Структурированная заявка на участие в закупке

С 1 октября 2023 года у заказчиков и участников закупок по закону № 44-ФЗ о контрактной системе появились новые обязанности в части структурированного описания в извещении и заявке характеристик закупаемых (поставляемых) товаров.

Сравнительный обзор функционала электронных площадок

для участников закупок по закону № 44-ФЗ

(по состоянию на 16.01.2024)

С 1 октября 2023 года у заказчиков и участников закупок по закону № 44-ФЗ о контрактной системе появились новые обязанности в части структурированного описания в извещении и заявке характеристик закупаемых (поставляемых) товаров.

Три месяца адаптации к новым правилам всех участников контрактной системы пролетели незаметно, и сегодня можно подвести первые итоги в отношении результатов применения указанных новшеств. Как любое изменение законодательства и практики, введение требований к структурированным частям извещения и заявки на участие в закупке имеет позитивные и негативные последствия для заказчиков и поставщиков. В нашем обзоре мы уделим первостепенное внимание особенностям функционала электронных площадок, от которого во многом зависит возможность поставщика успешно участвовать в закупке.

Если кратко описать положительные последствия введения структурированных форм для описания характеристик закупаемых (поставляемых) товаров по 44-ФЗ, то среди них можно отметить следующие:

  1. Упрощение и типизация инструкций по заполнению показателей (значений характеристик) в заявке, минимизация рисков отклонения заявок участников из-за несоответствия требованиям инструкции по заполнению заявок.
  2. Сокращение и оптимизация количества характеристик, которые заказчик использует для описания объекта закупки и контролирует на этапе приемки товара.
  3. Электронизация процесса заключения контракта, автоматизация контроля в случае заключения контракта в структурированном виде.
  4. Упрощение процесса приемки товаров в части проверки соответствия только тех характеристик товара, которые описаны в реестре контрактов в структурированном виде.
  5. Расширение возможностей поставщиков в условиях действия санкций и ограничительных мер предлагать к поставке альтернативные варианты, удовлетворяющие требованиям заказчиков.

Из позитивных моментов следует также отметить оперативность Федерального казначейства и операторов электронных площадок в части исправления ошибок, неизбежных при введении нового функционала ЕИС. А также позицию регуляторов: Минфина России, изложенную в письме от 18.12.2023 № 24-01-10/122331, и ФАС России (решения по жалобам), направленную на защиту участников контрактной системы, в условиях появления неизбежных сложностей с использованием нового функционала ЕИС и площадок и недостаточно логичного и системного изменения законодательства о контрактной системе.

Из отрицательных последствий введения обязательных структурированных описаний товаров в извещениях и заявках участников закупок следует отметить следующие проблемы:

  1. Несоответствие требований законодательства к извещению и заявке (структурированной и неструктурированной частям, статьи 42 и 43 закона № 44-ФЗ) и функционала ЕИС и площадок, измененного с учетом постановлений Правительства от 8 февраля 2017 г. № 145 и от 8 июня 2018 г. № 656.
  2. Неопределенность в решении вопроса об отклонении или неотклонении заявок в случае указания характеристик товара в составе заявки в прилагаемом файле, а не в структурированном виде.
  3. Повышение риска применения административной ответственности к должностным лицам заказчика и отклонения заявок участников в случае наличия противоречий между структурированными и неструктурированными частями извещения и заявки соответственно.
  4. Сложности интеграции информации с электронных площадок в ЕИС в случае внесения заказчиком изменений в извещение о проведении закупки при отсутствии в законодательстве обязанности участника внести соответствующие изменения в заявку.
  5. Неоднозначное понимание операторами электронных площадок своих задач, прав и обязанностей в части функционала для подачи заявок в структурированном виде.

В отношении функционала операторов электронных площадок нами было проведено отдельное исследование, результаты которого наглядно показывают широкие и не всегда однозначные, логичные и последовательные возможности, которые сложно освоить и успешно использовать участникам закупок, с учетом необходимости работать практически на всех площадках по выбору заказчика.

Результаты сравнительного обзора функционала и возможностей операторов электронных площадок, на которых проводятся открытые конкурентные процедуры закупок по закону № 44-ФЗ, представлены в таблице*.

Параметр сравнения

Площадки (сокращенное наименование оператора)

АО «Сбербанк-АСТ»

АО «ЕЭТП»

АО "РАД"

ЭТП ТЭК-Торг

ЭТП «Фабри-кант»

АГЗ РТ

РТС-тендер

ЭТП Газпромбанк

Количество извещений по 44-ФЗ, размещенных в 2023 г. (по данным реестра закупок ЕИС)

510 тыс.

