Закупки образовательных услуг по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ

Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями контрактной системы по закону от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ) и по правилам закупок для отдельных видов юридических лиц по закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — Закон № 223-ФЗ), активно приобретают платные образовательные услуги. В данной статье рассмотрены юридические особенности закупок образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, приведены результаты анализа информации из реестров закупок, контрактов и договоров единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС), иной статистической и финансовой информации, представлены рекомендации по повышению эффективности и обеспечению законности закупок образовательных услуг.

Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями контрактной системы по закону от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) и по правилам закупок для отдельных видов юридических лиц по закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ), активно приобретают платные образовательные услуги. В данной статье рассмотрены юридические особенности закупок образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, приведены результаты анализа информации из реестров закупок, контрактов и договоров единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), иной статистической и финансовой информации, представлены рекомендации по повышению эффективности и обеспечению законности закупок образовательных услуг.

1. Описание объекта закупки

Чтобы правильно сформулировать условия закупки образовательных услуг, в том числе подготовить описание объекта закупки и проект контракта (договора), необходимо учитывать требования федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании) к таким услугам и к договору об образовании.

К сожалению, немногие специалисты в сфере закупок знают о различиях между дополнительным профессиональным образованием и профессиональным обучением, хотя данные виды образовательных услуг являются наиболее распространенными объектами закупки как в рамках обязательного обучения, так и при необходимости инициативного повышения квалификации работников заказчика. Составители классификатора ОКПД2 также не обратили внимание на законодательно установленные различия указанных образовательных программ и в группе «85.42 Услуги по дополнительному профессиональному образованию» предусмотрели подкатегорию «85.42.19.900 Услуги по профессиональному обучению прочие», при этом для профессионального обучения выделен отдельный подкласс «85.3. Услуги по профессиональному обучению».

При рассмотрении вопроса о соответствии претендента на заключение договора требованиям, установленным законодательством, необходимо учитывать, что в лицензии на осуществление образовательной деятельности эти два вида образовательных программ выделяются отдельно в качестве разрешенных видов деятельности: профессиональное обучение; дополнительное образование (подвид: дополнительное профессиональное образование).

Еще более запутанными выглядят формулировки описаний объекта закупки о форме обучения: дистанционная форма, онлайн-обучение не являются формами обучения в смысле, который заложен в этом понятии Законом об образовании. Но от формы обучения (количества часов обязательных занятий педагогического работника с обучающимися) существенно зависит стоимость образовательных услуг и эффективность закупки. Поэтому при планировании закупки образовательных услуг необходимо в первую очередь определиться с видом образовательной программы и формой обучения, соответствующими потребностям заказчика (работников заказчика, чье обучение планируется, именуемых в законодательстве об образовании обучающимися).

Согласно статье 73 Закона об образовании, профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Оно реализуется через программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, не требует наличия высшего или среднего профессионального образования у обучающихся, завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

Согласно статье 76 закона об образовании, дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; реализуется с помощью программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки; требует, чтобы обучающиеся имели или находились в процессе получения высшего и (или) среднего профессионального образования. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (не заказчиком!).

Согласно статье 17 закона об образовании, обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Любая из этих форм может быть реализована с применением дистанционных образовательных технологий.

Если организация реализует образовательные программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в лицензии не указывают адреса мест осуществления образовательной деятельности; сведения и подтверждающие документы о наличии помещений для осуществления образовательной деятельности претенденты в лицензирующий орган не предоставляют. Следовательно, такие лицензиаты не вправе проводить обучение без применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Те организации, которые осуществляют образовательную деятельность как с применением дистанционных технологий, так и без них, предоставляют в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие помещений для осуществления образовательной деятельности. Это место (или места) указываются в лицензии, однако сфера дополнительного профессионального образования и профессионального обучения предполагает возможность оказания образовательных услуг без ограничения по территориальному признаку. На это неоднократно указывали антимонопольные органы при рассмотрении жалоб, если комиссии по осуществлению закупок отклоняли заявки участников, у которых в лицензии не указано необходимое заказчику место оказания образовательных услуг, со ссылкой на часть 4 статьи 91 Закона об образовании1. Следовательно, отклонять заявку, если в лицензии претендента указано место осуществления образовательной деятельности, не соответствующее требованиям заказчика к месту оказания образовательных услуг, а объектом закупки являются услуги в сфере дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, нельзя.

Выводы по пункту 1: в описании объекта закупки (задании на оказание образовательных услуг) должны быть указаны: наименование, вид и примерный перечень вопросов необходимой заказчику образовательной программы, форма обучения, требование или недопустимость использования дистанционных образовательных технологий, место оказания образовательной услуги (например, в виде названия конкретного города), сроки освоения образовательной программы, минимальное и максимальное (при необходимости) количество часов обучения (если форма обучения очно-заочная, с разбивкой на количество часов очного и заочного обучения).

2. Требования к участникам закупки

В извещении об осуществлении закупки (документации) следует правильно сформулировать требование о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, с указанием вида необходимой программы; перечислить исключения, когда наличие лицензии не требуется (исключением является осуществление образовательной деятельности частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково").

Статьей 32 Закона об образовании предусмотрено, что индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Если они оказывают образовательные услуги без привлечения наемных работников, лицензия им не требуется. Однако индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования. Соответственно, объединять в один лот закупки услуг в сфере дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, нельзя.

Следует обратить внимание на проблему подтверждающего документа в отношении наличия лицензии на осуществление образовательной деятельности.

С учетом внесенных с 01.01.2021 в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" изменений лицензирующие органы перестали выдавать бланки лицензий на бумажных носителях. Разрешение на ведение лицензируемой деятельности подтверждается записями в реестрах. Лицензирующий орган с 01.01.2021 предоставляет заявителям выписку на бумажном носителе или в электронном виде. В решениях антимонопольных органов по жалобам неоднократно был сделан вывод о том, что с 1 января 2021 бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии, подтверждением наличия лицензии является запись в реестре лицензий. Следовательно, нельзя требовать от участника закупки копию лицензии или её электронный образ.

Практика закупки образовательных услуг и рассмотрения жалоб показывает, что в качестве подтверждающего документа о соответствии участника требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, заказчики вправе требовать выписку из реестра лицензий, содержащую сведения о лицензии на осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2343, с приложениями (при наличии). Однако сама выписка содержит фразу: «Выписка носит информационный характер, после ее составления в реестр лицензий могли быть внесены изменения». Следовательно, члены комиссии по осуществлению закупок обязаны самостоятельно проверить наличие записи о лицензии в соответствующем реестре, поэтому смысл требования выписки из реестра, если реестр является открытым, не совсем понятен. Полагаем, что в отношении лицензирования образовательной деятельности можно не устанавливать требование о предоставлении подтверждающих документов в составе заявки на участие в закупке. Аналогичное разъяснение в отношении реестра членов СРО было дано в письме Минфина России № 24-01-07/95279, Минстроя России № Б0737-СИ/02 от 03.10.2022 о том, что выписка из реестра не является документом, подтверждающим членство в СРО, а реестр сведений о членах СРО подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступен для ознакомления без взимания платы.

Важно также помнить, что образовательная деятельность по дополнительным профессиональным программам и программам профессионального обучения не требует государственной аккредитации. Требовать и проверять аккредитацию участника необходимо только в случае закупки услуг по обучению в сфере охраны труда (Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда"). Следовательно, обучение в сфере охраны труда необходимо закупать отдельно от других видов образовательных услуг.

Выводы по пункту 2. В извещении об осуществлении закупки (документации о закупке) необходимо установить требование к участникам закупки о наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, с указанием вида необходимой программы; перечислить исключения, когда наличие лицензии не требуется. В качестве подтверждающего документа можно требовать выписку из реестра лицензий, а можно требование о предоставлении подтверждающего документа не устанавливать, поскольку выписка таковым документом не является, а подтверждением наличия лицензии является запись в открытом реестре лицензий, который ведет Рособрнадзор. Реестр доступен в сети «Интернет» по ссылке https://obrnadzor.gov.ru/.

Не следует в одной закупке объединять услуги по дополнительному профессиональному образованию и профессиональному обучению и (или) обучению в сфере охраны труда, так как требования к участникам закупки таких видов обучения различны (индивидуальные предприниматели не вправе оказывать услуги в сфере дополнительного профессионального образования). Нельзя требовать от участника закупки копию лицензии или её электронный образ; при закупке услуг в сфере дополнительного профессионального образования и профессионального обучения нельзя требовать наличия государственной аккредитации, общественной аккредитации организации или профессионально-общественной аккредитации образовательной программы.

3. Подготовка проекта контракта

При подготовке проекта контракта (договора) для закупки образовательных услуг следует учитывать обязательные условия, которые необходимо включить в такой договор, в соответствии со статьей 54 Закона об образовании и пунктом 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг". В частности, необходимо включить в проект договора следующие условия, без которых он может считаться ничтожным:

  • фамилию, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон;
  • права, обязанности и ответственность обучающегося;
  • наименование лицензирующего органа, номер и дату регистрации лицензии (как реквизит для заполнения по результатам закупки);
  • форму обучения;
  • вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).

К сожалению, большинство специалистов по закупкам даже не подозревают, что при закупке образовательных услуг они должны включить в проект договора (контракта) сведения об обучающемся; правильно, с учетом законодательства об образовании, указать форму обучения, вид выдаваемого документа по результатам обучения. Дополнительно возникает вопрос о законности размещения на официальном сайте ЕИС персональных данных обучающегося (фамилии, имени, отчества, адреса, телефона) с точки зрения соблюдения требований федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". Статья 51 Закона № 44-ФЗ не предусматривает возможность заполнения этих сведений при размещении в ЕИС проекта контракта, направляемого на подпись участника по результатам закупки. Законного способа урегулирования этого противоречия различных нормативных актов пока нет. Можно только порекомендовать Заказчикам предусматривать в проекте договора (контракта) форму заявки с указанием персональных данных обучающегося, которую заказчик должен направить исполнителю в процессе исполнения договора на оказание платных образовательных услуг.

Выводы по пункту 3. При подготовке проекта договора (контракта) необходимо учитывать не только требования законодательства о закупках (статей 34, 94, 95 Закона № 44-ФЗ, Положений о закупке по 223-ФЗ), но и обязательные условия договоров об образовании, предусмотренные статьей 54 Закона об образовании и пунктом 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441. Рекомендуется предусматривать в проектах договоров (контрактов) направление заказчиком исполнителю заявки на обучение с указанием персональных данных обучающегося; а также не устанавливать в проектах договоров (контрактов) условия, которые не соответствуют законодательству об образовании (например, дистанционную форму обучения) и (или) которые организация, осуществляющая образовательную деятельность, по Закону об образовании определяет самостоятельно (например, форму итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ). В целях исполнения требований Закона № 44-ФЗ о переходе с 1 апреля 2024 г. к структурированному электронному контракту необходима разработка Минпросвещения и Минобрнауки России проектов типовых условий контрактов на обучение по различным видам образовательных программ.

4. Выбор способа определения исполнителя образовательных услуг

Способ определения исполнителя образовательных услуг заказчики выбирают с учетом ряда факторов, важнейшие среди которых:

  • вид обучения (обязательное или инициативное);
  • форма обучения (очная, с отрывом от работы, или заочная, с применением дистанционных образовательных технологий);
  • место обучения (по месту нахождения заказчика или с выездом в командировку);
  • количество обучающихся по одному договору (индивидуальное обучение или групповое).

Анализ информации в реестре контрактов ЕИС об исполненных контрактах на оказание услуг по повышению квалификации (код ОКПД2 85.42.19.900) за период с 1 июля 2022 г. по 31 марта 2023 г. показал, что достаточно большая доля услуг по обязательному повышению квалификации с заочной (дистанционной) формой обучения (50% из 20 случайно выбранных контрактов) реализуется по необоснованно низкой цене, по результатам электронных аукционов с ценовым снижением НМЦК более чем на 90%.

