Со всеми последними изменениями в 44-ФЗ вы можете ознакомиться на наших семинарах и курсах по госзакупкам по 44-ФЗ. Во время обучения наши эксперты ответят на все ваши вопросы.
C последними изменениями в Постановлениях Правительства № 926 и № 927 можно ознакомиться в статье, пункт 5.
Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926 "Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" определен порядок и общие подходы к формированию обязательных и ведомственных перечней товаров, работ, услуг.
Требования к товарам, работам, услугам, закупаемым для обеспечения федеральных нужд, правила формирования ведомственных перечней на федеральном уровне, а также федеральный обязательный перечень товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 г. № 927.
Эксперты специализированной организации «ФинКонт Торги» представляют анализ принятых правовых актов о нормировании в сфере закупок.
Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон № 44-ФЗ) предполагает введение с 1 января 2016 г. правил нормирования в сфере закупок, которое, среди прочего, предполагает установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг).
Смысл введения нормирования в сфере закупок определяется необходимостью запрета закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства (функциональные, эргономические, эстетические, технологические, экологические свойства, свойства надежности и безопасности, значения которых не обусловлены их пригодностью для эксплуатации и потребления в целях оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) и реализации государственных (муниципальных) функций) или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам будут обязательны для большинства заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с законом № 44-ФЗ:
Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926 "Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" определен порядок и общие подходы к формированию обязательных и ведомственных перечней товаров, работ, услуг.
Обязательные и ведомственные перечни товаров, работ, услуг должны быть утверждены на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации, муниципальном уровне.
Требования к отдельным видам товаров, работ, услуг определяются с учетом категорий и (или) групп должностей работников, если это предусмотрено правилами определения нормативных затрат, утвержденными соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями.
Требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым государственными и муниципальными казенными и бюджетными учреждениями, разграничиваются по категориям и (или) группам должностей работников указанных учреждений согласно штатному расписанию.
Цена единицы планируемых к закупке товаров, работ, услуг не может быть выше предельной цены товаров, работ, услуг, установленной в ведомственном перечне.
При этом установленная в перечне предельная цена не может быть выше предельной цены, установленной при утверждении нормативных затрат на обеспечение функций соответствующих органов.
Значение характеристик (свойств) товаров, работ, услуг, включенных в обязательный перечень и закупаемых для руководителей «Росатома» и «Роскосмоса», не могут быть выше (если установлено верхнее предельное значение) или быть ниже (если установлено нижнее предельное значение) значений характеристик (свойств), установленных правилами для государственного гражданского служащего, замещающего должность руководителя или заместителя федерального агентства.
Аналогичные ограничения установлены и для закупок для государственных гражданских служащих государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, относящихся к категории «руководители» - не выше (не ниже) соответствующих значений характеристик, установленных правилами для государственного гражданского служащего, замещающего должность руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального государственного органа.
Для иных работников государственных органов субъектов РФ и муниципальных органов, работников казенных и бюджетных учреждений, не являющихся их руководителями, значения характеристик закупаемых товаров, работ, услуг не могут быть выше (ниже) соответствующих значений, установленных правилами для государственного гражданского служащего, замещающего должность в федеральном государственном органе, относящуюся к категории «специалисты».
Обязательные и ведомственные перечни должны формироваться с учетом:
Форма обязательного перечня включает:
№ п/п |
Код ОКПД |
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг |
Требования к качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам (в том числе предельные цены) |
||
Наименование характеристики |
Единица измерения |
Значение характеристики |
Вид товара (работ, услуги) – соответствует 6-значному коду позиции по ОКПД (ОКПД применяется в новой редакции, утвержденной Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.)
Используемые при формировании обязательного перечня значения потребительских свойств (в том числе качества) и иных характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг должны быть установлены в количественных и (или) качественных показателях с указанием (при необходимости) единицы измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения.