490 тыс.

30 тыс.

160 тыс.

95 тыс.

85 тыс.

860 тыс.

82 тыс.

Наличие подробной инструкции оператора площадки по заполнению заявки с учетом новых требований к структурированной форме заявки

да

нет

да

да

да

да

да

нет

Наличие инструкции оператора площадки по заполнению заявки при закупке лекарственных препаратов

да

нет

да

да

да

да

да

нет

Предзаполнение полей заявки, которые не могут быть изменены участником

да

да

да

да

да

да

да

нет (кнопка «согласиться»)

Возможность согласиться на характеристики товара в случае указания заказчиком товарного знака

да

Нет информации

да

да

Нет информации

Нет информа-ции

да

да

Возможность предложить в отношении одного товара разные характеристики

Да, но с указанием и контролем количества товара

нет

нет

Да

Да, с контролем количества

Есть дублирование позиции, но площадка фиксирует ошибку

Да (дублирование позиции), с контролем кол-ва товара

Да (дублирование)

Возможность автоматической подачи ценовых предложений при участии в аукционе

Аукционный робот

нет

нет

нет

нет

Аукционный помощник

Автоторг

нет

Наличие подсказок, если предлагаемое значение количественной характеристики товара не соответствует требованиям заказчика

да

нет

да

нет

да

да

да

нет

Время входа в личный кабинет по 44-ФЗ через ЕСИА, секунд

68

66

18

64

25

41

36

75

Время ответа оператора службы техподдержки, мин. сек.

3 мин.54 сек.

1 мин. 5 сек.

28 сек.

40 сек.

40 сек.

36 сек

51 сек.

1 мин. 47 сек.

Указание в заявке ставки НДС по позициям товара

Да, поле необязательно

Да, поле необазательно

Да, поле необязательно

Да, поле не является обязательным

Нет (в инструкции упоминается)

Нет (в инструкции упоминается)

нет

Да (обязательно)

Возможность ускоренной процедуры подтверждения соответствия по ч.2, 2.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, цена услуги

Предвари-тельная проверка документов, цена от 9900 руб. до 24500 руб.

Экспресс-консультация, 10000 руб., 3 раб. часа

Экспресс-проверка документов, 17000 руб. – 3 ч.

Экспресс-проверка документов и консультация 19900 руб.

Ускоренная предквали-фикация – 24900 руб. (2 ч.)

Возможно, бесплатно

Консультация, проверка и валида-ция докумен-тов 9900 руб. 3 ч.

Да, ускоренное рассмотрение заявки, 22900 руб., в течение часа

Кол-во обоснованных жалоб на оператора за период с 1.12.2023 г.

6

3

1

6

0

0

4

0

Кол-во необоснованных жалоб в период с 1.12.2023

10

19

1

2

5

1

6

0

Максимальный объем файла, который можно загрузить на площадке

50 МБ

100 Мб –

 

40Мб

50 Мб

40 Мб

12 Мб

50 Мб

100 Мб

Рекомендуемые браузеры для работы на площадке

Яндекс Браузер, Атом, Google Chrome

Google Chrome

Яндекс. Браузер Mozilla FireFox, Opera, Safari

Спутник

Яндекс. Браузер

Chromium-Gost

Google Chrome

Firefox Opera

Microsoft Edge

Яндекс.Браузер,

Google Chrome,

Chromium-gost

Google Chrome,

Mozilla Firefox,

Opera,

Yandex Browser

Любой браузер, рекомендуемый Google Chrome

Яндекс браузер; Google Chrome, Chromium-gost

Google Chrome

Mozilla Firefox

Дополнительный удобный для участника функционал

Индикация в виде «светофора» в случае незаполнения обязательных полей в заявке. Возможность указать страну и НДС для всех позиций сразу.

Удобная навигация в личном кабинете.

Вкладка «Не забыть»

Визуализированные допустимые ценовые предложения с учетом шага и без учета шага

При подписании заявки – информация для самопроверки. Раздел «Не забыть!».

Из формы заявки – переход в реестры Минпромторга

Таблица с независи-мыми гарантиями

Автомати-ческое сохранение введенной в заявке информации

Подсказки об ошибках при заполнении заявки. Возможность выбрать страны для всех позиций

Раздел «Рекомен-дованные закупки».