В приложении № 1 (Таблица № 1) представлен перечень контрактов на оказание услуг по повышению квалификации по Закону № 44-ФЗ с необоснованно низкой стоимостью обучения (от 78,57 руб. 569,5 руб. за обучение 1 человека в объеме от 36 часов до 144 часов).

Закон об образовании предусматривает при любой форме обучения обязательный объем занятий педагогического работника с обучающимися.

Стоимость преподавательских услуг, по данным реестра контрактов ЕИС (по результатам анализа контрактов на преподавательские услуги, заключенных на основании пункта 33 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ), колеблется в диапазоне от 1000 руб. за час до 2069 руб. за час. (результаты выборки таких контрактов представлены в Приложении № 2 (Таблица № 2).

Сопоставление данных реестра контрактов ЕИС о стоимости обучения и стоимости преподавательских услуг наглядно показывает, что стоимость обучения в объеме 144 часов в размере 169 руб. за одного человека является необоснованной, не сопоставимой с реальными затратами на оказание таких образовательных услуг. Установленная в контрактах (Таблица № 1) стоимость заочного обучения с применением дистанционных образовательных технологий подтверждает, что такое обучение осуществляется без привлечения квалифицированных преподавателей, что противоречит требованиям Закона об образовании. Результат исполнения таких контрактов нельзя назвать обучением. Любая проверка органов Прокуратуры может легко выявить, что обучение по сути по таким контрактам не осуществляется. За указанную стоимость слушателям заказчика предоставляется только доступ в систему дистанционного обучения и выдается удостоверение о повышении квалификации. Это означает, что бюджетные средства расходуются нецелевым образом, и отсутствие реального обучения сознательно предполагается и заказчиком, и исполнителем при заключении контракта на оказание услуг по повышению квалификации.

Выводы об отсутствии взаимодействия обучающихся с преподавателями подтверждают и данные сервиса «Прозрачный бизнес» ФНС России о налоговой и бухгалтерской отчетности исполнителей образовательных услуг.

Один из исполнителей образовательных услуг по цене 80,5 руб. за человека в своей налоговой отчетности показал среднесписочную численность сотрудников – 3 человека, размер уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд за год - 6 021.4 руб.

Другой исполнитель, реализующий обучение по цене 78,57 руб. за человека, показал среднесписочную численность работников – 1 чел., страховые взносы в Пенсионный фонд не перечислял.

Практика работы преподавателем в учебном центре «Финконт» показывает, что некоторые слушатели уверены, что получат удостоверение о повышении квалификации без каких-либо усилий и освоения учебного материала. В ответ на разъяснение о том, что такой вариант «обучения» не соответствует закону, иногда слышишь: «больше мы к вам учиться не приедем, выберем другой учебный центр».

Проведенный по данным ЕИС анализ контрактов на обязательное обучение, заключенных по результатам проведения электронных аукционов по Закону № 44-ФЗ, показал, что по аналогии с запретом на проведение электронных аукционов на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления необходимо ввести запрет на закупку образовательных услуг способом электронного аукциона. Это будет способствовать реальному, качественному повышению квалификации врачей, медицинских сестер, государственных и муниципальных служащих, специалистов бюджетных и казенных учреждений, в том числе в сфере охраны труда и безопасности.

Пока такой запрет не введен, проблему недобросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг можно решить правильным описанием объекта закупки, выбором в качестве приоритетного способа определения поставщика электронного конкурса или единственного исполнителя, жестким контролем на этапе приемки качества оказанных образовательных услуг с назначением ответственным за приемку не самого слушателя – получателя образовательной услуги, а, как минимум, его непосредственного руководителя, заинтересованного в реальном повышении квалификации подчиненного сотрудника.

