Повышение эффективности управления — задача, стоящая перед каждым руководителем. Для ее решения современный управленец постоянно изучает новые технологии взаимодействия с подчиненными, наращивая свой лидерский потенциал. Умение ставить своим сотрудникам цели — одна из таких технологий. Ведь эффективность управления организацией — это в первую очередь заинтересованность всех ее сотрудников в достижении общего и важного для всех результата.
Знание основных способов постановки рабочих целей и задач — важная компетенция для руководителя любого уровня. По данным HR-экспертов, понятные и выполнимые рабочие цели для сотрудников столь же важны, как комфорт на рабочем месте, они стоят на втором месте по значимости после размера оплаты труда. Применяя принципы целеполагания, руководитель вносит весомый вклад в мотивацию своих подчиненных. А четкая и логичная система мотивации персонала — главный ключ к эффективности управления организацией.
Основные ошибки руководителей: управление «от себя»
Это способ управления присущ руководителям, которые считают, что сев в начальственное кресло, они вдруг сами по себе перевоплотились в идеальных управленцев и теперь все, что бы они ни делали, они делают правильно и хорошо.
Итогом такого способа управления становятся:
- задачи, поставленные в стиле «иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»;
- обратная связь в духе «молодец, вот можешь же, когда не ленишься»;
- контроль, организованный по типу «руки на стол, быстро показываем, что вы тут без меня делаете»;
- прочие управленческие «перлы», давно перекочевавшие в разряд корпоративных анекдотов.
Основным свойством управления «от себя» является нестабильность результата и конфликты в коллективе. Это неудивительно, ведь сойтись характером руководитель априори сможет далеко не с каждым своим сотрудником, да и «я сам» сегодня и «я сам» завтра — очень часто совершенно разные люди (настроение, состояние, обстоятельства и т.д.). Какое уж тут повышение эффективности управления...
Можно ли управлять людьми иначе? Можно. Прямо противоположным по подходу, и главное, по результатам, является метод управления «от ситуации».
Управление «от ситуации»: ставим задачи и контролируем правильно
Этот стиль управления предполагает анализ каждой рабочей ситуации в нескольких аспектах:
- определение рабочей задачи;
- выбор сотрудника для ее решения;
- оценка его навыков и мотивации по задаче;
- выбор способа контроля.
Принимая решения «от ситуации», управленец учитывает все исходные параметры, а значит, качество решения будет неизмеримо выше, чем принятого «от себя». Очевидно, что для такого способа управления руководителю необходимо самому обладать множеством знаний и навыков. В частности, навыком постановки рабочей цели.
Как поставить рабочую цель
Правильно сформулированная рабочая цель должна быть:
Д — достижимой. Причем достижимой именно усилиями сотрудника, а не стечением обстоятельств, которые от него не зависят.
И — измеримой. Результат работы должен иметь числовой эквивалент.
С — согласованной. Если у компании есть глобальная цель — пусть все рабочие задачи ведут к ее выполнению.
К — конкретной. «Более хорошо работать» — плохая цель. Определитесь с направлением приложения усилий.
О — определенной во времени. Поставьте срок исполнения.
Получившаяся аббревиатура ДИСКО — аналог всем известной системы постановки целей SMART, параметры те же, а запоминается лучше.
Что такое система KPI
Система KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности) — это система мотивации персонала, в основу которой положены принципы формулировки рабочих целей, изложенные выше. Рабочие цели, соответствующие этим критериям, ставятся на определенный срок и оцениваются в финансовом эквиваленте. Целесообразно определять от 3 до 5 KPI для одной позиции.
При правильном выборе критериев для оценки система KPI часто является лучшим вариантом мотивации, так как позволяет сотрудникам осознать конкретные, измеримые и достижимые задачи и сосредоточиться на их выполнении. А грамотный выбор критериев KPI — прерогатива руководителя и отражение его профессионализма.