Трансфертное ценообразование: что нужно знать о налоговых рисках и изменениях в законодательстве

Трансфертное ценообразование (ТЦО) — это способ формирования расчетных цен в сделках между филиалами или подразделениями одной корпорации (холдинга), находящимися в одной или разных странах. Из-за возможностей минимизации налогового бремени компании, практикующие трансфертное ценообразование в сделках между своими подразделениями, подвергаются тщательному фискальному контролю со стороны государства.

Трансфертное ценообразование (ТЦО) — это способ формирования расчетных цен в сделках между филиалами или подразделениями одной корпорации (холдинга), находящимися в одной или разных странах.

Из-за возможностей минимизации налогового бремени компании, практикующие трансфертное ценообразование в сделках между своими подразделениями, подвергаются тщательному фискальному контролю со стороны государства.

Налоговые риски трансфертного ценообразования

Трансферные цены, устанавливающиеся при сделках между взаимосвязанными (аффилированными) компаниями, формируются под влиянием нерыночных факторов и могут решать не только прямые коммерческие задачи, но и уменьшить затраты на налоги. Это объясняется возможностью перераспределять прибыль между разными подразделениями компании, уводя ее в сторону более мягких налоговых режимов.

Российское налоговое законодательство направлено на противодействие схемам налоговой оптимизации в части ТЦО, что характерно для развитых стран.

Контроль за данным механизмом ценообразования осуществляется налоговой службой согласно положениям статей Налогового Кодекса, в частности, ст. 40. В данной статье, в частности, устанавливается предельное расхождение трансфертной цены с рыночной — не более чем на 20%. Но зачастую такое ограничение необходимо обойти в целях достижения запланированных показателей прибыльности сделки. В таком случае налоговые риски организации можно значительно минимизировать, следуя ряду правил.

Как избежать налоговых рисков

Если трансфертные цены отклоняются от среднерыночных более чем на 20%, целесообразно применять в деятельности организации следующие правила:

  1. Юридически стороны, участвующие в таких сделках, не должны быть связаны (аффилированы) друг с другом.
  2. Организация, предоставляющая товары (услуги) по трансфертным ценам, не должна одновременно осуществлять их реализацию по рыночным ценам. То же правило применимо и для покупателя товаров (услуг).
  3. Низкую трансфертную цену для продавца необходимо обосновать объемами, авансом, обязательствами покупателя по будущим закупкам, либо иными существенными условиями, если не выполняются вышеописанные правила. Правила предоставления таких скидок должны быть описаны и закреплены в локальных нормативных актах продавца.
  4. Высокую трансфертную цену для покупателя обосновывают условиями отсрочки платежа, дополнительными обязательствами продавца по доставке, сервисному обслуживанию, ремонту купленного товара. Все существенные условия, влияющие не цену, должны быть отражены в локальных нормативных актах покупателя.

Выполнение данных правил на всех уровнях (маркетинг, продажи, бухгалтерская и финансовая отчетность) позволяет существенно снизить налоговые риски организации.

Изменения в налоговом кодексе в 2021–2022 гг., касающиеся трансфертного ценообразования

На данный момент все изменения налогового законодательства в части ТЦО находятся в стадии законопроектов, некоторые из них уже приняты в 1 чтении.

Основные изменения касаются:

  • возможности применения методов ценообразования другого государства в сделках с иностранными резидентами;
  • отсутствия проверок от ФНС в случае, если участник сделки обратился с заявлением для заключения договора о ценообразовании и никакого решения ФНС не было принято;
  • уменьшения перечня документов, прилагаемых к заявлению в ФНС (из него исключены копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе);
  • обязанности налогоплательщика сообщать в срок до 6 месяцев о подаче в иностранный налоговый орган заявления о заключении договора о ценообразовании иностранным контрагентом;
  • расширения перечня оснований для отказа в заключении соглашения о ценообразовании (в него войдут недостижение соглашения с иностранным налоговым органом, непредоставление полного перечня необходимых документов, несогласие налогоплательщика необходимостью доработки соглашения о ценообразовании);
  • оснований для досрочного расторжения договора о ценообразовании.

В целом изменения механизмов государственного контроля за трансфертными ценами направлены в сторону ужесточения контроля и предотвращения ухода корпораций от налогов.

Рекомендуем

Трансфертное ценообразование: как избежать налоговые риски. Судебная практика и новое в законодательстве. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

По итогам семинара слушатели смогут самостоятельно выбирать методы обоснования цен в сделках, производить поиск сопоставимых компаний (бенчмарки), познакомятся с подходами по подготовке защитной документации, а также узнают тренды и планы по налоговой политике в области ТЦО на 2021–2022 годы.


Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/transfertnoe-tsenoobrazovanie-chto-nuzhno-znat-o-nalogovykh-riskakh-i-izmeneniyakh-v-zakonodatelstve