Следует отметить, что в реестре контрактов ни по одному из контрактов, оплаченных по необоснованно низкой цене образовательных услуг, исполнителю не предъявлено претензий и не начислено неустойки. Даже когда в описании объекта закупки было указано: «Образовательная программа включает в себя: комплексную подготовку по направлениям, указанным в приложении, освоение теоретических и практических знаний, участие в тренингах.», никто не задумался на этапе приемки, что практические знания и тренинги невозможно качественно провести за 155 руб. Получается, что три стороны образовательных отношений: исполнитель, заказчик и слушатель сознательно оказывают, принимают и получают некачественные услуги, не имеющие реального результата и не являющиеся по сути обучением, в целях получения необходимой для работы «корочки», что может быть рассмотрено и в качестве состава уголовного преступления, а не только как нецелевое расходование бюджетных средств.

Анализ способов определения исполнителей образовательных услуг по данным выборки из реестра контрактов ЕИС за период с 1 июля 2022 г. по 1 апреля 2023 г. показал, что только 10% контрактов были заключены по результатам электронных конкурсов и 10% - по результатам электронных запросов котировок, остальные – по результатам электронных аукционов.

В целях оптимального выбора исполнителя образовательных услуг, с учетом качества предлагаемых услуг, квалификации участника закупки и разумного ценового предложения, некоторые заказчики предпочитают проведение электронных конкурсов. Однако с учетом последних изменений в постановлении Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…» в части оценки количества только штатных работников участника закупки («работников в значении, предусмотренном трудовым законодательством»), конкурсы с высокой долей значимости показателя «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» превращаются в способ определения исполнителей только среди государственных учреждений высшего и (или) дополнительного профессионального образования, так как негосударственные организации чаще привлекают для своих образовательных услуг внештатных сотрудников по договорам гражданско-правового характера. Положительно следует оценить использование показателей качественных характеристик образовательных услуг с учетом количества привлекаемых высококвалифицированных специалистов – практиков в соответствующей тематике курса повышения квалификации сфере (например, при проведении конкурса с реестровым номером 0809500000323000033 был использован критерий оценки заявок «характеристики объекта закупки» (значимость – 50%) с показателями:

  • Количество практических работников государственных органов (органов местного самоуправления), привлекаемых для проведения аудиторных занятий, чел.;
  • Количество преподавателей, привлекаемых для проведения аудиторных занятий в рамках реализации дополнительной профессиональной программы, имеющих ученую степень (ученое звание), чел.

На практике проведение электронных конкурсов связано для заказчиков с существенными сложностями, в том числе с высокими рисками обжалования установленного порядка оценки заявок, поэтому большинство заказчиков, с учетом невысокой стоимости разовых образовательных услуг, предпочитают для заключения договоров (контрактов) на обучение (повышение квалификации) работников использовать способ закупки у единственного исполнителя (на основании пунктов 4, 5, 33 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ).

По данным ЕИС за март 2023 г. в реестре контрактов размещено и исполнено 37 контрактов с предметом «услуги по повышению квалификации», код ОКПД2 85.42.19.900, на общую сумму 930683,56 руб. Средняя цена одного контракта 25154 руб., наибольшая цена контракта: 129846,6 руб., наименьшая цена: 313,48 руб.

13 контрактов заключены по результатам электронных аукционов, остальные – на основании закупки у единственного поставщика по пункту 33 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ.

На агрегаторе «Березка» за март 2023 г. заключены 737 контрактов на повышение квалификации, с ценами от 288,88 руб. до 553 500 руб.

На портале поставщиков Москвы за аналогичный период заключено 1510 контрактов по коду ОКПД2 85.42.19.900 с ценами от 486,96 руб. до 989604,00 руб. (Контракт с ценой 989604,00 руб. заключен на обучение 17 человек по цене 58 212 руб. за одного слушателя, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ). На сумму 822 250 руб. заключен контракт № ЕДП-0083-23 от 23 марта 2023 г. по Закону № 223-ФЗ на обучение сотрудников танцам различных направлений.