Возможность редактиро-вания отозванной заявки. Утилита для быстрого входа в личный кабинет.

Визуализированное допустимое ценовое предложение на аукционе с учетом и без учета «шага»

Следует отметить, что объективно и исторически сложилась ситуация, когда 8 операторов электронных площадок существенно различаются между собой по количеству проводимых на площадках процедур по закону № 44-ФЗ, и, соответственно, по количеству ошибок и жалоб, дизайну и функционалу сайтов операторов и личных кабинетов пользователей, подходам к исполнению своих обязанностей оператора и обеспечению удобства пользователей электронных площадок (заказчиков и (или) поставщиков).

Участникам закупок следует принять к сведению и учитывать в своей работе следующие особенности и недостатки, на наш взгляд, в работе операторов электронных площадок:

  • наличие на площадках отдельных неактуальных документов и информации (инструкций, регламентов, руководств для пользователей, содержащих неактуальную информацию);
  • оказание операторами отдельных «дополнительных» услуг на возмездной основе;
  • наличие «навязчивых» сложно удаляемых сообщений и рекламы;
  • не всегда быстрая и простая процедура входа в личный кабинет площадки, подписания заявки, особенно с использованием машиночитаемой доверенности и подписи физического лица;
  • разнообразный дизайн и не всегда удобный, соответствующий закону, функционал личных кабинетов участников закупок (например, у отдельных операторов установлена обязательность заполнения граф «товарный знак», «количество товара», «ставка НДС» в отношении предлагаемых к поставке товаров; операторы по-разному «замечают» или «не замечают» допущенные участниками ошибки при заполнении заявок и реагируют на такие ошибки и др.);
  • оператор не несет ответственности и не обязан гарантировать участнику правильное заполнение заявки; ответственность всегда лежит на самом участнике закупки (особенно в части заполнения значений «качественных» показателей, в отношении которых у заказчиков осталась свобода формулировок в инструкциях, сложно описанных в файле в составе извещения).

По результатам обзора практики реализации новшеств в контрактной системе в части структурированных описаний характеристик товаров, инструкций в извещениях и заявках на участие в закупке, анализа и экспериментального использования функционала электронных площадок для заполнения заявок в структурированном виде можно дать также следующие важные рекомендации участникам закупки: в своей работе нужно сохранять спокойствие, уравновешенность, тренировать стрессоустойчивость, внимательность, быстроту реакции, аналитическое и критичное восприятие требований, инструкций заказчиков и функционала операторов (что мы традиционно практикуем на курсах повышения квалификации для поставщиков в учебном центре «Финконт»), стараться не реагировать слишком эмоционально на «навязчивый», «неправильный» или неудобный функционал операторов электронных площадок.

Успешное и эффективное обеспечение государственных и муниципальных нужд, реализация важнейших государственных услуг с помощью контрактной системы зависят от многих составляющих, начиная от качественной и оперативной работы Федерального Собрания, Минфина, ФАС России и Федерального Казначейства и заканчивая внимательностью и добросовестностью специалистов в сфере закупок заказчиков, операторов электронных площадок и тендерных специалистов поставщиков, что наглядно показали результаты нашего обзора. Разноплановой подготовкой и повышением квалификации таких специалистов, развитием и совершенствованием необходимых навыков и умений уже более 10 лет успешно занимается учебный центр «Финконт».

Ближайшие программы для участников закупок:

Практический курс для поставщиков государственных и корпоративных закупок. Участие поставщиков в регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ (40 часов очно, 104 часа дистанционно)

Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках по закону № 44-ФЗ. Изменения, практика, сложные вопросы участия в закупках

Ближайшие программы для заказчиков по 44-ФЗ:

Контрактная система в сфере закупок. Правовое регулирование и контроль (24 часа очно)

44-ФЗ: Курс повышения квалификации (40 часов очно, 104 дистанционно)

44-ФЗ. Курс с участием ФАС: обучение для заказчиков и поставщиков (16 часов очно, 8 заочно; для повторного обучения

* Обзор проведен по состоянию на 16 января 2024 г. с учетом результатов изучения документов, регламентов, информации, размещенных на сайтах операторов электронных площадок, а также в личном кабинете участника закупки; обращений в службу технической поддержки операторов, а также экспериментов автора в части заполнения структурированных описаний товаров в заявках на участие в закупках по закону № 44-ФЗ.

Богацкая Софья Германовна, преподаватель учебного центра «Финконт», к.э.н.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/strukturirovannaya-zayavka-na-uchastie-v-zakupke