например, расходных материалов). Новая формулировка требований к заявкам в статьях 54.4 и 66 закона № 44-ФЗ звучит следующим образом: конкретные показатели в заявке нужны только «при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг». Требование о предоставлении в заявках иной информации законом запрещено.

4. С 1 июля 2020 года заключение контракта с единственным участником несостоявшейся конкурентной закупки будет возможно только по согласованию с ФАС России, органом контроля субъекта РФ или муниципальным контрольным органом, если НМЦК превысит размер, который будет установлен Правительством РФ. При обращении о согласовании контракта с единственным поставщиком контрольным органом будет проводиться внеплановая проверка, что с большой вероятностью может повлечь выявление допущенных при осуществлении закупки нарушений и увеличение в связи с этим рисков, связанных с участием в закупке.

5. С 1 июля 2020 года будет введен новый порядок проведения запроса котировок в электронной форме: с НМЦК до 3 млн.руб., сроком подачи заявок от 4 рабочих дней, заключением контракта в 2 рабочих дня, без продления срока в случае наличия единственной заявки, без возможности внесения изменений в извещение, но с возможностью отмены заказчиком не позже чем за 1 час до окончания срока подачи заявок. Новыми правилами для участника не предусмотрено право на отзыв заявки на участие в запросе котировок. В заявке нужно будет представлять копию лицензии, выписки о членстве в СРО (при установлении требований в соответствии с законодательством РФ), решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки (или его копию), наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира (классификатор упоминается применительно к заявке только в запросе котировок в электронной форме!). Проект контракта победитель запроса котировок в электронной форме должен будет подписать в течение одного рабочего дня (заказчику на размещение проекта контракта дано всего 3 часа после публикации итогового протокола), при этом обязательное обеспечение исполнения контракта не отменено и действует при НМЦК более 500 т.р. (если НМЦК не превышает 500 т.р., установление обеспечения контракта является правом заказчика). Формирование и размещение протокола разногласий не допускаются.

6. С 1 июля 2020 года возможно будет осуществление поставки товара (только товара (!!!)) путем реализации закупки у единственного поставщика в электронной форме на сумму до 3 млн. руб., годовые лимиты закупок при этом сохранены в рамках пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ. Заказчики даже шутят по поводу закупок на сумму до 3 млн. руб. при годовом лимите в 2 млн. руб. Предварительное предложение о поставке товара участники закупки будут размещать на электронной площадке с использованием каталога ТРУ, срок действия предложения – не более месяца (по аналогии с порталом поставщиков Москвы или агрегатором «Березка»). По решению оператора электронной площадки предварительное предложение может автоматически стать заявкой участника. Заказчик разместит в ЕИС извещение о закупке с проектом контракта и обоснованием цены, и в течение часа оператор электронной площадки подберет заказчику не более пяти заявок из размещенных поставщиками с наименьшими ценами за единицу товара. Заказчик в течение одного рабочего дня рассмотрит заявки и определит контрагента. Контракт будет заключен с поставщиком, предложившим наиболее низкую цену единицы товара, в ЕИС в течение двух рабочих дней. Если предложений, соответствующих извещению заказчика, меньше двух, закупка не может быть осуществлена. Действия заказчика можно будет обжаловать в ФАС России в срок до заключения контракта.

С 1 января 2021 года все предварительные предложения, размещенные участниками на электронных площадках, будут доступны посредством информационного взаимодействия с ЕИС.

7. При регламентации обязанности подрядчика выполнить часть работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства самостоятельно, без привлечения других лиц, предусмотрено исключение с установлением возможности привлечения для выполнения этих работ дочерних обществ подрядчика (ч.2 ст. 110.2 закона № 44-ФЗ). Речь идет о самостоятельном выполнении подрядчиком работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам…».

