Правовые основы деятельности организаций госсектора. Бюджетная реформа и изменения законодательства. Актуальные правила осуществления деятельности учреждений госсектора на 2022 год (плановый период 2022-2024)
Семинар предлагает структурированную информацию и пояснения по актуальному порядку и правилам осуществления финансово-хозяйственной деятельности в учреждениях госсектора от планирования до контроля результатов деятельности. Изменения законодательства поясняются на практических примерах, а также предоставляются рекомендации по включении новых правил в учетную политику.
Вид обучения
Формат обучения
Дата и время
Место проведения
г. Санкт-Петербург, ул. Петропавловская, д. 4, литер А. Станция метро «Петроградская».
Документы по окончании обучения
Сертификат об участии в семинаре.Что входит в стоимость
Методический материал.
Для кого предназначен
Руководителей, главных бухгалтеров и бухгалтеров, специалистов планово-экономических отделов организаций госсектора. Семинар актуален для бюджетных, автономных и казенных учреждений.Особенности программы
В 2021 правила осуществления финансово-хозяйственной деятельности изменились по следующим основным направлениям:
- Вступили в силу очередные 7 Федеральных стандартов учета.
- Изменена бюджетная классификация и рабочий план счетов.
- Обновлен рабочий план счетов и отдельные документы, регулирующие порядок ведения учета.
- Внесены изменения в порядок планирования финансово-хозяйственной деятельности и формы расчетных обоснований.
- Обновлены отдельные документы первичного учета для учреждений.
- Обновлены состав и отдельные формы отчетности учреждений.
- Новые требования Федерального казначейства к автоматизации контроля и операционному управлению финансами учреждения.
- Вступили в силу обновленные требования к процедурам внешнего и внутреннего контроля.
В течение 2021 года произошли следующие изменения в части планирования и осуществления финансово-хозяйственной деятельности:
- Бюджетные ассигнования: Новая методика расчета бюджетных ассигнований и обоснований федерального бюджета.
- Электронное актирование: Изменение порядка признания денежных обязательств и новые способы использования информационных систем.
- Внесены изменения в порядок планирования, установленный Приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н.
- Многочисленные изменения Бюджетного кодекса в части регулирования межбюджетных отношения и исполнения бюджетов.
- Пакет оптимизационных поправок к Закону № 44-ФЗ.
Семинар предлагает возможность быстрого, но полноценного ознакомления административно-управленческого персонала учреждения с изменениями в правилах осуществления деятельности учреждения. Основной акцент семинара — довести до сведения слушателей изменения нормативных документов и прикладное значение обозначенных изменений, а также предоставить рекомендации по порядку работы учреждения по актуальным НПА.
Мероприятие проходит в рамках курса повышения квалификации:
Программа обучения
1. Реформы и изменения законодательства в 2021 году.
- Изменения Бюджетного кодекса:
- Федеральным законом от 01.07.2021 № 246-ФЗ внесены изменения по вопросам регулирования межбюджетных отношений (выделение субсидий, трансфертов из региональных бюджетов местным). Установлены сроки заключения соглашений о финансировании, уточнен перечень МБТ и др.
- Федеральный закон от 01.07.2021 № 247-ФЗ предусматривает установление дополнительных особенностей исполнения бюджетов в текущем году. В их числе — расширение перечня оснований для корректировки сводной росписи федерального бюджета без внесения изменений в Закон о федеральном бюджете, продление действия норм в части зачисления отдельных доходов в бюджеты регионов.
- Федеральные стандарты и учетная политика учреждения:
- Новые федеральные стандарты 2021 года и изменения в 2021 году федеральных стандартов, принятых до 2021 года.
- Отражение изменений нормативных актов в учетной политике учреждения.
- Закупочная деятельность:
- Пакет оптимизационных поправок к Закону № 44-ФЗ в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки в основной документ по закупкам вступят в силу с 01.01.2022.
- Внесены изменения в порядок регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 29.04.2021 № 18н.