Количественные и (или) качественные показатели характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг могут быть выражены в виде:
Предельные цены товаров, работ, услуг устанавливаются в рублях в абсолютном денежном выражении (с точностью до 2-го знака после запятой).
Ведомственный перечень формируется с учетом функционального назначения товара и должен содержать одну или несколько следующих характеристик в отношении каждого отдельного вида товаров, работ, услуг:
а) потребительские свойства (в том числе качество и иные характеристики);
б) иные характеристики (свойства), не являющиеся потребительскими свойствами;
в) предельные цены товаров, работ, услуг.
Требования к товарам, работам, услугам, закупаемым для обеспечения федеральных нужд, утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 г. № 927. "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" (далее - Постановление № 927).
Ведомственный перечень будет формироваться на основании обязательного перечня, приведенного в Приложении № 2 к Постановлению № 927.
Форма ведомственного перечня помимо характеристик и их значений, включенных в обязательный перечень, предполагает возможность включения дополнительных требований и иных характеристик:
Требования к потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам, утвержденные федеральным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации |
|||
характеристика |
значение характеристики |
обоснование отклонения значения характеристики от утвержденной Правительством Российской Федерации |
функциональное назначение (если характеристики отличаются от установленных в обязательном перечне) |
Отдельные виды товаров, работ, услуг, не включенные в обязательный перечень, подлежат включению в ведомственный перечень, если средняя арифметическая сумма значений установленных критериев превышает 20 процентов: доля расходов на закупку и доля контрактов на закупку соответствующего товара, работы, услуги за отчетный финансовый год.
Федеральным органам власти предоставлено право включать в ведомственный перечень товары, работы, услуги и в случае несоответствия установленным критериям.
Предельные цены товаров, работ, услуг включаются в ведомственные перечни в случае, если требованиями к определению нормативных затрат установлены нормативы цены на соответствующие товары, работы, услуги.
Обязательный перечень, утвержденный Постановлением № 927, включает следующие виды товаров, работ, услуг:
Следует отметить, что в выступлении Саакян Т.В., заместителя директора Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации, 6 ноября 2014 года был указан еще один объект, который не вошел в утвержденный обязательный перечень – услуги по аренде легковых автомобилей с водителем.
Обращает на себя внимание тот факт, что требования к потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам товаров, работ, услуг сформулированы в обязательном перечне не в полом объеме. Например, какие-либо требования к значениям показателей для компьютерного и периферийного оборудования (позиции перечня 1-3), грузовых автомобилей и автобусов (позиции перечня 6, 7) вообще отсутствуют. При этом значения показателей: материалы мебели для сидения – предусмотрены в перечне достаточно подробно.
С учетом правил, установленных Постановлением № 926, уже сейчас можно сформировать своеобразную лестницу из характеристик товаров, закупки которых осуществляются для различных категорий работников государственных и муниципальных органов, государственных внебюджетных фондов, корпораций «Росатом» и «Роскосмос», бюджетных и казенных учреждений.
Например, обивочный материал кресла для руководителя может быть из натуральной кожи, для работников, занимающих иные должности – из искусственной кожи, для специалиста территориального органа – должен быть из ткани или нетканого материала.
Стоимость годового владения мобильным телефоном для руководителя не может превышать 15000 руб., для руководителя территориального органа – 10000 руб., для работника ведущей группы должностей категории "руководители» территориального органа – 7000 руб., для специалиста – 5000 руб. (соответственно, не может быть дороже и стоимость владения мобильным телефоном для работников казенных и бюджетных учреждений, не являющихся руководителями).
Предполагается, что недостающие значения показателей будут определены в ведомственных перечнях с учетом специфики функционирования каждого органа власти, его территориальных органов и подведомственных учреждений. Правда, остается загадкой, что включает в себя понятие «годовое владение оборудованием» применительно к мобильным телефонам, поскольку большинство органов власти при определении нормативных затрат установили предельную стоимость закупаемого мобильного телефона и предельные расходы на услуги подвижной (сотовой) связи.
