Заказчикам по 223-ФЗ необходимо срочно внести изменения в Положение о закупке!

16 апреля 2022 г. приняты и вступили в силу положения федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 223-ФЗ) о сроках оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

16 апреля 2022 г. приняты и вступили в силу положения федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 223-ФЗ) о сроках оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

В статье 3 закона № 223-ФЗ теперь установлено следующее правило:

«5.3. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке.

5.4. При установлении заказчиком сроков оплаты, отличных от сроков оплаты, предусмотренных частью 5.3 настоящей статьи, в положение о закупке включаются конкретные сроки оплаты и (или) порядок определения таких сроков, а также устанавливается перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты.»

Иной срок (порядок определения срока) может быть установлен заказчиком в Положении о закупке, например, следующим образом (приведем цитаты из Положений о закупке и договоров отдельных заказчиков):

«Заказчик в полном объеме оплачивает оказанные Исполнителем Услуги в первый рабочий четверг по истечении 60 календарных дней с даты подписания акта об оказании Услуг» или

«При заключении договора по результатам закупки у единственного поставщика, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги может быть установлен в соответствии с предложением поставщика

Отдельные заказчики поспешили внести изменения в Положения о закупке без какого-либо анализа новых требований и рисков. У большинства получилось примерно следующее:

«Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более 30 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. Такой срок оплаты установлен в отношении следующих товаров, работ, услуг:

  1. Юридические, бухгалтерские услуги, оказание аудиторских услуг, услуг по обучению или проведению деловых встреч, семинаров.
  2. Выполнение работ по строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту.
  3. Поставка труб, фасонных частей, запорной арматуры, комплектов заделки стыков.
  4. Выполнение работ по проектированию, организации проведения, регистрации заключения экспертизы промышленной безопасности.
  5. Обслуживание опасных производственных объектов.
  6. Медицинские услуги...».

Вопрос, который может возникнуть у органов Прокуратуры при такой формулировке: является ли срок «не более 30 рабочих дней» конкретным сроком оплаты, требуемым в ч. 5.4 ст. 3 закона № 223-ФЗ. Ответ, скорее всего, будет отрицательный. То есть фраза «не более» не позволяет считать срок оплаты конкретным. Такой подход будет усугубляться в случаях установления срока оплаты «не более 60 рабочих дней», «не более 90 рабочих дней» и т.п. Известен случай, когда заказчик установил срок оплаты в проекте договора «в течение 360 (Трёхсот шестидесяти) календарных дней после выполнения Подрядчиком работ, приёмки Заказчиком выполненных работ», что контрольный орган посчитал неустановлением срока оплаты и нарушением требований к содержанию документации о закупке (решение Московского областного УФАС по делу № 07-32-33801/18, № 07-32-33802/18 от 14.12.2018). В случае явного несоответствия условий в Положении о закупке требованиям законодательства, заказчик может получить протест или предостережение от контролирующих органов с требованием о внесении изменений в Положение о закупке.

Правильнее, на наш взгляд, установить в Положении о закупке срок оплаты, например, в 30 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги для конкретного перечня ТРУ. А в проекте договора предусмотреть право на досрочную оплату поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Некоторые заказчики включили в свои Положения перечень товаров, работ, услуг со специальными сроками оплаты с указанием кодов ОКПД2. Такой подход представляется избыточным, накладывающим на заказчика не предусмотренные законом ограничения. Обязанности сопоставлять товары, работы, услуги с кодами ОКПД2 в части установления специальных сроков оплаты в законе № 223-ФЗ нет.

Если по договору у заказчика предусмотрена авансовая оплата или иной порядок оплаты, не связанный с приемкой товаров, работ, услуг, не нарушает ли такой вариант (например, по договору на добровольное медицинское страхование) требования ч.5.3 ст. 3 закона № 223-ФЗ? Законодатель не предусмотрел другие возможные варианты формулировки условий о сроке и (или) порядке оплаты в договорах, и, формально, авансовая оплата и иные условия осуществления платежа также должны быть предусмотрены в Положении о закупке или в законодательстве (например, Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 № 294 «Об утверждении Порядка расчетов за природный газ»). Некоторые заказчики уже внесли условия об авансовой оплате в свои Положения о закупке. Цитируем:

«Оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения договора осуществляется в порядке и в сроки, которые оговариваются сторонами в договорах, при этом заказчик вправе включить в договор один из перечисленных ниже способов оплаты:

  1. предварительная оплата в размере 100% полного или частичного объема товара, полного или отдельного этапа работы, услуги;
  2. отсрочка платежа в течение 30 календарных дней после поставки полного или частичного объема товара, полного или отдельного этапа работы, услуги.

Следующий вопрос, который волнует заказчиков, работающих по закону № 223-ФЗ: возможно ли применение административной ответственности в связи с оплатой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в сроки более 7 рабочих дней до внесения изменений в Положение о закупке? Действующая на 06.05.2022 редакция КоАП устанавливает такую ответственность только в связи с нарушением сроков оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом МСП — часть 9 статьи 7.32.3 КоАП.

Не предусмотрено также административной ответственности за нарушение требований к содержанию Положения о закупке. Однако если не привести Положение о закупке в соответствие с новыми требованиями до 1 октября 2022 г., то такое Положение считается не размещенным в ЕИС. В этом случае возможно применение административной ответственности за неосуществление закупок по закону о контрактной системе № 44-ФЗ в отсутствие размещенного в ЕИС Положения о закупке.

В данном обзоре мы постарались проанализировать не только новые требования закона № 223-ФЗ в части сроков оплаты по договорам, но и практику реализации этих норм в Положениях о закупке различных заказчиков, а также возможные риски, связанные с внесением и невнесением необходимых изменений в Положение о закупке.

Более подробно узнать обо всех изменениях законодательства о корпоративных закупках, лучших практиках работы заказчиков, получить ответы на конкретные индивидуальные вопросы можно на курсах и семинарах учебного центра «Финконт» в мае 2022 г.

Организация закупок товаров, работ, услуг в соответствии с 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (40 часов очно)

Практика закупок по ФЗ-223. Закупки с приоритетом. Закупки у субъектов МСП. Контроль ФАС России (16 часов очно, 8 заочно; для повторного обучения)

Практика закупок по ФЗ-223. Закупки с приоритетом. Закупки у субъектов МСП. Контроль ФАС России

Специалист в сфере закупок для обеспечения корпоративных нужд (в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») (40 часов очно, 235 дистанционно)

Материал подготовлен преподавателем АНО УМЦ «Финконт», к.э.н. Богацкой С.Г.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/zakazchikam-po-223-fz-neobkhodimo-srochno-vnesti-izmeneniya-v-polozhenie-o-zakupke