Анализ закупок услуг по повышению квалификации по Закону № 223-ФЗ по данным ЕИС провести сложнее, так как часть информации не размещена на официальном сайте. Простая выборка договоров с наименованием «повышение квалификации» за март 2023 г. показала результат в количестве 190 договоров. Анализ способов закупки для договоров с наибольшими ценами показал следующее.

Договор с ценой 4 283 940,00 руб. заключен по результатам закупки у единственного исполнителя, в целях подготовки летных экипажей на тренажерном устройстве имитации полета (20 часов обучения за 214 197 руб. за час).

Договор с ценой 9 594 100,00 руб. заключен по результатам закупки у единственного исполнителя в целях обучения в 2023 г. 804 человек по различным программам, стоимость реализации которых варьируется от 2400 руб. (обучение оказанию первой помощи) до 28100 руб.

Договор с ценой 9 588 080,00 руб. заключен по результатам конкурса в электронной форме в целях обучения 408 работников по программам в сфере информационных технологий (НМЦД конкурса 16 435 200,00 руб., было подано 5 заявок), с единичными ценами за обучение одного человека от 4000 руб. до 12000 руб.

Договор с ценой 5000000 руб. заключен по результатам закупки у единственного исполнителя, с приложением 366 образовательных программ, обучение по которым осуществляется по заявкам заказчика.

Договор с ценой 10 500 000,00 руб. заключен по результатам запроса предложений в электронной форме. Одним из критериев оценки заявок со значимостью 10% было «Наличие тренажёра «Модус» для подготовки персонала энергетической отрасли по управлению и ликвидации технологических нарушений в работе электрических сетей (разработчик компания «Модус», г. Москва)», на участие в закупке было подано 2 заявки.

Минимальная цена договора на повышение квалификации по Закону № 223-ФЗ за март 2023 г. составила 1000 руб. за обучение 4 человек мерам пожарной безопасности и обучение водителей.

Среди способов закупки по Закону № 223-ФЗ преобладает единственный исполнитель, но также используются аукционы, конкурсы, запросы котировок, запросы предложений, конкурентные отборы.

Выводы по пункту № 4. Наиболее распространенным и оптимальным способом определения исполнителя образовательных услуг как по Закону № 44-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ является единственный поставщик (подрядчик, исполнитель). Контракты заключаются с использованием агрегатора «Березка», порталов поставщиков, электронных магазинов, как с проведением процедуры понижения цены (котировочной сессии), так и напрямую с исполнителями, предлагающими необходимые заказчикам услуги (например, через размещение оферты на портале поставщиков).

Существенное и необоснованное снижение цены на образовательные услуги можно наблюдать при закупках обучения по обязательным программам повышения квалификации, реализуемым с использованием дистанционных образовательных технологий, в заочной форме способом электронного аукциона. В результате, как правило, такое обучение осуществляется без непосредственного взаимодействия обучающихся с преподавателем, что нарушает требования, установленные Законом об образовании. При надлежащей организации процесса приемки образовательных услуг такие услуги не должны быть приняты и оплачены Заказчиком как не соответствующие требованиям законодательства.

Практика рассмотрения антимонопольными органами жалоб на закупки образовательных услуг показывает, что чаще всего участники обжалуют порядок оценки заявок в случае проведения заказчиком электронного конкурса, в частности, по критерию "квалификация участников закупки".

Например, УФАС по Республике Татарстан признало обоснованной жалобу на установление заказчиком требования по оценке исполненных договоров, только в случае, если они исполнены без применения штрафных санкций, что не предусмотрено постановлением Правительства от 31.12.2021 г. № 2604 и было признано нарушением требований законодательства о контрактной системе (решение от 02.03.2023 г. по делу №016/06/42-243/2023).

Общий вывод, который можно сделать из проведенного анализа правил и практики закупок образовательных услуг по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ, следующий: для качественного результата необходимо обеспечить соблюдение законности и нацеленность на эффективность обучения на всех этапах закупки образовательных услуг, начиная с подготовки описания объекта закупки и обоснования начальной (максимальной) цены договора (контракта) и заканчивая приемкой образовательных услуг и оценкой их соответствия требованиям законодательства об образовании, а также удовлетворенности обучающихся реальными результатами повышениях их квалификации.

