Ценообразование в строительстве: что учесть в 2022 году

С 2016 года в России идёт реформа ценообразования в строительстве. Над комплексной и непротиворечивой нормативно-правовой базой в области ценообразования в строительстве и сметного нормирования в строительстве работает Минстрой РФ.

С 2016 года в России идёт реформа ценообразования в строительстве. Над комплексной и непротиворечивой нормативно-правовой базой в области ценообразования в строительстве и сметного нормирования в строительстве работает Минстрой РФ.

Как будет происходить ценообразование в строительстве ближайшие годы

В России осуществляется поэтапный переход с базисно-индексного метода ценообразования на ресурсный метод.

Новые нормы должны помочь установить контроль над завышением цен на стройках и дать возможность прогнозировать итоговую стоимость проектов уже на этапе планирования.

На второй квартал 2022 года был назначен крайний срок перехода на ресурсно-индексный метод, однако в апреле 2022 года его сдвинули — на 1 января 2023 года.

Справка. При базисно-индексном методе каждому ресурсу присваивается определённый индекс, а цена за единицу формируется на основе прежних цен. При ресурсно-индексном методе используются актуальные цены на стройматериалы из информационной системы ценообразования в строительстве — ФГИС ЦС, а также индексы изменения сметной стоимости к составляющим единичных расценок в базисном уровне цен. Такой метод считается более точным.

В Главгосэкспертизы отмечают, что переход на новый метод ценообразования в строительстве будет касаться только новых проектов, а все изменения в проектную документацию по объектам, сметная стоимость строительства которых рассчитывалась прежним базисно-индексным методом, будут производиться в действующем на текущий момент порядке. Сосуществовать два метода ценообразования в строительстве будут довольно длительное время.

Каковы предпосылки перехода на ресурсную модель ценообразования в строительстве

  1. При составлении смет в каждом регионе используются как Государственные Элементные Сметные Нормы (ГЭСН), Федеральные единичные расценки (ФЕР), так и Территориальные единичные расценки (ТЕР).
  2. При выходе изменений часто появляются несовпадения. После публикации изменений в ГЭСН региональные центры вносят изменения в ТЕР и отправляют их в Москву. Только после этого изменения публикуются. Весь процесс довольно длительный. Случается, что по ФЕР появляются дополнительные расценки и нормы, а в ТЕР их ещё нет. И применить их в соответствующей смете нельзя.

    Ресурсная модель упрощает процесс. Изменения, внесённые в ГЭСН, начнут одновременно действовать во всех регионах.

  3. Использование нескольких способов подсчёта цены строительства: укрупнённого, ресурсного, ресурсно-индексного и базисно-индексного приводит к тому, что цена одного объекта строительства может сильно отличаться в зависимости от региона.
  4. Ресурсно-индексный метод позволяет наиболее точно вычислить цену строительства.

Градостроительное законодательство: какими нормами можно руководствоваться

Основные нормы, градостроительного законодательства на территории РФ содержатся в Градостроительном кодексе (ФЗ от 29.12.2004 № 190-ФЗ в редакции 14.07.2022).

Ещё один важный документ — ФЗ от 3 сентября 2016 № 396 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции от 02.07.2021. С принятием этого ФЗ в Градостроительное законодательство были внесены следующие изменения:

  • Изменена редакция части 8 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ. Она звучит следующим образом: «Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключённого в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счёт их средств».

Статья 3 191-ФЗ от 26.07.2017 в редакции ФЗ от 27.06.2019 № 151-ФЗ определяет три одновременных условия перехода на Федеральную сметно-нормативную базу (ФСНБ) в новой редакции и расчет сметной документации с использованием ресурсного метода.

  1. Включение в федеральный реестр сметных нормативов, утверждённых государственных сметных нормативов в новой редакции.
  2. Введение в действие указанных сметных нормативов.
  3. Размещение во ФГИС ЦС сметных цен строительных ресурсов, определённых в установленном порядке.

В развитии закона 369-ФЗ были приняты изменения в действующее постановление, устанавливающие требования к системе ценообразования и правила, обеспечивающие её функционирование, такие как:

  • ПП РФ от 23.09.2016 № 959 (ред. 24.11.2020) «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве».
  • ПП РФ от 23.12.2016 № 1452 (ред. 15.04.2022) «О мониторинге цен строительных ресурсов».
  • ПП РФ от 13.12.2017 № 1541 (ред. 01.03.2022) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

Со всеми утверждёнными сметными нормативами в строительстве можно ознакомиться на сайте Минстроя в разделе «ценообразование».

ФСНБ-2022: на какие изменения обратить внимание

18 мая 2022 года вышел Приказ Минстроя РФ № 378/пр, которым были утверждены первые дополнения и изменения в новую федеральную сметно-нормативную базу ФСНБ-2022. В частности, были внесены изменения в Приказ от 30.12.2021 № 1046/пр «Об утверждении сметных нормативов», которые сдвинули сроки вступления его в силу с 30 июня на 30 декабря 2022 года.

Справка: ФСНБ (федеральная сметно-нормативная база) — это сборник федеральных сметных нормативов для расчёта сметной стоимости строительства. Сметный норматив — это принятая на сегодняшний день база норм и правил, на основании которых происходит определение стоимости.

В состав ФСНБ-2022 включили 710 новых сметных норм. 347 из них разработали в инициативном порядке, 72 — Главгосэкспертизой, 291 — при взаимодействии Главгосэкспертизы с Минтрансом и Правительством Москвы.

Специалисты Главгосэкспертизы. в частности, разработали 12 норм в составе таблицы ГЭСНр 57-01-021 «Разборка стяжек», новые нормы ГЭМНм 08-01-081-04 — 08-01-081-07 «аппараты управления и сигнализации». Нормы с 08-01-081-01 по 08-01-081-03 исключили как неактуальные.

План утверждения сметных нормативов: что изменилось в 2022 году

19 июля 2022 года Минстрой РФ выпустил приказ № 583/пр, которым были внесены изменения в План утверждения сметных нормативов на 2022 год.

План дополнили новыми позициями:

  • Раздел № 1 «Сметные нормы» дополнился 19 новыми позициями — с 810 по 828 пункты. План предусматривает разработку 38 проектов сметных норм и одной методики (позиция 8 раздела III), помимо включённых в план ранее.
  • Раздел № 3 «Методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм» предложено дополнить новой методикой по определению сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капстроительства, в случае если при заключении контракта (договора) указывается ориентировочное значение цены контракта (договора) либо формула цены контракта (договора), установленные заказчиком в документации о закупке, и срок исполнения такого контракт (договора) превышает три года.

Ознакомиться нормативной базой в строительстве и всеми внесёнными изменениями можно на сайте ФГИС ЦС.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/tsenoobrazovanie-v-stroitelstve-chto-uchest-v-2022-godu