С 2016 года в России идёт реформа ценообразования в строительстве. Над комплексной и непротиворечивой нормативно-правовой базой в области ценообразования в строительстве и сметного нормирования в строительстве работает Минстрой РФ.
С 2016 года в России идёт реформа ценообразования в строительстве. Над комплексной и непротиворечивой нормативно-правовой базой в области ценообразования в строительстве и сметного нормирования в строительстве работает Минстрой РФ.
С 2016 года в России идёт реформа ценообразования в строительстве. Над комплексной и непротиворечивой нормативно-правовой базой в области ценообразования в строительстве и сметного нормирования в строительстве работает Минстрой РФ.
В России осуществляется поэтапный переход с базисно-индексного метода ценообразования на ресурсный метод.
Новые нормы должны помочь установить контроль над завышением цен на стройках и дать возможность прогнозировать итоговую стоимость проектов уже на этапе планирования.
На второй квартал 2022 года был назначен крайний срок перехода на ресурсно-индексный метод, однако в апреле 2022 года его сдвинули — на 1 января 2023 года.
Справка. При базисно-индексном методе каждому ресурсу присваивается определённый индекс, а цена за единицу формируется на основе прежних цен. При ресурсно-индексном методе используются актуальные цены на стройматериалы из информационной системы ценообразования в строительстве — ФГИС ЦС, а также индексы изменения сметной стоимости к составляющим единичных расценок в базисном уровне цен. Такой метод считается более точным.
В Главгосэкспертизы отмечают, что переход на новый метод ценообразования в строительстве будет касаться только новых проектов, а все изменения в проектную документацию по объектам, сметная стоимость строительства которых рассчитывалась прежним базисно-индексным методом, будут производиться в действующем на текущий момент порядке. Сосуществовать два метода ценообразования в строительстве будут довольно длительное время.
При выходе изменений часто появляются несовпадения. После публикации изменений в ГЭСН региональные центры вносят изменения в ТЕР и отправляют их в Москву. Только после этого изменения публикуются. Весь процесс довольно длительный. Случается, что по ФЕР появляются дополнительные расценки и нормы, а в ТЕР их ещё нет. И применить их в соответствующей смете нельзя.
Ресурсная модель упрощает процесс. Изменения, внесённые в ГЭСН, начнут одновременно действовать во всех регионах.
Основные нормы, градостроительного законодательства на территории РФ содержатся в Градостроительном кодексе (ФЗ от 29.12.2004 № 190-ФЗ в редакции 14.07.2022).
Ещё один важный документ — ФЗ от 3 сентября 2016 № 396 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции от 02.07.2021. С принятием этого ФЗ в Градостроительное законодательство были внесены следующие изменения:
Статья 3 191-ФЗ от 26.07.2017 в редакции ФЗ от 27.06.2019 № 151-ФЗ определяет три одновременных условия перехода на Федеральную сметно-нормативную базу (ФСНБ) в новой редакции и расчет сметной документации с использованием ресурсного метода.
В развитии закона 369-ФЗ были приняты изменения в действующее постановление, устанавливающие требования к системе ценообразования и правила, обеспечивающие её функционирование, такие как:
Со всеми утверждёнными сметными нормативами в строительстве можно ознакомиться на сайте Минстроя в разделе «ценообразование».
18 мая 2022 года вышел Приказ Минстроя РФ № 378/пр, которым были утверждены первые дополнения и изменения в новую федеральную сметно-нормативную базу ФСНБ-2022. В частности, были внесены изменения в Приказ от 30.12.2021 № 1046/пр «Об утверждении сметных нормативов», которые сдвинули сроки вступления его в силу с 30 июня на 30 декабря 2022 года.
Справка: ФСНБ (федеральная сметно-нормативная база) — это сборник федеральных сметных нормативов для расчёта сметной стоимости строительства. Сметный норматив — это принятая на сегодняшний день база норм и правил, на основании которых происходит определение стоимости.
В состав ФСНБ-2022 включили 710 новых сметных норм. 347 из них разработали в инициативном порядке, 72 — Главгосэкспертизой, 291 — при взаимодействии Главгосэкспертизы с Минтрансом и Правительством Москвы.
Специалисты Главгосэкспертизы. в частности, разработали 12 норм в составе таблицы ГЭСНр 57-01-021 «Разборка стяжек», новые нормы ГЭМНм 08-01-081-04 — 08-01-081-07 «аппараты управления и сигнализации». Нормы с 08-01-081-01 по 08-01-081-03 исключили как неактуальные.
19 июля 2022 года Минстрой РФ выпустил приказ № 583/пр, которым были внесены изменения в План утверждения сметных нормативов на 2022 год.
План дополнили новыми позициями:
Ознакомиться нормативной базой в строительстве и всеми внесёнными изменениями можно на сайте ФГИС ЦС.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.