Важные новости для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), работающих на рынке государственных и корпоративных закупок

1. Установлены обязательные минимальные доли закупок определенных российских товаров, начиная с 2021 года, для заказчиков, работающих по законам №№ 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» определена минимальная доля соответствующих закупок для заказчиков, работающих по закону № 223-ФЗ, в отношении 251-й позиции товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг.

Минимальная доля будет определяться с 2021 года в отношении объема закупок товаров соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Российской продукцией будет считаться только продукция, включенная в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренный постановлением от 30 апреля 2020 г. № 616, и в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный постановлением от 10 июля 2019 г. № 878.

Упоминания евразийской продукции, отчета и порядка его формирования, обоснования невозможности достижения минимальной доли закупок, которые были в проекте постановления, из текста официально опубликованного документа исчезли, что вызывает немало вопросов о том, каким же образом можно будет исполнить требования постановления № 2013 в 2021 году, и какая ответственность грозит заказчикам, если они требования этого постановления исполнить не смогут.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» утверждена аналогичная минимальная доля закупок для заказчиков, работающих по закону № 44-ФЗ, в отношении 107-ми позиций товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг. Прилагаемый перечень включает товары, для которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, другими нормативными актами.

К постановлению № 2014 прилагается форма отчета об объеме закупок российских товаров, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров, а также порядок, критерии и последствия проведения Минпромторгом оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров. Форма отчета заказчиков включает графу «Обоснование невозможности достижения минимальной обязательной доли закупок (код причины)».

Постановление № 2014 вступит в силу с 1 января 2021 года, отчет о его исполнении нужно будет подписать до 1 апреля 2022 года. Отчет будет формироваться в единой информационной системе автоматически не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, путем обработки информации, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, содержащийся в ЕИС. Заказчику необходимо будет добавить только обоснование (если минимальная доля не будет достигнута) и поставить свою подпись.

Среди причин невозможности достижения минимальной доли закупок указаны три кода на выбор заказчика:

01 — осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) не подано заявок, содержащих предложение о поставке российского товара;
02 — осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) возникли предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства РФ обстоятельства, допускающие исключения из ограничений, установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 закона № 44-ФЗ;
03 — иное.

Установлено, что для цели достижения минимальной доли закупок заказчиком учитываются товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза.

В Постановлении № 2014 не упоминается о том, каким образом подтверждается происхождение продукции (нет ссылки на обязательное включение продукции в соответствующие реестры); информация для будет формироваться на основе данных реестра контрактов, которые подлежат контролю и считаются достоверными.

При этом законом № 44-ФЗ (в редакции от 31.07.2020 г.) установлена обязанность заказчика при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указывать характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановлением № 2014 установлены особенности обоснования НМЦК на продукцию, включенную в прилагаемый перечень: при определении идентичности и однородности товаров заказчик должен учитывать исключительно товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза (в том числе включенные в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, единый реестр российской радиоэлектронной продукции), а также включенные в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при наличии) соответствующих товаров;

при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности.

2. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909 внесены долгожданные изменения в постановление Правительства от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которым заказчики теперь вправе указывать и обосновывать дополнительные характеристики закупаемой радиоэлектронной продукции, если они в определенном постановлением № 878 порядке не устанавливают ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

3. Изменены правила подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе применяющего налог на профессиональный доход, в закупках, для которых постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352 установлены особенности участия в них субъектов МСП.

Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909 внесены следующие изменения в постановление Правительства от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Установлено, что постановление № 1352 применяется, среди прочего, к физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Подтверждением соответствующего факта является информация на официальном сайте ФНС России о применении физическим лицом такого налогового режима.

В аналогичном режиме будет подтверждаться статус субъекта малого и среднего предпринимательства: подтверждением принадлежности участника закупки, субподрядчика (соисполнителя), к субъектам МСП теперь является только наличие информации о таких участнике, субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Декларацию, сведения из реестра не нужно представлять в составе заявки на участие в закупке. Дополнительные документы в отношении подтверждения статуса участника заказчикам требовать запрещено.

Установлена обязанность заказчика отказывать участникам в допуске к закупкам, отказываться от заключения договора в случаях:

  • отсутствия информации об участнике закупки, субподрядчике (соисполнителе) в установленных постановлением № 1352 случаях, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • отсутствия на официальном сайте ФНС России информации о применении участником закупки, субподрядчиком (соисполнителем) в установленных постановлением № 1352 случаях, специального налогового режима «Налог на профессиональный доход.

