Универсальный HR курс: кадровое дело, поиск, подбор и адаптация, обучение и оценка персонала
В рамках курса слушатели получат полную информацию по вопросам организации работы с персоналом, актуальным технологиям и особенностям работы с персоналом, по обучению и развитию персонала и вопросам HR-администрирования.
Вид обучения
Формат обучения
Дата и время
Программа обучения
День 1.
КАДРОВОЕ ДЕЛО.
Новое в законодательном регулировании отношений в сфере труда. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность службы управления персоналом. ЛНА, содержащие нормы трудового права. Порядок подготовки документов кадрового учета для предъявления контролирующим органам.
Локальные нормативные акты (ЛНА): порядок разработки и внедрения.
- Состав и виды документации.
- Подготовка и оформление распорядительных документов (приказов, распоряжений) по личному составу.
- Обязательные ЛНА, порядок разработки и внесения изменений: штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положение о защите персональных данных, график отпусков.
- Необязательные ЛНА: инструкция по кадровому делопроизводству, положение о премировании, должностные инструкции.
- Профессиональные стандарты: законодательная база, разработка, внедрение.
- Организация работы с документами, содержащими персональные данные (ПД) работников. Понятие, обработка, разработка перечня ПД. Общие требования. Хранение, использование и переработка ПД работника. Ответственность работодателя за нарушение прав работников в области защиты ПД. Правила ведения и хранения личных карточек, личных дел.
Договоры в кадровой работе.
- Трудовой договор. Срочный и трудовой договор, заключенный на неопределенный срок. Условия трудового договора: обязательные и дополнительные.
- Гражданско-правовые договоры (ГПД). Отличия ГПД от трудовых договоров.
Трудовая книжка.
- Требования к заполнению трудовых книжек. Инструкция по заполнению трудовой книжки.
- Оформление трудовой книжки впервые, заполнение титульного листа.
- Внесение записи о приеме, переводе, увольнении, поощрении.
- Особенности заполнения вкладыша в трудовую книжку.
- Учет и хранения трудовых книжек.
- Внесение изменений в трудовую книжку.
- Исправления в трудовой книжке.
- Формирование и ведение личных дел.
- Ведение личных карточек Т-2.
Журналы регистрации кадровой службы.
- Обязательные и необязательные журналы регистрации.
- Порядок ведения.
Порядок хранения кадровой документации. Правила и сроки хранения документов.
Пошаговые процедуры оформления кадровой документации.
- Документирование приема на работу. Общий порядок заключения трудового договора. Порядок разработки и утверждения типовой формы трудового договора. Заключение трудового договора с отдельными категориями работников. Обзор типичных ошибок. Документирование совмещения и совместительства. Спорные мнения по срочному трудовому договору, условие об испытании при фактическом допущении к работе и др. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора.
- Документирование перевода на другую работу. Общий порядок изменения трудового договора. Оформление постоянного перевода на другую работу, временного перевода в связи с производственной необходимостью. Документирование перемещения на другую работу. Документирование изменения сведений трудового договора. Особенности документирования изменений условий трудового договора без согласия работника.
- Документирование увольнения (прекращения трудового договора). Общий порядок оформления прекращения трудового договора. Обзор ошибок в документировании оснований увольнения. Придание актам, заявлениям, уведомлениям, докладным и объяснительным запискам юридической силы. Формулировка записи об увольнении.
- Документирование учета рабочего времени и времени отдыха. Сложные случаи и анализ типичных ошибок учета рабочего времени и времени отдыха. Ведение учета рабочего времени. Суммированный учет рабочего времени. Документирование работы сверх установленной продолжительности рабочего времени. Графики сменности и гибкие графики. Виды времени отдыха. Отличие выходных дней от нерабочих праздничных.
- Документирование предоставления отпусков. Анализ типичных ошибок работодателя по предоставлению работникам ежегодных оплачиваемых отпусков. График отпусков, деление отпуска на части, перенесение отпуска, отзыв из отпуска. Реализация права на отпуск при увольнении.
- Дисциплинарные взыскания. Виды взысканий. Процедура наложения дисциплинарного взыскания. Снятие дисциплинарного взыскания.
- Поощрение работников. Виды поощрений.
- Командировка, новые требования на практике.
- Документирование аттестации, оценки персонала. Периодическая и текущая оценка персонала. Комплект документов для проведения аттестации персонала. Разработка показателей для оценки персонала.
- Документирование обучения персонала. Права и обязанности сторон по профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации. Заключение ученического договора на переобучение без отрыва от производства. Заключение ученического договора на профессиональное обучение с лицом, ищущим работу.
- Документирование подбора персонала. Разработка анкеты кандидата, объявления о вакансии, Положения о поиске и отборе персонала.
День 2.
ТЕХНОЛОГИИ ПОИСКА и ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА.
Цели и задачи подбора персонала в компании.
- Специфика корпоративной культуры и бизнеса, как фактор, влияющий на подбор сотрудников.
- Влияние кадровой политики на методы и источники поиска.
- Принципы отбора новых работников компании.
Моделирование. Разработка схемы поиска под влиянием различных факторов и условий.
Работа с заказчиками.
- Проблемы и сложности в работе с заказчиками (линейными руководителями).
- Порядок взаимодействия заказчика (линейного руководителя) и исполнителя (отдела подбора).
- Способы повышения эффективности согласования потребности в персонале, утверждения заявки на подбор персонала.
- Профиль вакансии (должности) - требования к профессиональному опыту, личностным характеристикам и компетенциям потенциальных сотрудников.
- Формирование качественной заявки на подбор сотрудника.
Упражнение. Составление профиля должности.
Упражнение. Анализ формы заявки на вакансию.
Рынок труда, источники персонала.
- Рынок труда сегодня, его специфика.
- Использование внешней информации (анализы рынка, обзоры зарплат и т. п.).
- Источники и методы поиска кандидатов – традиционные и интерактивные.
- Корректный выбор источников поиска в соответствии с уровнем должности, требованиями вакансии и бюджетом.
Упражнение. Моделирование схемы поиска кандидатов в соответствии с влиянием различных факторов и условий.
Упражнение. Составление воронки подбора на вакансию.
Методы отбора новых сотрудников.
Поиск и отбор резюме.
- Предварительный отбор по резюме, его цели, ограничения.
- Методы корректной оценки данных в резюме.
Деловая игра. Отбор резюме для компаний с индивидуальными корпоративными особенностями.
Различные методы оценки кандидатов.
- Различные виды интервью.
- Интервью по компетенциям.
- Ассессмент центр.
День 3.
АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ.
Деловая игра: Первый день в компании.
Бизнес-цели адаптации персонала в компании.
- Установки и ожидания, формирующиеся у новых сотрудников в процессе прохождения интервью на вакантную должность: ошибки подбора.
- Причины разочарования в компании новых сотрудников: ошибки адаптации.
- Показатели и статистика увольнений новых сотрудников в период испытательного срока.
- Ключевые цели адаптационных процедур: снижение текучести кадров, сокращение расходов на подбор новых сотрудников, сокращение срока вхождения в должность.
Система адаптации новых сотрудников в компании.
- Этапы адаптации новых сотрудников в компании.
- Задачи отдела персонала в построении системы адаптации персонала.
Моделирование. Структура системы адаптации персонала в компании (Ментальная карта).
Технологии адаптации новых сотрудников в компании.
- Стадии адаптации новых сотрудников в копании: организационная, социально-психологическая, профессиональная, ценностная.
- Методы адаптации новых сотрудников: обучение, вовлечение, инструктаж, тренинги, наставничество.
Упражнение: Анализ программы адаптации под конкретную должность.
День 4.
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА.
Развитие персонала в компании: понятие, цели, задачи, принципы.
- Первичное обучение, повышение квалификации, переподготовка персонала.
- Управление потенциалом сотрудников.
Решение задачи: Ротация кадров.
Формы и методы обучения.
- Массовое, групповое, индивидуальное обучение.
- Дистанционное обучение (видео-курсы, вебинары).
- Учебные курсы на электронных носителях.
- Очное / заочное обучение.
- Мастер-классы, конференции, профессиональные конкурсы.
- Проблемно-проектное обучение.
- Методы активного обучения (деловые игры, кейс-обучение, моделирование, анализ, проектирование, интерактивные программы).
Упражнение: Выбор методов обучения в зависимости от его целей и особенностей обучаемых.
Создание кадрового резерва.
- Принципы планирования карьеры.
- Кадровый резерв: Зачем? Когда? Сколько? Кто? Как?
Упражнение. Интерактивное обсуждение вышеперечисленных вопросов.
- Мотивация и удержание сотрудников кадрового резерва.
Развитие руководителей.
- Особенности развития руководителей.
- Возможности развития руководителей.
- Программы удержания и сохранения управленческих и уникальных компетенций в компании.
День 5.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА.
Оценка персонала: понятие, объект, предмет, цели.
- Понятие оценки персонала в организации.
- Цели и задачи проведения оценки персонала.
- Виды и периодичность оценки персонала: первичная оценка при отборе, по результатам испытательного периода, по итогам месяца, ежеквартальная, итоговая (в конце календарного года или отчетного периода).
Методы оценки деятельности персонала.
- Формы оценки сотрудника и порядок проведения оценочных процедур.
- Различные шкалы наблюдения.
Упражнение. Разработка структуры оценки в зависимости от целей.
- Оценка производственного поведения работников, KPI (Key Performance Indicators), метод «Управление по целям».
Упражнение. Разработка структуры оценки по KPI и по «Целям».
- Оценка потенциала работника.
- Оценка по компетенциям.
- Понятие компетенций и компетентности.
- Алгоритм проведения оценки по компетенциям.
- Принципы снижения субъективности при оценке по компетенциям.
Упражнение: подбор адекватных способов оценки компетенций кандидатов.