Требования к охране объектов ТЭК ужесточили: главные изменения 2022

28 июня 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2022 № 230-ФЗ. Документом внесли ряд серьёзных поправок в законодательство о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

28 июня 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2022 № 230-ФЗ. Документом внесли ряд серьёзных поправок в законодательство о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Среди наиболее важных изменений можно выделить следующие:

  • уточнили, кто вправе охранять объекты ТЭК высокой и средней категории опасности;
  • ужесточили требования к частным охранным организациям;
  • запретили допускать к охране объектов ТЭК лиц, которые при приёме на работу представили подложные документы, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • уточнили правила категорирования объектов ТЭК. Объекту может быть присвоена либо не присвоена категория опасности. В свою очередь, присвоенная категория может быть высокой, средней или низкой. Такую информацию заносит в соответствующий реестр Минэнерго. Перечень объектов ТЭК, которые категорированию не подлежат, определяет кабмин.

Как изменились права и обязанности субъектов ТЭК

С введением Закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ претерпела изменения статья 12 Закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ, в которой прописаны права и обязанности субъектов ТЭК в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК. Сравнения старой и новой редакции приведены в таблице 1.

Таблица 1. Права и обязанности субъектов ТЭК в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК в старой и новой редакции

Норматив

Было

Стало

Пункт 2 части 1

Субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право:

вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право:

вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Часть 2

Субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны:

Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, обязаны:

Пункт 2 части 2

Выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Пункт 4 части 2

Осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.

Осуществлять меры по обеспечению безопасного функционирования объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.

Пункт 6 части 2 (новый)

Обеспечивать проведение категорирования объектов топливно-энергетического комплекса.

Пункт 7 части 2 (новый)

Направлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, информацию об объектах топливно-энергетического комплекса, не подлежащих категорированию, для включения её в реестр объектов топливно-энергетического комплекса.

Часть 3

Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

Утратила силу.

Справка! Субъект ТЭК — это физическое и/или юридическое лицо, которое на праве собственности или ином законном основании владеет объектом ТЭК.

Частные охранные организации субъектов ТЭК

Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ дополнили статьёй 9.2 о частной охранной деятельности субъектов ТЭК.

По решению Правительства РФ отдельные субъекты ТЭК для защиты объектов ТЭК, а также объектов, принадлежащих их дочерним предприятиям, вправе учреждать частные охранные организации. Частная охранная организация должна соответствовать ряду условий:

  • быть зарегистрированной в РФ;
  • обладать уставным капиталом в размере не менее 1,5 миллиона рублей;
  • доля субъекта в уставном капитале должна быть не менее 50%.

Условия распространяются на субъекты ТЭК, которые зарегистрированы в РФ, владеют объектами ТЭК и на решения которых не могут оказывать определяющего влияния иностранные лица.

Кто может охранять объекты ТЭК

С 26 декабря 2022 вступит в силу новая редакция части 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ, в которой прописаны требования к системам физической защиты объектов ТЭК.

Требования к системам зависят от категории опасности (таблица 2).

Таблица 2. Требования к системам физической защиты объектов ТЭК в зависимости от категории опасности

Какая структура может привлекаться для защиты

Объекты ТЭК

Высокой категории опасности

Средней категории опасности

Низкой категории опасности и без категории

Подразделения и организации Росгвардии, ведомственные охраны «Газпрома», «Транснефти» и «Роснефти»

+

+

+

Частные охранные организации отдельных субъектов ТЭК

+

+

+

Частные организации, соответствующие спецтребованиям

-

+

+

Иные частные охранные организации

-

-

+

Как обеспечивается безопасность объектов транспортной инфраструктуры

Ряд изменений позволяет решить проблему двойного правоприменения в части обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры в границах объектов ТЭК.

Если такие объекты обеспечивают функционирование объектов ТЭК, к ним применимо требование закона «О безопасности объектов ТЭК», для остальных — закона «О транспортной безопасности».

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/trebovaniya-k-okhrane-obektov-tek-uzhestochili-glavnye-izmeneniya-2022