Кроме того, из постановления № 1352 исключены все упоминания о возможности заказчика отказаться от заключения договора при осуществлении конкурентной закупки.

Уточнен срок заключения договора по результатам неконкурентной закупки, участниками которой являются только субъекты МСП: не более 20 дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора. Ранее установленный срок в 20 рабочих дней, не совпадающий с правилом статьи 3.2 закона № 223-ФЗ, теперь в постановлении № 1352 не упоминается, т.е. срок заключения договора по результатам конкурентной закупки регулируется только законом № 223-ФЗ.

4. Установлены новые сроки перехода на закрытые электронные процедуры по 44-ФЗ и сроки регистрации в ЕИС для участия в таких электронных процедурах.

Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 223 (в редакции от 07.11.2020) „Об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках“ установлен новый срок — с 1 июля 2021 года — перехода заказчиков (Минобороны, ФСБ и СВР России, а также подведомственных организаций) на проведение закрытых электронных процедур (конкурсов и аукционов) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением № 223, в случае, установленном пунктом 5 части 2 статьи 84 закона № 44-ФЗ.

Соответственно, до 1 июля 2021 года продлен срок действия постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 „Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства“.

Установлено, что только до 31 декабря 2020 года подача заявок на участие в закупках, проводимых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 » и участие в таких закупках осуществляются в том числе участниками закупок, которые аккредитованы до 1 октября 2020 г. на специализированной электронной площадке. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

При этом ранее (в редакции от 30.06.2020 г.) было установлено, что документы и информация участников закрытых электронных процедур, необходимые для получения аккредитации на специализированной электронной площадке, вносятся с 1 октября 2020 г. в единый реестр участников закупок в порядке, установленном в соответствии с частью 11 статьи 24.2 закона № 44-ФЗ, после регистрации участников закрытых электронных процедур в единой информационной системе в электронной форме.

5. На 1 апреля 2021 года перенесено вступление в силу новых правил закона № 44-ФЗ о проведении запросов котировок в электронной форме и закупок у единственного поставщика на сумму до 600 тыс. руб. в электронной форме на электронных площадках.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в закон № 44-ФЗ была включена новая редакция статьи «Статья 82.1. Проведение запроса котировок в электронной форме», а также добавлены правила о проведении закупок товаров у единственного поставщика на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ в электронной форме с использованием электронных площадок на сумму до трех миллионов рублей.

24 апреля 2020 года и 31 июля 2020 года правила проведения этих новых электронных процедур были уточнены, а также перенесены сроки вступления в силу этих норм — на 1 апреля 2021 года, в части доступности информации о предложениях участников на электронных площадках посредством информационного взаимодействия с ЕИС — на 1 октября 2021 года.

Напомним, что запрос котировок в электронной форме с 1 апреля 2021 года станет существенно быстрее, его предельная цена увеличится до 3 млн. руб. У участника закупки не будет права на отзыв заявки, на протокол разногласий, а подписать контракт в электронной форме по результатам запроса котировок нужно будет в течение одного рабочего дня.

Новый функционал так называемого «электронного магазина» для осуществления закупок товаров «с полки» начнет функционировать на электронных площадках с 1 апреля 2021 года. Поставщики должны будут разместить информацию о своих товарах (только товарах!) на электронных площадках, включая полный комплект документов по аналогии с заявкой на участие в запросе котировок в электронной форме. Срок действия предложения поставщика не может составлять более одного месяца. Среди прочего необходимо указать информацию о количестве имеющегося товара и регион поставки по классификатору, используемому для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации. Предложения товаров по запросам заказчика операторы будут подбирать автоматически. После определения заказчиком контрагента контракт нужно будет подписать в течение одного рабочего дня.

При этом работа в региональных «электронных магазинах» и на агрегаторе «Березка» на сумму до 600 тыс. руб. сохранится в прежнем режиме (сведений об отмене или ограничении таких закупок на дату подготовки настоящего обзора не поступало).

6. Введены дополнительные контроли в части информации, размещаемой заказчиками в реестре контрактов по 44-ФЗ, в том числе о стране происхождения поставленного товара.

В 2020 году несколько раз были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну».

В частности, органы Федерального Казначейства и региональные органы финансового контроля осуществляют теперь «глазной» контроль за соответствием информации, внесенной заказчиком в реестр контрактов, информации, содержащейся в прилагаемых документах, в том числе актах, накладных и других документах о приемке. Осуществляется проверка соответствия информации о количестве поставленного товара, об объеме выполненной работы, оказанной услуги, о единице измерения поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, о наименовании страны происхождения товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) и информации о производителе товара в отношении исполненного контракта.