8. Для реализации национальных проектов в статье 112 закона № 44-ФЗ предусмотрено, что Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются специальные правила осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 – 63 статьи 112 закона № 44-ФЗ. Предметом контракта при таких закупках может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства (строительство «под ключ»). Заказчику дано право в этом случае проводить не только аукцион в электронной форме, но и открытый конкурс в электронной форме. Для обоснования цены контракта (НМЦК) заказчики не вправе использовать проектно-сметный метод. Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

Изменение существенных условий контракта, указанного в части 56 статьи 112 закона № 44-ФЗ (предусматривающего строительство «под ключ»), при его исполнении допускается по соглашению сторон:

  • если при исполнении контракта сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Изменение цены контракта возможно на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на 30%;
  • а также в случаях, предусмотренных для изменений контрактов при выполнении работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства подпунктом "в" пункта 1 и пунктами 8 и 9 части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ.

Если при исполнении указанного контракта цена такого контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, цена такого контракта должна быть уменьшена с учетом указанной сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

9. С 28 декабря 2019 года действует правило, согласно которому банковские гарантии для обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов по 44-ФЗ могут быть выданы банками, в отношении которых ЦБ РФ введены меры по предупреждению банкротства, в течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении соответствующих мер, вне зависимости от соответствия (несоответствия) такого банка установленным в соответствии с частью 1.1 статьи 45 закона № 44-ФЗ требованиям, при условии принятия Советом директоров ЦБ РФ решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

10. В постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" с 27.12.2019 введен новый объект закупки, в отношении которого установлены дополнительные требования к участникам закупки: Выполнение работ по техническому обслуживанию (монтаж и наладка; контроль технического состояния; периодическое и текущее техническое обслуживание; ремонт) медицинской техники, включенной в коды 26.60.11, 26.60.12, 26.60.13.130, 26.70.22.150, 32.50.12.000, 32.50.21.121, 32.50.21.122 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей. Участник такой закупки должен иметь за последние 3 года до даты подачи заявки один контракт (договор), заключенный по закону № 44-ФЗ или по закону № 223-ФЗ, на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники либо контракты, заключенные по результатам проведения совместных конкурса или аукциона по 44-ФЗ с аналогичным предметом. При этом стоимость такого одного контракта (договора), совокупная стоимость таких контрактов должна составлять не менее 20 процентов НМЦК проводимой закупки. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, необходимо заранее, до подачи заявки на участие в электронном аукционе, разместить в реестре на электронной площадке (каждой электронной площадке, где возможно объявление соответствующего аукциона).

11. Постановление № 1752 "О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок…» в новой редакции предоставляет возможность проведения регистрации участника в ЕИС не только лицу, указанному в ЕГРЮЛ в качестве лица, действующего без доверенности, но и иному лицу, действующему в качестве руководителя юридического лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа регистрируемого юридического лица, либо физическому лицу, указанному в ЕГРЮЛ в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа регистрируемого юридического лица. Соответственно для регистрации в ЕРУЗ необходимо предоставить дополнительные документы и информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем полномочия единоличного исполнительного органа регистрируемого юридического лица (в случае осуществления таких полномочий). В полном объеме новые правила регистрации через уполномоченных лиц вступят в силу с 1 апреля 2020 года.

12. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" на период до 26 декабря 2021 года введен запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных (код ОКПД2 26.20.2), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Запрет действует, если комплекс систем хранения данных поставляется по договору поставку, аренды и (или) лизинга, договору выполнения работ (оказания услуг), при выполнении (оказании) которых предусмотрена поставка соответствующих товаров. Подтверждением страны происхождения товара в заявке участника должна быть декларация о нахождении радиоэлектронной продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи. Номер реестровой записи, указанный в декларации, подлежит включению в контракт.

13. Срок действия Постановления Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" продлен до 1 июля 2020 года. Одновременно на 1 июля 2020 года перенесен срок вступления в силу обязанностей, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № 223 "Об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках".

