1. Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" введены следующие новые правила для осуществления закупок в рамках контрактной системы:
- введено право заказчика заключать контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ;
- требования к заявкам (первой части) при проведении электронных аукционов и конкурсов в электронной форме дифференцированы по новым правилам: конкретные показатели товара можно будет требовать не в случае закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар (формулировка в старой редакции закона), а в случае закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (новая редакция статей 54.4, 66);
- в заявках на участие в электронном аукционе, конкурсах всех видов, запросе котировок, запросе предложений в электронной форме безусловно (обязательно) нужно требовать от участника указания наименования страны происхождения закупаемого товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг;
- с 1 июля 2020 года заключение договора с единственным участником несостоявшейся конкурентной закупки будет возможно только по согласованию с ФАС России, органом контроля субъекта РФ или муниципальным контрольным органом, если НМЦК превысит размер, который будет установлен Правительством РФ; при обращении о согласовании контракта с единственным поставщиком контрольным органов будет проводиться внеплановая проверка;
- с 1 июля 2020 года будет введен новый порядок проведения запроса котировок в электронной форме: с НМЦК до 3 млн.руб., сроком подачи заявок от 4 рабочих дней, заключением контракта в 2 рабочих дня, без продления срока в случае наличия единственной заявки, без возможности внесения изменений в извещение, но с отменой не позже чем за 1 час до окончания срока подачи заявок; протокол рассмотрения заявок и подведения итогов будет единым и подписывать его должны электронными подписями члены комиссии и заказчик;
- информация о стране происхождения товара при составлении заказчиком проекта контракта для размещения его в ЕИС обязательно должна быть включена в проект контракта на основании сведений из заявки соответствующего участника;
- с 1 июля 2020 года возможно будет осуществление закупки товара (только товара (!!!)) у единственного поставщика в электронной форме на сумму до 3 млн. руб.: предварительное предложение о поставке товара участники закупки будут размещать на электронной площадке с использованием каталога ТРУ, заказчик разместит в ЕИС извещение о закупке с проектом контракта и обоснованием цены; не более пяти заявок из размещенных поставщиками с наименьшими ценами заказчику будет подбирать оператор электронной площадки; контракт будет заключен с поставщиком, заявка которого не отклонена заказчиком и содержит предложение о наиболее низкой цене единицы товара, в ЕИС в 2 рабочих дня;
- заказчику предоставлено право заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с нахождением в помещении здания (п.23 ч.1 ст. 93) с более удобными и «широкими» формулировками предмета договора: на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, на оказание услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством РФ;
- заказчику дано право без конкурентной процедуры заключить договор аренды земельного участка (п.32 ч.1 ст. 93);
- органы внутреннего финансового контроля должны руководствоваться при осуществлении контроля порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (ч.8, 9 ст. 99 закона № 44-ФЗ);
- при регламентации обязанности подрядчика выполнить часть работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства самостоятельно сделано исключение с установлением возможности привлечения для выполнения этих работ дочерних обществ подрядчика (ч.2 ст. 110.2 закона № 44-ФЗ);
- для реализации национальных проектов в статье 112 закона № 44-ФЗ предусмотрены особенности: Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются специальные правила осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 – 63 статьи 112, предусматривающие, среди прочего, что предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства; заказчику дано право проводить не только аукцион в электронной форме, но и открытый конкурс в электронной форме; предусмотрены специальные требования к содержанию, обоснованию НМЦ контрактов и дополнительные основания для их изменения.
2. Федеральным законом от 27.12.2019 № 469-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что банковские гарантии для обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов по 44-ФЗ могут быть выданы банками, в отношении которых ЦБ РФ введены меры по предупреждению банкротства, в течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении соответствующих мер, вне зависимости от соответствия (несоответствия) такого банка установленным в соответствии с частью 1.1 статьи 45 закона № 44-ФЗ требованиям, при условии принятия Советом директоров ЦБ РФ решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.
3. В постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" с 27.12.2019 введен новый объект закупки, в отношении которого необходимо устанавливать дополнительные требования к участникам закупки: Выполнение работ по техническому обслуживанию (монтаж и наладка; контроль технического состояния; периодическое и текущее техническое обслуживание; ремонт) медицинской техники, включенной в коды 26.60.11, 26.60.12, 26.60.13.130, 26.70.22.150, 32.50.12.000, 32.50.21.121, 32.50.21.122 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, если начальная (максимальная) цена контракта, на право заключить который проводится закупка, превышает 10 млн. рублей.
4. В Постановлении Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 27 декабря 2019 года предусмотрено, что Правительство РФ может установить особенностями описания отдельных видов объектов закупок в соответствии с частью 5 статьи 33 закона № 44-ФЗ, в соответствии с которыми заказчик не сможет указывать в описании объекта закупки дополнительную информацию и дополнительные характеристики, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Полезно
Об этих и других изменения законодательства более подробную информацию можно получить на семинаре Учебного центра «Финконт»:
Обзор подготовлен преподавателем АНО УМЦ Финконт:
Богацкой С.Г.Руководитель направления по государственным и корпоративным закупкам ООО СО "Финконт Торги", доцент Учебного центра «Финконт», к.э.н. |