Федеральное казначейство контролирует непревышение объема финансового обеспечения для осуществления закупки (цены контракта или ее значения).

Кроме того, Федеральное казначейство отслеживает непротиворечивость сведений в реестре контрактов и данных прилагаемых документов друг другу, а также условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета. В случае представления информации об изменении контракта осуществляется проверка непротиворечивости информации, размещенной ранее в реестре контрактов, за исключением изменяемой информации.

При отрицательном результате проверки представленные заказчиком информация и документы не включаются в реестр контрактов, и соответственно, контракты, информация по которым не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате. Заказчику (а значит, и поставщику) дан один рабочий день на устранение выявленных несоответствий, формирование доработанных информации и документов.

7. В едином реестре участников закупок ЕИС появится информация о применении физическими лицами налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 № 1799 внесены изменения в Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1752. В частности, предусмотрено, что в ЕРУЗ будет включена информация о применении физическим лицом специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и дата постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе.

Указанная информация будет формироваться в ЕИС автоматически на основании сведений, полученных от Федеральной налоговой службы, после указания участником закупки своего ИНН. Соответствие такой информации обеспечивается посредством использования и дальнейшего обновления информации, получаемой от ФНС, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее получения.

Кроме того, с 1 января 2021 года в ЕРУЗе должна появиться информация о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (при наличии), включающая наименование суда, вынесшего постановление о назначении административного наказания, номер дела об административном правонарушении, дату вынесения постановления и дату вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания.

8. Государственная Дума 9 декабря 2020 года приняла в третьем чтении важные поправки, которые существенно изменят правила участия в закупках по закону № 223-ФЗ.

Законопроект № 902432-7, окончательно принятый Государственной Думой 9 декабря 2020 года «О внесении изменений в статьи 7.32.3 и 23.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства), предусматривает ответственность заказчика за нарушение срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, в виде штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 50000 до 100000 рублей.

Законопроект № 301875-7, в третьем чтении принятый Государственной думой 9 декабря 2020 года, предусматривает уточнение правил и дополнение частями 19.1 — 19.8 статьи 3.4 закона № 223-ФЗ «Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства».

В частности, будет ограничен перечень информации и документов, которые заказчики вправе требовать в составе заявки на участие в конкурентной закупке для субъектов МСП.

В декларации, которую участники будут предоставлять в составе заявки, предусмотрены возможные требования к участникам закупки, которые по большей части совпадают с редакцией ч.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ. Указанная декларация будет предоставляться участниками закупки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

Предусмотрены документы и информация в составе первой и второй частей заявок на участие в конкурсах, запросах предложений, аукционах в электронной форме. Часть 19 статьи 3.4 закона № 223-ФЗ в действующей редакции о требованиях к заявкам на участие в конкурентных электронных процедурах для МСП утратит силу.

Условие об отклонении заявки за то, что во второй части содержатся сведения о ценовом предложении участника, будет исключено из закона.

Закон должен вступить в силу с 1 апреля 2021 года. При этом заказчикам необходимо будет привести Положения о закупке в соответствие с новым законом в течение 90 дней.

Более подробно об этих и других новостях в сфере закупок, а также о правилах и алгоритмах работы поставщика в рамках законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, практике контроля ФАС России мы расскажем на семинаре Учебного центра «Финконт», который состоится 22-23 декабря 2020 года, возможно участие в форме онлайн-трансляции:

https://www.fcaudit.ru/training/all/uchastie-v-zakupkakh-po-44-fz-i-223-fz-seminar-v-moskve/

Более подробно и глубоко освоить правила работы поставщиков по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, включая практическую работу на трех учебных площадках, Вы сможете на курсе повышения квалификации Учебного центра «Финконт», очное обучение по которому состоится в Москве с 21 по 25 декабря 2020 года:

https://www.fcaudit.ru/training/all/reglamentirovannye-zakupki-po-44-fz-i-223-fz-kurs-v-moskve/

Обзор подготовлен Богацкой С.Г., руководителем направления по государственным и корпоративным закупкам АНО УМЦ «Финконт», экспертом в сфере закупок, доцентом Учебного центра «Финконт», к.э.н.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/vazhnye-novosti-dlya-postavshchikov-rabotayushchikh-na-rynke-goszakupok