Богацкая Софья Германовна,

Руководитель направления по государственным,

муниципальным и корпоративным закупкам

УМЦ «Финконт», к.э.н.

Приложение № 1

Таблица № 1. Контракты на оказание услуг по повышению квалификации с минимальной стоимостью обучения (с применением дистанционных образовательных технологий – ДОТ) за период с 01.07.2022 г. по 01.04.2023 г.

Наименование образовательной программы

Кол-во часов, форма обучения

Стои-мость за 1 чел., руб.

Номер контракта в реестре контрактов ЕИС

Заказчик

Оказание образовательных услуг по повышению квалификации: работа со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в документах об антитеррористической защищенности объектов (территории)

72 ч, заочная, с применением ДОТ

97,50

2861600546622000000

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "КОНДИНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"

Оказание образовательных услуг по повышению квалификации по дополнительной профессиональной программе «Противодействие коррупции»

72 ч, заочная, с применением ДОТ

78,57

1143506717923000000

ФКУ "ГЛАВНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)" МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ

Программа повышения квалификации «Эпидемиология, диагностика и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП)»

36 ч, дистанционная

80,50

0345300017222001201

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ТИХВИНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА ИМ.А.Ф.КАЛМЫКОВА"

Повышение квалификации по программе "Вопросы повышения качества предоставления муниципальных услуг

72 ч, заочная, с применением ДОТ

180

3861702201623000016

АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НИЖНЕСОРТЫМСКИЙ

Повышение квалификации в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

36 ч, дистанционная

126,51

2570800302223000011

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОЛЖАНСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Обучение на повышение квалификации по программе "Сестринское дело по физиотерапии", "Сестринское дело в педиатрии", "Сестринское дело по массажу"

144 ч., дистанционная, очная, заочная

371,67

2861000952023000011

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "НЯГАНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР"

Оказание услуг по повышению квалификации по программе «Преподаватель по оказанию первой помощи пострадавшим»

72 ч., дистанционная форма обучения

569,5

2781901744023000017

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 49 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ"

Оказание услуг по повышению квалификации среднего медицинского персонала для ГБУЗ "ГБ № 1 г. Миасс") Стоматологическая помощь населению

144, заочная, с применением ДОТ

169

3741502009223000024

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1 ИМЕНИ Г.К. МАВРИЦКОГО Г. МИАСС"

Курс повышения квалификации, профессиональная патология

72 ч., дистанционно

155

2593900035722000152

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ "КУЕДИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"

Приложение № 2

Таблица № 2. Стоимость преподавательских услуг, согласно данным реестра контрактов ЕИС за период с 01.07.2022 г. по 31.03.2023 г.

п/п

Предмет преподавательских услуг

Стоимость за час (единицу)

Номер контракта в реестре ЕИС

1

преподавательские услуги : чтение лекций и проведение практических занятий по программе повышения квалификации «Налогообложение прибыли организаций»

1 100,00 руб. за час

1781400146123000174

2

преподавательские услуги : прием экзамена по программе повышения квалификации «Планирование, организация и технология проведения налогового мониторинга»

2 ч – 1000 руб.

1781400146123000176

3

Оказание преподавательских услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Основы противодействия коррупции на государственной гражданской службе Российской Федерации"

2069 руб. за ак. час

2783833354723000106

4

Оказание преподавательских услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Эффективные письменные коммуникации в органах власти"

2069 руб. за ак. час

2783833354723000107

5

Оказание преподавательских услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Управление государственными и муниципальными закупками"

1500 руб. за ак. час

2783833354723000081

6

Преподавательские услуги по программе повышения квалификации «Совершенствование деятельности государственных гражданских служащих Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан, уполномоченных на осуществление регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники»

1000 руб. за час

2027403393923000027

1 Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 03.03.2023 по делу № 44-676/23

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/zakupki-obrazovatelnykh-uslug-po-zakonam-44-fz-i-223-fz