«Закупки с полки» по 44-ФЗ и 223-ФЗ: что важно знать поставщикам

Новый функционал электронного магазина с неофициальным названием «Закупки с полки» все более активно используют заказчики как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

Новый функционал электронного магазина с неофициальным названием «Закупки с полки» все более активно используют заказчики как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

Разберемся в механизмах этой закупки и рисках поставщика при работе с таким электронным магазином.

Результат сравнения функционала и правового регулирования закупок по принципу «закупки с полки» по 44-ФЗ и 223-ФЗ, возможностей и рисков поставщика представлен в таблице.

п/п

Признак

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

1

Правовое регулирование

Часть 12 статьи 93 закона № 44-ФЗ

Пункт 20.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352

2

Наименование в соответствии с законом

Закупка у единственного поставщика в электронной форме

Иной способ неконкурентной закупки в электронной форме с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП)

3

Место проведения закупки

Восемь электронных площадок, на которых осуществляются открытые процедуры закупок по 44-ФЗ

4

Что можно закупать

Только товары, по которым в КТРУ есть описание (характеристики)

Любые товары, работы, услуги по выбору заказчика

5

Ценовые ограничения

Одна закупка — не более 5 млн. руб., общий объем в год — не более 100 млн. руб. (для Заказчика)

Цена одного договора не должна превышать 20 млн. руб.

6

Кто может участвовать в закупке

Любой участник закупки (поставщик товаров), прошедший регистрацию в ЕРУЗ

Только субъекты малого и среднего предпринимательства и плательщики налога на профессиональный доход («самозанятые»)

7

Возможность объединения разных товаров, работ, услуг в одной закупке

нет

да

8

Алгоритм закупки

  1. Поставщик размещает на площадке предварительное предложение.
  2. Заказчик размещает в ЕИС извещение.
  3. Оператор в течение часа подбирает для заказчика от одного до пяти подходящих предложений.
  4. Заказчик делает протокол и заключает договор с победителем на электронной площадке.
  1. Участник размещает на площадке предварительное предложение.
  2. Заказчик размещает информацию о своей потребности на электронной площадке.
  3. Оператор подбирает заказчику на площадке подходящие предложения.
  4. Определение заказчиком участника (ов), с которым будет заключен договор и заключение договора (ов) на электронной площадке.

9

Требования к предварительному предложению

Характеристики товара из КТРУ, страна происхождения, товарный знак (при наличии), место поставки (округ, район, по классификатору), минимальное и (или) максимальное количество, минимальный и (или) максимальный срок поставки, цена единицы товара с учетом доставки и налогов

Определяются заказчиком и (или) оператором электронной площадки

10

Юридический статус предварительного предложения

Законом № 44-ФЗ предусмотрено «автоматическое» согласие участника на переход предложения в статус заявки на участие в закупке

Законом не определен. Как правило, заказчик требует дополнительного подтверждения со стороны участника возможности поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях

11

Критерии определения победителя

Наименьшая цена за единицу товара

Определяются в Положении о закупке заказчика; в большинстве случаев используется ценовой критерий

12

Порядок заключения договора

Определяется статьями 50 и 51 закона № 44-ФЗ, как по результатам электронного запроса котировок: подписание и предоставление обеспечения исполнения контракта в 1 рабочий день, без протокола разногласий

На электронной площадке, в соответствии с требованиями заказчика и предложением участника, в срок не более 20 дней со дня принятия заказчиком решения о заключении договора

13

Последствия, если участник не подписал контракт (договор) в установленный срок

Признание уклонившимся, направление сведений в ФАС России для включения в РНП, заключение контракта с участником, занявшим следующее место

Законодательно не определены. Возможны в соответствии с Положением и документацией заказчика признание уклонившимся и направлением сведений в ФАС России для включения в РНП