- Электронное актирование: Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 667 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. № 2050» с 1 мая 2021 установлена для получателей средств федерального бюджета, указанные в отдельном распоряжении Правительства Российской Федерации, и подведомственных им получателей бюджетных средств.
- Порядок формирования и утверждения ПФХД:
- Изменения в порядок планирования, установленный Приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н, — новая редакция применяется с 10.05.2021 (федеральные учреждения применяли с планирования на 2021 год).
- Поправки в форму ПФХД согласно Приказа Минфина от 02.04.2021 № 53н.
- Прогнозируемые объемы поступлений и планирование негарантированных поступлений. Возможности планирования и действующий порядок.
- Обоснование расходов учреждения в соответствии с нормами трудовых, материальных и иных ресурсов. Применение результатов раздельного учета себестоимости работ/услуг для обоснования общей потребности в увязке с выполняемыми работами/услугами.
- Порядок формирования и утверждения бюджетных смет:
- Изменения в перечень обоснований к сметным показателям, применяемые с 01.01.2021 — в соответствии Приказом Минфина от 29.06.2020 № 125н. Состав, порядок формирования и особенности отдельных расчетов.
- Изменения в перечень обоснований к сметным показателям, применяемые с 23.05.2021 — в соответствии Приказом Минфина от 26.02.2021 № 30н. Состав, порядок формирования и особенности отдельных расчетов.
- Эффективный контракт и система оплаты труда:
- Пилотный проект по апробации требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения — Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 847.
- Реализация программы совершенствования системы оплаты труда (переход на эффективные трудовые контракты).
2. Бюджетная реформа и управление хозяйственной деятельностью учреждения.
- Сущность и приоритеты бюджетной реформы — управление и контроль хозяйственной деятельности учреждений госсектора:
- развитие риск-ориентированного подхода к осуществлению внешнего и внутреннего контроля. Особенности целеполагания и планирования контрольных мероприятий. Увязка качества планирования к общему качеству хозяйственной деятельности учреждения;
- переориентация внутреннего госфинконтроля на упреждающий контроль, повышение участия главных распорядителей в системе госфинконтроля в соответствии со стандартами контроля и аудита. Обоснованность плановых потребностей учреждения в увязке с центрами финансовой ответственности, а также увязка поступлений от деятельности учреждения и соответствующих расходов;
- автоматизация процедур внешнего и внутреннего финансового контроля. Инструменты ГИИС «Электронный бюджет». Особенности принятия плановых назначений, обязательств. Прикладные вопросы санкционирования в рамках обновленных в 2021 порядков;
- новые приоритеты для обеспечения общей эффективной деятельности учреждений. Пилотное внедрение контрольных мероприятий, направленных на подтверждение результативности расходов учреждений: целевое>эффективное>результативное.
- Действующая система управления и санкционирования расходованием бюджетных средств:
- дополнительные функции и инструменты контроля органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля: полномочия Счетной палаты РФ, Федерального казначейства, контрольно-счетных, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований;
- внешний государственный и муниципальный контроль. Обновленный перечень контрольных мероприятий и требований к контролю согласно Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. Действующие стандарты контроля и аудита для внешних проверок;
- внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль ГРБС. Полномочия, функции и порядок организации контроля;
- внутренний контроль на уровне учреждения. Обязательный характер внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни согласно Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в целях соблюдения требований к исполнению своих бюджетных полномочий. Порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля. Учетная политика учреждения в части организации и контроля хозяйственной деятельности.
- Особенности внутреннего аудита в учреждении как способа подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета.
- Автоматизация управления хозяйственной деятельностью учреждения. Информационные системы в 2021 году. ЕИС.
- Структура и принцип функционирования системы «Электронный бюджет». Порядок взаимодействия с ГИИС «Электронный бюджет».
- Порядок и требования к работе с подсистемами системы «Электронный бюджет». Планирование, санкционирование, отчетность.