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/, в разделе «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)» на 5 октября 2015 года размещены 202 правовых акта в сфере нормирования, устанавливающих, в основном, общие правила и нормативные затраты на обеспечение функций различных органов власти.
Анализ нормативных затрат на обеспечение функций органов власти показывает, что в утвержденных правовых актах уже имеются требования к товарам, работам, услугам, в том числе предельные цены, которые должны быть учтены при формировании ведомственных перечней.
Например, Приложением № 2 к приказу к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 29.06.2015 г. № 1850 утверждены «Нормы положенности по количеству служебных средств подвижной связи и ежемесячным расходам на услуги сотовой связи для Минкультуры России и территориальных органов» со следующими предельными ценами на мобильные телефоны:
Предельные ежемесячные расходы на 1 телефонный номер сотовой связи установлены в следующем размере:
Приказом Минспорта России от 30 декабря 2014 г. №1099 «Об утверждении нормативов материально-технического обеспечения Министерства спорта Российской Федерации мебелью, бытовой, компьютерной и оргтехникой, средствами связи, бумажно-беловыми, канцелярскими и иными товарами» установлено, что в отделах Департамента (где работают «Специалисты») стулья могут быть с обивкой из кожзаменителя или ткани, что не в полном объеме соответствует значениям показателей, установленным в обязательном перечне, утвержденном Постановлением № 927.
В Приложении № 2 к приказу Минюста от 24 марта 2015 г. № 69 «Об утверждении нормативов для определения нормативных затрат на обеспечение функций Минюста России» установлены нормативы цены услуг подвижной связи:
Приказом Счетной палаты Российской Федерации от 31.12.2014 г. № 168 «Об утверждении правил определения нормативных затрат на обеспечение деятельности федерального казенного учреждения «Федеральный центр информатизации Счетной палаты Российской Федерации» нормативы для расчета затрат на приобретение услуг подвижной связи установлены:
Распоряжением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» от 10 августа 2015 г. № 36-р «Об утверждении порядка определения нормативных затрат на обеспечение функций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» утверждены нормативы для расчета затрат на приобретение услуг подвижной связи:
Приказом Минфина России от 29.12.2014 г. № 542 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему федеральных казенных учреждений» утверждены следующие нормативы обеспечения функций подведомственных федеральных казенных учреждений для расчета затрат на оплату услуг подвижной связи (Приложение № 1):
В размещенных на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ правовых актах, определяющих нормативные затраты на обеспечение функций органов власти и казенных учреждений, практически отсутствуют (представлены в минимальном объеме) требования к значениям показателей свойств и характеристик товаров. Большинство органов власти пошли по пути установления предельных нормативных затрат в рублях на основе определения предельных цен закупаемых товаров, работ, услуг. Соответственно, указанные предельные цены должны быть отражены и учтены при формировании ведомственных перечней товаров, работ, услуг.
С другой стороны, предельная цена на стоимость годового владения оборудованием (включая договоры технической поддержки, обслуживания, сервисные договоры) из расчета на одного абонента (одну единицу трафика) в течение всего срока службы для мобильных телефонов, установленная в обязательном перечне, утвержденном Постановлением № 927, должна повлечь коррективы правовых актов, определяющих нормативные затраты на подвижную (сотовую) связь.
В ближайшее время органам власти всех уровней предстоит серьезная работа по определению необходимых характеристик, показателей и их значений для закупаемых товаров, работ, услуг в целях формирования ведомственных перечней, не приводящих к закупке товаров, работ, услуг с избыточными свойствами, и в то же время не являющихся препятствием для закупки современного эффективного оборудования и услуг, в условиях высокого уровня инфляции.
Дополнительно следует отметить, что согласно Постановлению Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 "Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения", правовые акты, устанавливающие нормативные затраты и требования к товарам, работам, услугам должны пересматриваться федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации не реже одного раза в год.
Руководитель направления по государственным и коммерческим закупкам СО «Финконт Торги», к.э.н. Богацкая С.Г.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.