14

Возможность обжалования

Да, в соответствии со статьями 105-106 закона № 44-ФЗ

Да, в соответствии со статьей 18.1 закона № 135-ФЗ

15

Оформление документов о приемке

В электронной форме, в ЕИС

В соответствии с проектом договора, размещенным заказчиком

16

Претензионная переписка, расторжение контракта (договора)

Через ЕИС, в соответствии с правилами, установленными для электронных процедур

В обычном порядке, в соответствии с проектом договора, размещенным заказчиком

17

Преимущества отдельным категориям поставщиков

Не предоставляются

Участвуют только субъекты МСП и «самозанятые»

18

Применение правил импортозамещения

Применяются запреты (постановление 616) и ограничения (постановления 878, 617, 102) на закупку иностранных товаров. Не применяется приказ 126н

Применяется постановление № 925, могут быть установлены требования для выполнения квоты на закупку российских товаров по постановлению № 2013

19

Срок действия предварительного предложения

Указывается поставщиком и не может быть более месяца

Указывается поставщиком, должен соответствовать требованиям заказчика

20

Возможность отзыва, изменения предварительного предложения

Участник вправе изменить, отозвать предварительное предложение в любой момент до направления заявки заказчику

Определяется оператором электронной площадки, законом не регулируется

21

Возможность указания заказчиком конкретного товара (товарного знака, производителя)

Не предусмотрена, характеристики товара только из КТРУ

Да, такое указание является одним из признаков неконкурентной закупки

22

Возможность переговоров с заказчиком в отношении участия в закупке

Нет запрета на переговоры

Нет запрета на переговоры

23

Основания отклонения заявки, отстранения участника

Непредоставление и (или) несоответствие информации и документов, предусмотренных законом в составе предложения, несоответствие участника установленным требованиям, в связи с предложением иностранного товара, предоставлением недостоверной информации

Определяются Положением о закупке заказчика (обычно непредоставление или несоответствие информации и документов, предоставление недостоверной информации)

24

Обеспечение заявки

Не предусмотрено

На усмотрение заказчика, в соответствии с его Положением о закупке и функционалом площадки; не может быть более 2% НМЦ

25

Обеспечение исполнения контракта (договора), гарантийных обязательств

Устанавливает заказчик в соответствии со статьей 96 закона № 44-ФЗ (от 0,5% до 30% НМЦ, в 2023 г. вправе не устанавливать)

На усмотрение заказчика, в соответствии с его Положением о закупке; не может быть более 5% НМЦ или в размере аванса (если предусмотрен аванс)

26

Тариф площадки для поставщика за участие в закупке

1% НМЦК, но не более 5000 руб., без учета НДС

Определяется оператором электронной площадки, по аналогии с другими электронными процедурами для МСП должен быть в размере не более 1% НМЦ и не более 5000 руб., без учета НДС

27

Риски поставщика

Необходимость изменять предложение в случае внесения изменений в КТРУ. Нет запросов о разъяснении извещения. Нет протокола разногласий по проекту контракта. Минимальный срок на подписание контракта и предоставление обеспечения исполнения контракта. Неизвестные условия контракта, на которые поставщик «автоматически» согласен. Высокий риск включения в РНП

Отклонение заявок по усмотрению заказчика, неопределенность с требованиями к предварительному предложению. Нет обязанности заказчика заключить договор.

Информация в таблице наглядно демонстрирует, что участие в закупках в электронном магазине «Закупки с полки» по 44-ФЗ является более рискованным мероприятием для поставщика, по сравнению с аналогичным магазином для субъектов МСП по 223-ФЗ.

Практика применения заказчиками по 44-ФЗ электронной процедуры по части 12 статьи 93 показывает, что чаще заказчики закупают товары с достаточно высокими единичными ценами, так как закупка «корзины» недорогих товаров в таком магазине невозможна.

Для того, чтобы заключить контракт по результатам закупки «с полки» по 44-ФЗ, необходимо, чтобы все условия предварительного предложения поставщика соответствовали условиям в извещении заказчика (цена, срок и место поставки, количество товара, характеристики). В случае реального и заранее неизвестного поставщику интереса заказчика к его товару, у заказчика есть возможность «скопировать» предложение поставщика в своё извещение и выбрать ту площадку, где поставщиком размещено предварительное предложение. В противоположном случае заказчик может сознательно указать иные условия (например, по сроку поставки) и выбрать другую площадку, а также может указать, например, конкретный срок поставки, которому будет соответствовать только одно предложение на соответствующей площадке.

Поставщикам следует учитывать, что заказчик при создании извещения видит все предварительные предложения, размещенные поставщиками на всех площадках по соответствующей позиции КТРУ с поставкой по месту нахождения (муниципальному району, округу, городскому округу) заказчика.

Максимальные риски поставщика связаны с тем, что ему неизвестны заранее условия контракта, которые будут объявлены заказчиком, и на которые поставщик, в силу прямого указания закона, заранее соглашается. По мере разработки типовых условий контрактов, обязательных для заказчиков, эти риски будут снижаться. Однако более комфортными для поставщика являются «Закупки с полки» у субъектов МСП по 223-ФЗ, когда функционал площадки, как правило, предусматривает запрос предварительных предложений после публикации заказчиком информации обо всех условиях закупки либо дозапрос от заказчика, которому направлено предварительное предложение поставщика, о подтверждении заказа (возможности поставки товара).

При закупке пищевых продуктов по закону № 44-ФЗ возможно отклонение заявки за несоответствие дополнительным требованиям к участнику. Поэтому необходимо загрузить на площадке вместе с предварительным предложением подтверждение наличия соответствующего опыта поставок согласно постановлению Правительства от 29.12.2021 г. № 2571.

Рекомендуется обязательно указывать в предварительном предложении по 44-ФЗ максимальное количество товара (с распределением имеющегося товара по разным площадкам, при необходимости). В этом случае работает механизм блокировки количества товара в случае направления заявки заказчику. Если поставщику невыгодно работать с небольшими партиями товара, необходимо указывать минимально возможную партию (минимальное количество для поставки).

Рекомендуется указывать комфортный для поставщика минимально возможный срок поставки товара (в календарных днях). Что касается максимально возможного срока поставки, он может быть установлен по согласованию с заказчиком, либо вообще не определён.

Предполагаем, что к концу года интерес заказчиков к электронному магазину «Закупки с полки» будет расти: по 44-ФЗ необходимо будет быстро истратить остатки бюджетных средств; по 223-ФЗ — обеспечить выполнение необходимого объема закупок у субъектов МСП и (или) минимальной доли закупок российских товаров. Удобен механизм «закупок с полки» заказчикам по 223-ФЗ, попавшим под санкции (информация не размещается на официальном сайте ЕИС), а также заказчикам по 44-ФЗ федерального уровня. Для региональных заказчиков по 44-ФЗ ограничение на использование электронного магазина на федеральных площадках в некоторых случаях связано со сложностями интеграционных процессов с региональными информационными системами в сфере закупок.

Практика применения закупок «с полки» в 2023 году показывает, что быстрое заключение контракта по приемлемым для заказчика и поставщика ценам удобно и выгодно для всех участников контрактной системы. Поэтому поставщикам товаров с относительно высокими единичными ценами необходимо осваивать этот закупочный инструмент, методично и планомерно повышая свои шансы на успешную реализацию заказчикам включенной в КТРУ продукции.

Богацкая С.Г., к.э.н., преподаватель УМЦ «Финконт»

Более подробно разберем практику закупок в электронных магазинах по 44-ФЗ и 223-ФЗ и особенности участия в них поставщиков на нашем ближайшем курсе для участников закупок

Практический курс для поставщиков государственных и корпоративных закупок. Участие поставщиков в регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ (40 часов очно)

Практический курс для поставщиков государственных и корпоративных закупок "Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/zakupki-s-polki-po-44-fz-i-223-fz-chto-vazhno-znat-postavshchikam