- Планирование ФХД в системе «Электронный бюджет». Форма ПФХД и расчетные обоснования.
- Использование подсистем «Электронный бюджет» для хозяйственной деятельности. План-график и закупочная деятельность. Принятие обязательств. Изменение ПФХД и план-графика при изменении потребности.
- Электронный документооборот. Требования законодательства к организации ЭДО. Порядок отражения ЭДО в учетной политике учреждения.
- Финансовый контроль, мониторинг с использованием системы «Электронный бюджет». Подсистема управления расходами. Формирование и предоставление отчётности по ДО в соответствии с Приказом Минфина России № 221н.
- Особенности размещения информации на едином портале бюджетной системы.
3. Бюджетная и внебюджетная деятельность учреждений госсектора.
3.1 Бюджетная деятельность учреждений порядок осуществления, учета и отчетности:
- Принципы финансирования деятельности учреждений. Особенности отдельных источников финансирования.
- Порядок отражения в учете деятельности с субсидиями, предоставляемыми из бюджетов.
- Порядок применения СГС «Доходы» (Приказ Минфина России от 27.02.2018 г. № 32н) при отражении в учете доходов от всех видов субсидий.
- Учет доходов, расходов и финансового результата от субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания
- Особенности формирования себестоимости услуг на счетах 4 10900 000 и закрытия счетов.
- Целевые субсидии учреждений: порядок отражения операций на счетах бюджетного учета доходов и расходов от целевой субсидии
- Субсидии на цели капитальных вложений: порядок планирования и учета в учреждениях.
- Порядок финансового обеспечения медицинских учреждений; учет средств ОМС: порядок начисления доходов и расходов в бюджетном учете.
- Гранты в виде субсидий — особенности получения субсидий на конкурсной основе, порядок их включения в План ФХД и отражения операций на счетах бюджетного учета.
3.2 Внебюджетная деятельность учреждений: порядок осуществления, учета и налогообложения:
- Общие требования законодательства и условия ведения приносящей доход деятельности и оказания платных услуг (работ) учреждениями.
- Правила оказания платных услуг (работ) учреждениями и их обновление для отдельных отраслей в 2021 году:
- Новый порядок оказания платных образовательных услуг — обзор Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441.
- Требования к оказанию гостиничных услуг в 2021 году — Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853.
- Порядок установления цены платной услуги (работы) и роль учредителя:
- Нормирование и иные инструменты для определения стоимости платной услуги.
- Особенности определения цены платных услуг, относящихся к основным видам деятельности.
- Оформление правоотношений с покупателями:
- Порядок заключения договора на оказание платных услуг (работ) учреждениями.
- Правила бухгалтерского учета платных услуг:
- Общий порядок формирования доходов, расходов и финансового результата при оказании платных услуг (работ).
- Порядок учета платных услуг в соответствии с требованиями Федеральных стандартов. Особенности отражения в учете долгосрочных договоров.
- Формирование себестоимости услуги, особенности раздельного учета и ограничения на включение затрат на объекты, одновременно участвующие в бюджетной и внебюджетной деятельности.
- Учет и налогообложение при осуществлении внебюджетной деятельности. Особенности определения налоговой базы по НДС и НП.
- Доходы от собственности учреждения.
- Учет доходов от аренды имущества учреждения в соответствии с требованиями СГС «Аренда».
- Учет доходов от реализации имущества учреждения. Особенности операций по дооценке, переоценке имущества при реализации.
- Учет операций по реализации товаров и готовой продукции.
- Особенности отражения доходов, расходов и определения финансового результата от сдачи в аренду имущества в соответствии с СГС «Аренда».
- Отражение грантов, пожертвований, благотворительной помощи в бюджетном учете учреждений в соответствии с СГС «Доходы»
- Порядок учета штрафных санкций, полученных в результате нарушения контрагентами договорных обязательств.
Преподаватели
Преподаватель
Эксперты по бюджетному учету,
Преподаватель РАНХиГС (Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы.