Блокировка счета налоговой инспекцией

Немало организаций в процессе своей деятельности сталкиваются с проблемой блокировки расчетного счета со стороны контролирующих органов. Понимание причин, повлекших блокировку счетов, и наличие соответствующих знаний для их разблокировки, поможет избежать негативных последствий.

Блокировка расчетного счета налоговой инспекцией

Немало организаций в процессе своей деятельности сталкиваются с проблемой блокировки расчетного счета со стороны контролирующих органов. Понимание причин, повлекших блокировку счетов, и наличие соответствующих знаний для их разблокировки, поможет избежать негативных последствий.

Понятие  «блокировка счета» и причины возникновения

Блокировка счета представляет собой приостановление операций по счетам организации или индивидуального предпринимателя в банке. Приостановление операций означает прекращение банком всех расходных операций по счетам налогоплательщика (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ).

Блокировка расчетного счета производится банком на основании решения, полученного от налоговой инспекции. Вынести данное решение, согласно п.2 ст.76 НК РФ, налоговая инспекция имеет право лишь в трех случаях:

  1. Неуплата налога, штрафа, пени.
  2. Непредставление декларации в установленный срок.
  3. Вынесение решения по результатам камеральной или выездной налоговой проверки.

Любые иные причины (например, несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности, массовая регистрация организаций, либо массовый генеральный директор, и пр.) незаконны и не могут являться основанием для блокировки расчетного счета.

Важный момент: согласно п. 12 ст. 76 НК РФ банк не имеет права открывать организациям (ИП) дополнительные расчетные счета при наличии не отмененного решения налогового органа о приостановлении операций по имеющимся расчетным счетам той же организации (ИП), открытым в этом банке. Разумеется, запрет будет действовать до отмены блокировки расчетного счета налоговой инспекцией.

Рассмотрим подробно каждое из трех оснований приостановления операций по счетам налогоплательщика и порядок отмены решений о приостановлении операций.

Блокировка счета, связанная с неуплатой налога, штрафа, пени

Если налогоплательщик не исполнил требование об уплате налога, пеней или штрафа, то согласно п. 2 ст. 76 НК РФ налоговая инспекция может принять решение о приостановлении операций по счетам в банке. Однако предварительно, при выявлении задолженности организации по уплате налога, штрафа или пени, налоговая инспекция обязана направить компании требование об уплате недоимки по тем или иным налогам, либо пени/штрафу. В данном требовании указывается сумма недоимки (пеней или штрафа), основание для взыскания и срок для уплаты. И только при невыполнении такого требования в установленный срок, налоговый орган может вынести решение о взыскании недоимки (пеней, штрафов) принудительно, путем списания задолженности с банковского счета налогоплательщика. Одновременно с данным решением выносится и решение о приостановлении операций по счетам в банке. Если налоговый орган нарушил такой порядок и, не выставив предварительно требования о погашении задолженности, вынес решение о приостановлении операций по счету, блокировка будет незаконной п. 3 ст. 46, п. п. 1, 2 ст. 69 НК РФ).

Зачастую на практике бывает так, что требование об уплате налога, штрафа, пени направляется на юридический адрес. Поэтому  организация, у которой фактический адрес иной, данное требование получает с опозданием или не получает вовсе. Соответственно, компания не исполняет его в срок, и узнает о блокировке счета лишь тогда, когда банк сообщает о невозможности совершать операции по счетам. В данном случае налоговый орган формально не нарушает Закон при вынесении решения о приостановлении операций по расчетному счету.  Поэтому для своевременного предупреждения подобных радикальных мер, необходимо максимально оперативно отслеживать поступающую на юридический адрес корреспонденцию, что обеспечит, в свою очередь, наличие запаса времени, необходимого для проведения сверки и урегулирования разногласий с налоговой инспекцией.

Итак, решение о блокировке либо не дошло, либо проигнорировано. Налоговый орган по истечению срока, определенного в Требовании, в течение 2 месяцев выносит решение о приостановлении операций по счету (п. 3 ст. 46 НК РФ).

После вынесения решения о блокировке счета налоговый орган передает его в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ), а копию данного решения направляет налогоплательщику (по юридическому адресу) не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения (п. 6 ст. 6.1, абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ). Важное уточнение: решение о приостановлении операций по банковскому счету может выноситься исключительно руководителем налогового органа или его заместителем (п. 2 ст. 76 НК РФ).  Если же данное решение подписано другим лицом, на то неуполномоченным (например, руководителем отдела или инспектором), то блокировка счета будет являться незаконной.

С момента получения от налоговой инспекции решения о блокировке счета банк приостанавливает операции по данному счету (п.п. 1, 7 ст. 76 НК РФ) в безусловном порядке (п. 6 ст. 76 НК РФ).  Затем  в течение трех рабочих дней после получения решения кредитная организация направляет в налоговую инспекцию сведения об остатках денежных средств по счетам (п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 76 НК РФ).

В случае блокировки счета на основании неуплаты налога, пеней или штрафа, если сумма денежных средств, находящихся на счете, превышает задолженность, отраженную ко взысканию в решении о приостановлении операций по счету, налогоплательщик имеет право свободно использовать сумму превышения (Письмо Минфина РФ от 09.07.2008 № 03-02-07/1-268). Банк на основании решения о блокировке счета и инкассового поручения, полученных от налогового органа, списывает со счета требуемую сумму и направляет копию инкассового поручения с отметкой об исполнении в налоговую инспекцию.

В тех случаях, когда сумма денежных средств на расчетном счете организации недостаточна для погашения задолженности по налогу, пени или штрафу, налогоплательщику следует внести недостающие средства на расчетный счет, чтобы банк имел возможность исполнить инкассовое поручение.

Налоговая инспекция в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения документов, подтверждающих уплату взыскиваемого налога, пени или штрафа, принимает решение об отмене приостановления операций по счету (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отметим, что самостоятельно банк не имеет права снимать арест со счета и проводить по нему операции, даже если сумма задолженности в бюджет со счета им уже списана (налог, пеня, штраф уплачены, причина блокировки устранена). Блокировка счета будет действовать до тех пор, пока банк не получит от налоговой инспекции решение об ее отмене. Ускорить процесс разблокировки счета может самостоятельное обращение налогоплательщика с заявлением об отмене приостановлении операций по счету, составленным в свободной форме, с приложением документов, подтверждающих факт списания с расчетного счета требуемой суммы.

 На следующий рабочий день после принятия решения об отмене приостановления операций по расчетному счету, налоговая инспекция передает указанное решение в банк по электронным каналам связи, а его копию направляет налогоплательщику (п. 6 ст. 6.1, абз. 2, 5 п. 4 ст. 76 НК РФ).

Если, по мнению организации, решение о приостановлении операций по счету было вынесено незаконно, то данное решение необходимо обжаловать, вместе с приложением подтверждающих документов, в вышестоящем налоговом органе или в арбитражном суде. Налогоплательщик, при признании означенными инстанциями неправомерности приостановления налоговым органом расходных операций по расчетному счету, а равно и в случаях нарушения со стороны налогового органа сроков, установленных процедурой разблокировки расчетного счета, имеет право взыскать с налогового органа проценты за дни, когда организация не могла распоряжаться своим счетом (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Кроме того,  он может также потребовать возмещения убытков, понесенных вследствие неправомерных действий налогового органа (п. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Блокировка счета, связанная с непредставлением декларации

Согласно нормам налогового законодательства РФ, организации и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации и расчеты авансовых налоговых платежей в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ (ст. 80 НК РФ). Если организация (ИП) не представила соответствующую декларацию в установленный срок, налоговая инспекция вправе вынести решение о приостановлении операций по банковским счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ).

По истечении 10 дней с момента окончания срока представления декларации руководителем налогового органа или его заместителем принимается решение о блокировке счетов налогоплательщика. Однако в отличие от случая ареста расчетного счета по причине неуплаты налога, пени или штрафа, в решении налогового органа не указывается конкретная сумма задолженности и не выставляется инкассовое поручение. Это означает, что блокируется 100% денежных средств, находящихся на расчетном счете налогоплательщика. Блокировка счета происходит без предварительного направления со стороны налогового органа налогоплательщику каких-либо требований о представлении декларации.

Известны случаи, когда налоговая инспекция блокирует счета из-за наличия ошибок в представленной декларации или если декларация сдана частично. Это является незаконным, так как в данном случае не соблюдается условие для приостановления операций по счетам:  отсутствует факт непредставления декларации или отказа от ее представления. Поэтому  блокировка расчетного счета по данному основанию является поводом для обжалования решения такой блокировки в вышестоящий налоговый орган или арбитражный суд.

После вынесения решения о приостановлении операций по счетам организации (ИП) налоговая инспекция в течение одного рабочего дня передает данное решение в банк, и одновременно направляет копию налогоплательщику. Банк, по общему правилу, блокирует счет с момента получения решения от налогового органа.

Важно отметить, что блокировка счета на основании непредставления декларации наиболее часто происходит в связи с отправкой декларации почтой. Большой временной промежуток с момента приема почтового отправления работником почтамта до получения письма канцелярией налогового органа и последующей обработки отчетности обуславливает причину, по которой налоговый орган имеет формальные основания для признания отчетности несданной. В то же время, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, днем представления налоговой отчетности, помимо прочего, считается дата приема работником почтамта почтового отправления с описью вложения (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ). В сложившейся ситуации юридически правы оба лица: и налогоплательщик, и налоговый орган. Однако для исключения подобных «почтовых» блокировок расчетного счета все же рекомендуется производить почтовые отправления деклараций заблаговременно, не дожидаясь последнего дня, предусмотренного в законодательстве о налогах и сборах.

Итак, организация добросовестно направила декларацию в налоговую инспекцию в установленный срок, но счет все-таки заблокирован налоговым органом на основании непредставления декларации. В данном случае необходимо в срочном порядке представить в налоговую инспекцию документы, подтверждающие своевременное отправление декларации (квитанцию с оттиском календарного штемпеля, опись вложения) и заявление о снятии ареста со счетов в свободной форме. В противном случае декларация будет считаться непредставленной вплоть до получения ее налоговым органом и только тогда будет инициирована процедура разблокировки.

Если же декларация по каким-либо причинам действительно не была направлена в налоговую инспекцию, то  до получения банком решения о приостановлении операций по расчетному счету, налогоплательщику следует незамедлительно исполнить данную обязанность и представить в налоговый орган пакет документов, подтверждающих отправку отчетности.  Либо представить декларацию непосредственно через представителя с приложением заявления об отмене блокировки расчетного счета в свободной форме.

Не позднее следующего рабочего дня с момента получения декларации налоговая инспекция, по общему правилу, обязана вынести решение об отмене приостановления операций по банковским счетам. Данное решение не позднее еще одного рабочего дня передается в банк, а копия направляется в адрес организации (ИП). Банк производит снятие блокировки счетов с момента получения от налоговой инспекции решения об отмене приостановления операций по счетам.

Блокировка счета по результатам налоговой проверки

По результатам налоговой проверки инспекция принимает решение либо о привлечении, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение (п. 7 ст. 101 НК РФ). В п. 10 ст. 101 НК РФ указано, что после вынесения такого решения налоговая инспекция имеет право принять обеспечительные меры по исполнению данного решения (в частности, заблокировать расчетный счет), если у налогового органа имеются достаточные основания предполагать возможность дальнейшей неуплаты налога (пени, штрафа). Достаточность оснований для предположения налоговым органом наступления тех или иных обстоятельств в будущем, законодательством не определена, однако предположения налогового органа должны быть подтверждены необходимыми письменными доказательствами или расчетами, которых, в большинстве случаев, налоговый орган не имеет. Важно отметить, что данная обеспечительная мера носит исключительно вспомогательный характер и может быть наложена:

а) только после наложения запрета на отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества,

б) только если совокупная стоимость такого имущества не перекрывает недоимку по налогам, пени и штрафам, указанную в решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе о привлечении к ответственности,

 в) только на сумму разницы между стоимостью имущества по данным бухгалтерского учета и необходимой суммой обеспечения, отраженной в решении (абз. 10 - 12 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Наложение ареста на расчетный счет организации (ИП) в виде рассматриваемого обеспечения без предварительного наложения запрета на отчуждение имущества является основанием для отмены такого решения в судебном порядке (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.07.2011 N Ф03-2151/2011).

Решение о приостановлении операций по расчетному счету по результатам налоговой проверки, по общему правилу, выносится руководителем налогового органа или его заместителем. Решение  вступает в силу со дня вынесения и действует до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Какие платежи можно совершать, если счет заблокирован?

Приостановление операций по счету подразумевает прекращение банком всех расходных операций по данному счету (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ). Однако из данного правила есть исключения.

Во-первых, как уже было отмечено, если счет заблокирован вследствие неуплаты налога (пени, штрафа), то приостановление расходных операций по расчетному счету распространяется исключительно на сумму имеющейся перед бюджетом задолженности.  А  сумма, превышающая задолженность, если таковая имеется, может свободно использоваться на любые расходные операции (абз. 3, 5 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Во-вторых, даже если денежные средства на счете заблокированы в полном объеме, есть ряд платежей, которые могут осуществляться и в этом случае. Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ, п. 2 ст. 855 ГК РФ, банк списывает деньги с расчетного счета организации (ИП):

- по платежам первой очереди: по исполнительным документам на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, а также на оплату алиментов;

- по платежам второй очереди: по выплате выходных пособий и заработной платы работникам на основании исполнительных документов выданных, в том числе, комиссией по трудовым спорам (ст. 389 ТК РФ).

Решение налогового органа о блокировке счета выносится в связи с тремя основаниями: неуплата налога, штрафа, пени, непредставление декларации и в виде обеспечительной меры, связанной с привлечением к налоговой ответственности, которые по своему экономическому смыслу относятся к налоговым доходам бюджета. Поэтому  указанное решение в соответствии с п.2 ст. 855 ГК РФ относится к 4 очереди. Но это не означает, что такие платежи третьей очереди как выплата заработной платы по трудовым договорам будет осуществляться беспрепятственно. Выплата заработной платы работникам по трудовым договорам не является первоочередной по сравнению с рассмотренными нами причинами блокировки счета, поэтому осуществляется банком в порядке календарного поступления соответствующих поручений. Естественно, если счет уже заблокирован, все дальнейшие платежные поручения на выплату 3 очереди, например, заработной платы, исполняются по общему правилу – после его разблокировки налоговым органом. Контролирующие органы также считают, что на платежи по оплате труда положения абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ не распространяются и при блокировке счета совершать данную операцию нельзя (Письмо Минфина России от 04.02.2011 N 03-02-07/1-38).  Поэтому на практике банки часто отказывают в перечислении средств на заработную плату с заблокированного счета. Вместе с тем, как упоминалось выше, выплата заработной платы работникам может быть осуществлена и в порядке 2 очереди: по решению комиссии по трудовым спорам, создаваемой организацией в соответствии с нормами, определенными ст. 384 Трудового кодекса РФ.

Ответственность налогового органа за неправомерную блокировку и несвоевременную разблокировку счета

Согласно п. 9.2 ст. 76 НК РФ, налоговая инспекция несет ответственность за неправомерную блокировку и несвоевременную разблокировку счета. При выявлении таких правонарушений, налоговый орган обязан перечислить на счет налогоплательщика:

1. Проценты, которые начисляются в следующем порядке:

а) при несвоевременном принятии решения об отмене блокировки проценты начисляются за каждый день просрочки вынесения такого решения;

б) при несвоевременном направлении решения об отмене блокировки в банк – аналогично санкциям за несвоевременное принятие решения;

в) при неправомочном приостановлении операций по счету проценты начисляются за каждый день действия решения о блокировке. При этом процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в период просрочки либо неправомерной блокировки счета.

Стоит отметить, что проценты начисляются непосредственно на сумму денежных средств, которая была заблокирована на счете; сумма, указанная в решении о блокировке, при расчете процентов во внимание не берется. Данные проценты подлежат налогообложению налогом на прибыль (Письмо Минфина РФ от 14.02.2011 № 03-03-06/1/101).

2. Возмещение убытков, причиненных несвоевременной разблокировкой расчетного счета или неправомерным вынесением решения о приостановлении операций по расчетному счету – в размере фактически полученных и документально подтвержденных убытков, понесенных вследствие неправомерных действий, включая упущенную выгоду или неполученный доход. (п. 2 ст. 103 НК РФ, ст. 1069 ГК РФ). При этом, по мнению арбитражных судов, причинно-следственная связь между понесенными убытками и неправомерными действиями налоговых органов должна быть четко выделена и иметь обоснованную стоимостную оценку (Определение ВАС РФ от 18.03.2010 N ВАС-2739/10 по делу N А68-80/09-18/17, Постановление ФАС Уральского округа от 21.01.2010 N Ф09-11103/09-С2).

Как вы сами смогли убедиться, приостановление операций по расчетным счетам приводит к серьезным проблемам, отрицательно сказывающимся не только на происходящих внутренних бизнес-процессах компании, но и негативно отражающимся на репутации организации в деловой среде, а порой и сопровождающимся существенными финансовыми потерями. Избежать блокировки счета поможет соблюдение базовых обязанностей налогоплательщика: грамотное, основанное на законодательстве о налогах и сборах формирование и своевременное представление контролирующим органам налоговой отчетности, а также оплата платежей в бюджет в строго установленные сроки. Умение безошибочно определить рамки полномочий налоговых органов, твердость в отстаивании своей правовой позиции и быстрое реагирование на сигналы, связанные с возникновением претензий налоговых органов к тем или иным фактам хозяйственной деятельности организации, являются незаменимыми помощниками в деле обеспечения бесперебойной работы банковских счетов компании.

© 2012 Автор: Нечаев Валентин Сергеевич

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://uat.finkont.ru/blog/blokirovka-scheta-nalogovoy-inspektsiey