Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
С 1 января 2020 года вступят в силу изменения в Закон N 402-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 28.11.2018 N 444-ФЗ. Годовую бухгалтерскую отчетность за 2019 год предстоит составлять и представлять по новым правилам. С 1 января 2020 года обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности представляется только в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.
С 1 января 2020 года при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Случаи проведения обязательного аудита установлены законодательством (закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ):
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
- организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
- организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;
- организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
- сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.
Полный перечень организаций публикуется на сайте Минфина http://minfin.ru.
Название документа: Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год (согласно законодательству Российской Федерации).
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Мы предоставляем услуги обязательного аудита всем организациям, которые подлежат обязательному аудиту (за исключением кредитных и страховых организаций).
Обращаем внимание, что аудиторская проверка не подменяет государственного контроля, осуществляемого в соответствии с действующим законодательством уполномоченными государственными органами и органами местного управления. В то же время аудит способствует успешному прохождению такой проверки. Поэтому не стоит относиться к обязательному аудиту, как к некой формальности, да еще требующей определенных затрат. При правильном подходе аудит может не только повысить устойчивость бизнеса, но и сделать его более привлекательным для инвесторов.
Во-первых, в ходе проверки выявляются проблемные зоны, снижаются налоговые риски, оптимизируются налоговые платежи, и, соответственно, снижаются расходы.
Во-вторых, уменьшается вероятность возникновения претензий со стороны налоговых органов, что является стабилизирующим фактором (высвобождаются не только финансовые, но также трудовые и временные ресурсы).
В-третьих, аудиторское заключение — официальный документ, содержащий мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности организации. А это повышает доверие к ней пользователей отчетности.
В-четвертых, кроме аудиторского заключения аудиторы представляют информацию, составленную по результатам проверки. В ней отражаются все вопросы, на которые аудитор обратил внимание в ходе проверки. Как правило, описываются не только системы учета, но и внутреннего контроля, а также все выявленные ошибки, как в бухгалтерском, так и налоговом учете. Также даются обоснования сделанных замечаний и рекомендации по недопущению появления выявленных ошибок впредь. Такой материал может служить учебным пособием для всех работников, занятых в учетном процессе.