Права медработника: как защититься от оскорблений, кляуз в сети и другого негатива

Общение врача с пациентом далеко не всегда проходит гладко. Случаются недопонимания, конфликты. К сожалению, некоторые пациенты признают субъектами права исключительно себя. Они выказывают неуважение медицинскому персоналу, могут перейти к оскорблениям, физической агрессии, опубликовать информацию, порочащую честь, достоинство, деловую репутацию сотрудника.

Общение врача с пациентом далеко не всегда проходит гладко. Случаются недопонимания, конфликты. К сожалению, некоторые пациенты признают субъектами права исключительно себя. Они выказывают неуважение медицинскому персоналу, могут перейти к оскорблениям, физической агрессии, опубликовать информацию, порочащую честь, достоинство, деловую репутацию сотрудника.

Не стоит забывать, что медицинские работники тоже граждане Российской Федерации, на них также распространяются действие Гражданского кодекса и Конституции РФ.

Согласно статье 150 ГК РФ, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы, непередаваемы иным способом и находятся под законодательной защитой. В статье 21 Конституции РФ закреплено, что «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

В чём проявляется умаление чести и достоинства

Правонарушения, связанные с умалением чести и достоинства, можно разделить на несколько категорий Таблица 1.

Таблица 1. В чём проявляется умаление чести и достоинства и как себя защитить

Вид правонарушения

Определение

В чём выражается

Как действовать

Клевета

Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица

  • Устные высказывания;
  • написание и распространение ложных публикаций в интернете или в СМИ.
  1. Собрать доказательства распространения клеветнических сведений. Доказательствами могут послужить нотариально заверенные скриншоты публикаций в сети, статьи из печатных изданий, ксерокопии жалоб.
  2. Представить медицинскую документацию, доказывающую, что медработник оказывал помощь по всем правилам и в соответствии с установленными стандартами, документацию, подтверждающую квалификацию специалиста.
  3. Найти свидетелей (обратите внимание, что суды могут по-разному трактовать заявления сотрудников того же медучреждения, лучше найти незаинтересованных лиц), лиц, которые могут выступить экспертами.
  4. Подать заявление о клевете в правоохранительные органы, правдиво изложив все факты.

Оскорбление

Унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме

Оскорбление может быть выражено:

  • устно (например, в виде ругательства),
  • письменно (в виде записок или писем неприличного содержания),
  • физически (пощёчина, плевок, неприличный жест),
  • в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, сообщении или СМИ.
  1. Привлечь как можно больше свидетелей (коллег, обслуживающий персонал, охрану, других пациентов). Их показания можно использовать в суде.
  2. Записать происходящее на камеру или диктофон.
  3. Вызвать сотрудников правоохранительных органов.
  4. Внести запись об инциденте в медицинские документы.
  5. Информировать об инциденте непосредственного руководителя.

Иные правонарушения, затрагивающие достоинство личности и личную неприкосновенность

Различные угрозы, проявление агрессии

Угрозы представляют собой психическое воздействие, направленное на запугивание, проявление чувств тревоги, страха. Могут выражаться в обещании оказать физическое воздействие гражданину, причинить вред его имуществу.

Агрессия может проявляться в различных формах деструктивного поведения и быть направлена на причинение морального или физического вреда, вызов психического дискомфорта.

Что считается распространением порочащих сведений

Справка! Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и организаций, следует понимать публикацию таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в интернете, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

Такое определение следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации юридических лиц».

Распространителями порочащих сведений могут выступать как отдельно взятые граждане, так и средства массовой информации. СМИ могут распространить такие сведения как по собственной инициативе, так и будучи инструментом отдельных лиц.

Обратимся к статье 152 ГК РФ, посвящённой защите чести, достоинства и деловой репутации.

1. Если порочащие сведения распространил пациент

Как гражданин РФ медработник вправе потребовать по суду опровергнуть сведения, которые порочат его достоинство, честь и деловую репутацию, если человек, распространивший такие сведения, не докажет, что они соответствуют действительности.

2. Если сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию появились в СМИ

Медработник также вправе инициировать процесс о защите. Доказав правоту, он может требовать опубликовать опровержение от всех СМИ, разместивших порочащую информацию, опубликовать свой ответ в тех же СМИ (ч. 2. ст. 152 ГК РФ), обязать владельца сайта или уполномоченное лицо, ответственное за размещение информации, удалить сведения как несоответствующие действительности.

Наряду с опровержением и опубликованием своего ответа, гражданин, в отношении которого были распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причинённых распространением таких сведений.

Как реагировать на кляузы в интернете

Возможностями сети могут злоупотреблять как недовольные пациенты, так и конкуренты.

Первые могут преувеличивать свой негативный опыт, вторые – откровенно лгать, дабы подпортить репутацию медорганизации или конкретного специалиста.

Часто такие отзывы пишутся анонимно, но тем не менее могут стать основанием для внеплановой проверки компетентными органами. Удалить такие отзывы можно не всегда, а вот работать с ними стоит. На негативный отзыв необходимо вежливо ответить. Спросить, когда именно обращался пациент, что именно его не устроило. Сверить информацию с записями в медицинских документах – действительно ли такой человек был.

Если сведения недостоверные, нужно обратиться к администратору электронного ресурса и потребовать удалить отзыв. При наличии доказательств, что информация не соответствует действительности, необходимо подать иск о защите чести, достоинства (деловой репутации). Если в отзыве присутствуют оскорбления или клевета, автора можно привлечь к административной или уголовной ответственности, а если негативный отзыв оставил конкурент, можно обратиться в территориальное УФАС.

Обратите внимание, что ирония, сарказм, эмоциональная окраска и обилие восклицательных знаков – это ещё не признак порочащих сведений. Они могут просто разбавлять оценочные суждения.

Что относится к оскорблениям и порочащим сведениям: памятка

К вариантам оскорбительной лексики в адрес врача можно отнести:

  • имеющие отрицательные определения наименования (жулик, мошенник);
  • неприменимые к человеку отрицательные определения (баран, обезьяна);
  • оскорбительные наименования (так называемый медик, никудышный врач);
  • негативную оценку действий врача;
  • нецензурную брань;
  • грубые побуждения к действию;
  • пренебрежительное отношение к представителям другой национальности, социальной группы и т.п.

Оскорблением не считаются:

  • фразы, высказанные в отношении неопределённой группы лиц (В этой поликлинике нет нормальных врачей, врачи совсем лечить разучились и т.п.);
  • отрицательная оценка работы врача, не относящаяся к его личности (Врач Иванов мне совсем не нравится, не умеет с пожилыми людьми работать.

Примеры порочащих сведений: врач отказал в медицинской помощи, оскорбил пациента, взял плату за приём вне очереди или за бесплатную помощь, сфальсифицировал результаты медосмотра и т.п.

Оценочным будет считаться суждение: «Какой-то кошмар!!! Врачи не уважают пациентов! Ждал приёма два часа!».

Распространение порочащих сведений следует отличать от реализации конституционных прав граждан

Если гражданин обратился в органы с заявлением, в котором приводит те или иные сведения, но эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 152 ГК РФ, поскольку в указанном случае имела место реализация гражданином конституционного права на обращение в органы, которые, в силу закона, обязаны проверять поступившую информацию, а не распространение не соответствующих действительности порочащих сведений (это следует из Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3).

Однако может иметь место и злоупотребление правом. Гражданин может обратиться в органы власти безосновательно, не с намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно с намерением причинить вред другому лицу. Такие обстоятельства определяются судом при рассмотрении дела.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/prava-medrabotnika