Промышленная безопасность 2020: что нужно знать о новом законопроекте

Нормы промышленной безопасности регламентирует федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ. Отдельные его положения, по мнению экспертов Ростехнадзора, не отвечают современным требованиям. Чтобы ликвидировать недостатки, в июне 2019 года был подготовлен масштабный проект с серьезными требованиями к организации мер по промышленной безопасности на производственных предприятиях.

Нормы промышленной безопасности регламентирует федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ. Отдельные его положения, по мнению экспертов Ростехнадзора, не отвечают современным требованиям. Чтобы ликвидировать недостатки, в июне 2019 года был подготовлен масштабный проект с серьезными требованиями к организации мер по промышленной безопасности на производственных предприятиях.

Нормативы, которые действовали ранее, за исключением отдельных ситуаций, предложили отменить.

После публикации законопроект раскритиковали и отправили на доработку. Однако с некоторыми положениями, касающимися эксплуатации опасных производственных объектов, ознакомиться полезно (Таблица 1).

Таблица 1. Различия самой важной статьи ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ и предполагаемого ФЗ (обязанности организации, эксплуатирующей ОПО).

Статья 9 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности ОПО»

Статья 8 предлагаемого проектом ФЗ «О промышленной безопасности»

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

Обязанности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, и работников, занятых на работах на опасных производственных объектах:

1. Соблюдать положения настоящего ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

1. Соблюдать требования промышленной безопасности.

2. Соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона).

2. Соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Не установлено.

3. Обеспечивать проведение технического освидетельствования в случаях и с периодичностью, установленных в технической документации изготовителя технического устройства с учетом требований установленных федеральными нормами и правилами;

4. Не установлено.

4. Осуществлять или прекращать эксплуатацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, на основании результатов технического освидетельствования, а также в соответствии с решениями, принятыми по результатам их технического диагностирования, а зданий, сооружений на опасных производственных объектах — в соответствии с решениями, принятыми по результатам обследования их технического состояния с учетом требований промышленной безопасности, проектной или технической документации.

5. Обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

5. Обеспечивать безопасность применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. Не установлено.

6. Обеспечивать передачу в автоматическом режиме информации, обработанной системой дистанционного контроля промышленной безопасности на объекте дистанционного контроля, в орган государственного регулирования промышленной безопасности или его территориальный орган (в случае, если опасный производственный объект оснащен системой дистанционного контроля промышленной безопасности в соответствии с настоящим Федеральным законом).

7. Иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

8. Не установлено.

9. Обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями.

9. Обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии проектной документацией опасного производственного объекта.

10. Допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе.

10. Допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе.

11. Обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

11. Обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

12. Не установлено.

12.Обеспечивать доступ работникам опасного производственного объекта к нормативным правовым актам, устанавливающим требования промышленной безопасности, а также правилам ведения работ на опасном производственном объекте.

13. Иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.

13. Не установлено.

14. Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

14. Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

15. Создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона.

15. Создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

16. Обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.

16. Обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами.

17. Обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

17. Обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а также проводить техническое диагностирование и техническое освидетельствование, испытания технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленных случаях и сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию органа государственного регулирования области промышленной безопасности, или его территориального органа с учетом требований технической документации, а также федеральных норм и правил.

18. Не установлено.

18. Обеспечивать проведение обследования технического состояния зданий и сооружений опасных производственных объектов в установленных случаях и сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию органа государственного регулирования области промышленной безопасности, или его территориального органа с учетом требований проектной документации, а также федеральных норм и правил.

19. Предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

19. Предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

20. Обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ.

20. Обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ.

21. Разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона.

21. Разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

22. Заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

22. Заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

23. Выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.

23. Не установлено.

24. Приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.

24. Приостанавливать работы на опасном производственном объекте в случае аварии.

25. Осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

25. Осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие органу государственного регулирования промышленной безопасности и федеральным органам исполнительной власти в области промышленной безопасности в техническом расследовании причин аварии.

26. Принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий.

26. Принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению установленных при этом (в результате расследования) причин и профилактике подобных аварий.

27. Анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов.

27. Расследовать и анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов.

28. Своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.

28. Своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган государственного регулирования промышленной безопасности, его территориальные органы, федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии, инциденте на опасном производственном объекте.

29. Принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.

29. Принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.

30. Вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.

30. Вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.

31. Не установлено.

31. Представлять в территориальный орган органа государственного регулирования промышленной безопасности, федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности информацию о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по техническому расследованию.

32. Представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

32. Представлять в орган государственного регулирования промышленной безопасности, или в его территориальный орган, федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности информацию о количестве и характере инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Для ввода нововведений в Ростехнадзоре предложили переходный период — до 31 декабря 2021 года. Что должно облегчить адаптацию к новым требованиям владельцев опасных производственных объектов и эксплуатирующих организаций.

После прохождения общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы законопроект был передан на рассмотрение в Министерство экономического развития РФ. Ведомство выявило в документе недостатки. В частности:

  • не проработан механизма контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на предприятиях с использованием новых инструментов;
  • присутствуют избыточные ограничения, контролирующие процедуры и запреты, предусмотренные законопроектом;
  • недостаточная степень гармонизации проекта с действующей нормативной базой.

В итоге, в министерстве сочли, что законопроект нуждается в корректировке. После доработки и прохождения дополнительных согласительных процедур документ повторно вынесут на рассмотрение. Многие эксперты сходятся во мнении, что ввиду актуальности вопроса, законопроект может быть принят уже в текущем году.

Рекомендуем

Экспертиза промышленной безопасности в 2020 году. Особенности ввода в эксплуатацию опасных производственных объектов. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

На семинаре рассматриваются наиболее сложные вопросы по проведению экспертизы промышленной безопасности, а также вводу в эксплуатацию опасного производственного объекта, даются разъяснения последних изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/promyshlennaya-bezopasnost-2020