14. С 1 января 2020 года по желанию заказчика в проект контракта, заключаемый по результатам закупки по закону № 44-ФЗ, может быть включено условие об использовании электронного документооборота при исполнении контракта. Разъяснение по этому вопросу дано в письме Казначейства России № 14-00-06/27476, ФНС России № АС-4-15/26126@ от 18.12.2019 "Об электронном документообороте документов о приемке товаров (выполнении работ, оказании услуг), сформированных с использованием единой информационной системы в сфере закупок". Согласно разъяснению, Федеральным казначейством в ЕИС реализована первая очередь функциональных возможностей для заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по формированию и подписанию электронной подписью электронных документов о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в рамках исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта) по формату, утвержденному ФНС России для представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) (далее - документ о приемке товаров (выполнении работ, оказании услуг)). Документ о приемке, сформированный в ЕИС в электронной форме и подписанный электронными подписями, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручными подписями. По запросу налогового органа документ о приемке в электронной форме предоставляется в ФНС по телекоммуникационным каналам связи в порядке, определенном ФНС России в соответствии с пунктом 4 статьи 31 и статьями 93 и 93.1 Налогового кодекса. Если при исполнении контрактов осуществляется обмен иными документами, содержащими дополнительную информацию к информации, отраженной в сформированном в ЕИС документе о приемке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в рамках исполнения контракта в электронной форме (например, предоставляется счет-фактура), такие документы передаются в ФНС на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью.

Федеральное казначейство дало заказчикам рекомендацию предусматривать в проекте контракта:

  • возможность оформления и обмена документами о приемке товаров (работ, услуг) в форме электронных документов, подписанных электронной подписью в ЕИС;
  • представление в качестве первичных учетных документов, подтверждающих (сопровождающих) поставку товаров (передачу результатов выполненных работ, оказанных услуг), универсального передаточного документа (счета-фактуры), в том числе корректировочных документов к ним.

Чтобы функционал ЕИС заработал, заказчик должен в реестре контрактов воспользоваться пунктом контекстного меню «Предусмотреть формирование документов о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме». После этого, у поставщика в его личном кабинете появится данный контракт с возможностью формирования документов о приемке в электронной форме.

Подробная информация о данных функциональных возможностях системы представлена в руководствах пользователя заказчика и поставщика, расположенных в разделе "База знаний" личного кабинета пользователя ЕИС.

По 223-ФЗ:

  1. С 28 марта 2020 года в законе № 223-ФЗ вводятся льготные условия участия в закупках по аналогии с субъектами малого и среднего предпринимательства для участников закупок – физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" («самозанятые» граждане РФ).
  2. В Постановлении от 17 сентября 2012 г.№ 932, регулирующем вопросы планирования закупок по закону № 223-ФЗ, предусмотрено, что при осуществлении конкурентной закупки внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке или вносимых в них изменений.
  3. Заказчики, которые обязаны планировать закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства на срок не менее трех лет, при заполнении сведений на второй и третий годы реализации плана не обязаны указывать сведения о количестве закупаемых товаров, НМЦД, способе закупки (на 2-й и 3-й годы плана), сроках проведения закупки (на 3-й год реализации плана).
  4. С 1 апреля 2020 года в постановлении от 31.10.2014 № 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" предусмотрено обязательное указание страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором (в том числе в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг) в двух разделах: сведениях о предмете заключенного договора и сведениях о его исполнении.

Полезно

Об этих и других изменения законодательства более подробную информацию можно получить на семинарах и курсах Учебного центра «Финконт»:

44-ФЗ и 223-ФЗ: Практический курс для поставщиков (40 часов очно, 104 часа дистанционно). Курс в Москве

44-ФЗ и 223-ФЗ: Семинар для поставщиков с участием ФАС. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

Обзор подготовлен преподавателем АНО УМЦ Финконт:

Богацкой С.Г.

Руководитель направления по государственным и корпоративным закупкам ООО СО "Финконт Торги", доцент Учебного центра «Финконт», к.э.н.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/obzor-izmeneniy-44-fz-223-fz-dec2019-dlya-postavshikov